12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3189
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

ДЕЛО УЧИТЕЛЯ - ОДНО ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ДЕЛ В ИСТОРИИ. ПЕДАГОГАМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ

Статья на Всероссийский конкурс педагогических статей «Наследие отечественных педагогов в области образования», приуроченный к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского

Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, мастер производственного обучения ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ».

Введение

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год- год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского — будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, — все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии талантов ребят, в подготовке их ко взрослой жизни», — говорил президент на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».

Наставник — это человек, который не только чему-то учит, но и оказывает существенное влияние на наше мировоззрение. Наша задача воспитать у обучающихся уважение к людям, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и подростков. Основная миссия Года педагога и наставника - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
 

РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Великий русский педагог, основатель российской педагогической школы Константин Дмитриевич Ушинский

 

t1680027890aa.jpg

 

«Учитель жив, пока он учится.

Когда он перестает учиться,

в нем умирает учитель»

К. Д. Ушинский

2 марта исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского учёного, писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а затем и как писатель Его принято считать основателем научной педагогики, но сам он был убежден, что педагогика – не наука, а искусство. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Главная роль в системе К. Д. Ушинского отводится естественнонаучным знаниям и изучению родного языка. Ученый внедрил в школы аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте, который применяется до сих пор. Он сформулировал принцип единства обучения и воспитания в русской дидактике. Частью нравственного становления личности является развитие трудолюбия. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» педагог обосновал значимость труда как фактора нормального психического развития человека.

К. Д. Ушинский углубил классическое учение об уроке, определив его организационное строение и установив отдельные виды уроков, согласно их целям: урок объяснения нового материала, урок закрепления знаний. В XIX веке в образовательном обществе витала общая идея – сделать родной язык основой воспитывающего обучения, и Ушинский взялся составить учебник «Родное слово». Теоретические положения педагогической системы К. Д. Ушинского реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа: «Детский мир», «Человек как предмет воспитания» и другие.

Великое наследие К.Д. Ушинского воплощаем в жизнь, и мы в своем колледже. Участвуем во Всероссийской акции «Читаем К.Д. Ушинского», приуроченной к Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. После прочтения литературных произведений вместе обсудили поступки героев, поделились мнениями и пришли к выводу, что рассказы и сказки Ушинского будут читать ещё много поколений, потому что у людей всегда будут в почете доброта, любовь к природе, животным, Родине.

В марте 2023года мною было проведено внеурочное мероприятие на тему: «Тайны русского алфавита» (см. рис.1). Цель мероприятия - привить любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории, развить интерес к его глубокому изучению.

t1680027890ab.jpg

Рис.1. Участники внеурочного мероприятия «Тайны русского алфавита»

Антон Семенович Макаренко - социальный педагог и реформатор

t1680027890ac.jpg

Рис.2. Кадры из фильма «Педагогическая поэма»

«В воспитательной работе труд должен

быть одним из самых основных элементов»

А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко - величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою "систему перевоспитания" трудных детей. Спустя полвека после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырех столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке. Система Макаренко строилась на принципе: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил педагог-новатор, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд - для 1920-1930-х годов условия царские. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. «Одичавшие» дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались. Макаренко действительно строил свой, новый мир, воспитывая в детях веру в себя, чувство долга и чести.

Система А.С. Макаренко отлично сработала и в моей педагогической практике. Учился у меня в группе паренек Ярослав, сирота, троечник, одним словом - оторви и выбрось… Учился абы как, поведение просто ужасное, а главное, не участвовал ни в каких делах группы. Вся группа готовила проект о своем городе, о строителях, которые наш город построили. А Ярослав лишь наблюдал за всеми. Вот и решила я обратиться к Ярославу за помощью (Ярослав был на «ты» с компьютером), нужно было работу над проектом завершить презентацией. Сказала, что никак не смогу обойтись без его помощи, заставила поверить, что его работа над презентацией очень важна для всех нас! И это сработало. В процессе работы мы часто беседовали о жизни, о его отношении к учебе, о вредных привычках и многом другом, очень и очень важном. Знаете, я видела, как он загорелся, как работал с усердием, и какая замечательная презентация у нас получилась. Мы провели общеколледжное мероприятие, я поблагодарила по его окончании всех моих ребят и особенно Ярослава (см. рис.4). Вы бы видели, как заблестели его глаза, как ему была приятна эта похвала. И с этого момента Ярослав стал меняться в лучшую сторону. Появились хорошие оценки, стал принимать участие во всех мероприятиях. А в следующем семестре у него уже совсем исчезли тройки. Ярослав давно уже не учится, сейчас живет и работает в России. Часто пишет мне, и я горжусь его успехами!

t1680027890ad.jpgt1680027890ae.jpg

Рис.3. Ярослав с презентацией и грамотами (в центре) за успешное окончание 1 курса

«Книга для родителей» А.С. Макаренко по-прежнему удивительно современна. Секрет прост: ключевой целью семьи Антон Семенович видел воспитание счастливых людей, а средством ее достижения - родительскую любовь. Он был убежден: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был можно

Педагог осуществил беспримерный опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей и беспризорников. Сущность его заключалась в наибольшем требовании к воспитаннику и уважении к нему, как личности. Акцент делался на стимулировании положительных качеств личности. В созданных Макаренко коммунах «школах-хозяйствах» основой воспитания выступал труд, как в сельском хозяйстве, так и на созданных им промышленных производствах. Продукция, производимая коммунарами, шла на нужды воспитанников, а излишки продавались. В школах-коммунах достигалась необходимая связь обучения с воспитанием, школы и труда, со своими праздниками, ритуалами, традициями. Все это вместе стимулировало воспитанников и эмоционально настраивало на умение жить в коллективе, развивало принципы трудовой морали, и уводила их от правонарушений и девиантного поведения.

t1680027890af.png

Рис.4. А.С. Макаренко с воспитанниками школы-коммуны

В Алчевском строительном колледже, следуя педагогическим идеям А.С. Макаренко, стараемся сформировать у студентов предпосылки дальнейшего успешного обучения, развития и социализации, а именно: навыки совместного размышления, заботы друг о друге и ответственности, а также созидательную инициативу. Студенты колледжа участвуют в волонтерском движении, помогают пожилым жителям города (см. рис.5. и рис.6.) t1680027890ag.jpgt1680027890ah.jpg

Рис.5. Помощь одиноким пожилым жителям города

t1680027890ai.jpgt1680027890aj.jpg

Рис.6. Разгрузка и выдача гуманитарной помощи малообеспеченным гражданам

 

Учитель, отдавший сердце детям. Василий Александрович Сухомлинский

«Я понял, чтобы стать настоящим

воспитателем детей,

надо отдать им свое сердце …»

В.А.Сухомлинский

Основные принципы воспитания по Сухомлинскому - это любовь к детям и обучение родителей. О личном примере родителей сейчас говорят очень многие, но мало кто знает, что это была идея именно В.А. Сухомлинского, и в то время она казалась новаторской.

t1680027890ak.jpg

Рис.7. В.А.Сухомлинский с детьми

Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв интереса к учебе, возрастание познавательных способностей детей, когда им переставали навязывать одинаковую для всех деятельность, давали возможность выбирать сферу приложения своих сил и время для занятий. Значит, занятия в общеобразовательной школе того типа, который сложился сейчас в нашей стране, могут не только лишать детей интереса к изучаемой области знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая деятельность, не давая притока энергии и энтузиазма, способствует ухудшению не только познавательных способностей, но и здоровья.

Сухомлинский создал педагогическую оригинальную систему, которая основывается на принципах гуманизма и признания личности ребенка самой высокой ценностью.

Педагог процесс обучения видел через: призму формирования у учеников мировоззрения, слово учителя, художественный стиль изложения материала, сочинение вместе с ребятами произведений и сказок.

Он был уверен, что ленивых, неспособных и бездарных детей нет.

Ввел дифференцированный подход к каждому ученику, выявляя их индивидуальные особенности и наклонности.

Задание педагога у Сухомлинского состоит  не только в умении правильно определять последствия и причины в воспитании, но также влиять на жизнедеятельность ребенка, разделяя с родителями свои заботы о нем.

В. А. Сухомлинским было разработано и успешно реализовано новый исследовательский метод – это эксперимент. Он  характеризуется единством 3 основных  компонентов: коллективного творчества, целостности и длительности.

Он был первым педагогом, который заговорил о главной роли воспитания в развитии и формировании богатой духовной личности. Он утверждал, что  без духовности социально-экономический прогресс не возможен.

В колледже неотъемлем процесс обучения и воспитания творческой личности. Наше время — время перемен! Сейчас как никогда во всех областях нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В своих обучающихся видим не только хороших учеников, хороших специалистов, но в каждом из них - и творческую личность. Ведь жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу.

t1680027890al.jpgt1680027890am.jpgt1680027890an.jpgt1680027890ao.jpgt1680027890ap.jpgt1680027890aq.jpg

Рис. 8. Студентка колледжа Карачевцева Дарья- отличница и яркая творческая личность

Сухомлинский говорил, что школьника необходимо рано включать в трудовой процесс. Однако он должен быть разнообразным и соответствовать его возрасту и увлечениями.

Задача школы, как считал Сухомлинский — в каждом открыть творца, поставить его на самобытно-творческий путь, полнокровного интеллектуального труда.

Разработал принцип развития у детей творческого начала.

Придерживался идеи ориентированного обучения в классе.

Лев Семенович Выготский — человек, опередивший своё время

t1680027890ar.jpg

«В процессе воспитания учитель должен

быть рельсами, по которым свободно

и самостоятельно движутся вагоны,

получая от них только направление

собственного движения»

Л.С.Выготский

Психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Лев Семенович Выготский— одна из самых ярких звёзд отечественной психологии. Его работы, несмотря на частую критику в последние годы, лежат в основе образовательных программ по всему миру. В процессе развития ребёнка каждая функция «появляется на сцене дважды», объяснял Выготский: сначала в социальном плане, а затем уже в психологическом.

t1680027890as.png

Рис.9. Л.С. Выготский с группой студентов педагогического отделения

Среднеазиатского государственного университета

Принципы воспитания Льва Семёновича Выготского:

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником.

Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития».

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью.

Выготский сформулировал новый закон: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Задача обучения по Выготскому — помочь ребёнку достигнуть высшей ступени интеллектуальных возможностей. В основе воспитательного процесса, считал Выготский, лежит опыт — его формирование учёный называл базой педагогической работы. Формируется же опыт в социуме, социальной среде. Лев Семенович Выготский был уверен, что задача учителя — регулировать и организовывать развивающую среду. Он писал: «Ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на всё его глазами и судил его умом. Пора поставить ученика на собственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от ушибов и выбирать направление. И то, что верно относительно ходьбы — ей можно научиться только на собственных ногах и на собственных падениях, — одинаково приложимо ко всем сторонам воспитания».

Лев Выготский одним из первых обосновал не просто пользу, но даже необходимость включения игр в процесс обучения. Он объяснял: игры никогда не повторяют друг друга в точности — каждый раз ребёнок оказывается в новой ситуации и ищет новые решения для неё, учится координировать своё поведение в соответствии с тем, как ведут себя другие, активно участвует в процессе. Проще говоря, так он развивает полезные мета предметные навыки.

Идеи Л.С. Выготского применимы и сегодня. В процессе обучения наиболее целесообразно использование тех методов, при которых у обучающихся развивается желание к творческому, производительному труду; обучающиеся стремятся к активным действиям, преуспевают и мотивируют собственное поведение; отрабатывают модели поведения, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Этим требованиям наиболее отвечают инновационные методы обучения, среди которых игровые методы. Спектр применения игровых методов очень широк. В своей работе педагоги и мастера производственного обучения нашего колледжа используют ролевые игры и их элементы в очень разных проектах и мероприятиях. Нами созданы рекомендации, которые содержат не только методические указания по подготовке и проведению ролевых игр, но и примеры проведения ролевой игры на практике, благодаря которым наша работа становится еще более интересной и плодотворной.

t1680027890at.pngt1680027890au.png

Рис.10. Проведение деловой игры в колледже

Из опыта моей работы можно заключить, что важным элементом игровых программ является включение наиболее активных и подготовленных обучающихся-игроков в работу по организации и проведению игры. Особенно любят обучающиеся деловые игры, благодаря которым происходит отработка их функциональных и личностных навыков.

И напоследок очень важное изречение Л.С.Выгодского: «Итак, первое требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и так далее. Только точные знания, точный расчёт и трезвая мысль могут сделаться истинными орудиями педагога». Лучше и не скажешь!

Станислав Теофилович Шацкий

t1680027890av.jpg

С.Т. Шацкий и его коллеги педагоги начали свой социально-педагогический эксперимент 1905 году. Идя от ребёнка, его интересов, потребностей и возможностей был создан «Сетлемент» (культурное поселение), который объединил детский сад, начальную школу, мастерские и студии, педагогический кружок. Таким образом осуществилась идея непрерывного образовательно–воспитательного процесса.

В 1911 году С.Т. Шацкий открыл колонию «Бодрая жизнь». В 1919 году была создана Первая Опытная Станция (ПОС), которая представляла из себя комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Он включал в себя: детские ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени, внешкольные учреждения (клубы, избы-читальни, студии), систему подготовки и переподготовки учителей (курсы, педагогический техникум), научно-исследовательский центр).

Достижения Первой Опытной Станции в 30-е годы широко были известны и в стране, и за рубежом. Знаменитый американский педагог и социолог Д.Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам. Заподозрив показуху, обман, он вставал раньше всех и тайком наблюдал жизнь детей и педагогов. Покидая Станцию, он, растроганный, убеждённый противник советской власти, подарил Шацкому свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».

Модель педагога, разрабатываемая С.Т. Шацким, носила в себе обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как субъекта социально-педагогической деятельности.

«Надо работать над такой педагогической системой, — писал Шацкий, — которая являлась бы жизненно нужной для широких масс, трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества. Это есть одна из самых благородных и благодарных задач, которые только можно себе представить».

Христина Даниловна Алчевская

t1680027890aw.jpg

Рис.11. Х. Д. Алчевская проводит урок

Не могу рассказать и о Христине Даниловне Алчевской, женщине-педагоге и образце для подражания, на мой взгляд. Христина Даниловна Алчевская — российский и украинский общественный деятель, педагог и просветитель. блистательный публицист, основоположница методики обучения грамоте взрослых, основатель харьковской женской бесплатной воскресной школы, автор исследований и книг «Что читать народу?» и «Книга взрослых». 22 марта 1870 года после ряда долгих хлопот Х. Д. Алчевской удается вновь открыть в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которая просуществовала почти 50 лет и которую закончили около 20 тысяч человек.

Вся деятельность Христины Даниловны была образцом служения своему народу, просвещению которого она отдала почти шесть десятилетий своей жизни. Её педагогическая деятельность получила всемирное признание на Международном конгрессе частной инициативы в деле народного образования (Франция, 1899 г.). На выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Париже, Антверпене, где освещался педагогический опыт Алчевской, ей присуждались высшие награды. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения, она была членом многих российских и зарубежных просветительных обществ.

В 1878 году в Алексеевке Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (теперь Луганщина) Алчевская решила на собственные средства построить одноклассную земскую школу и обучать грамоте местных жителей, которые с радостью встретили эту новость, т.к. в округе не было ни одной народной школы

После всех трудностей, препятствий, вставших на пути создания народной школы, 6 сентября 1879 года она была открыта и Алчевская стала ее попечительницей. Школа сохранилась до сих пор, здесь открыт музей Б. Д. Гринченко.

В настоящее время в Алчевске существует Государственное   Бюджетное Общеобразовательное учреждение Коллегиум №1 имени Христины Алчевской с углубленным изучением иностранных языков с первого класса. Именно с именем Христины Алчевской связано начало истории старейшей школы города, которая носит её имя. В этой школе получала знания в свое время и я.

t1680027890ax.jpg

 

Рис.12. Коллегиум №1 и музей имени Христины Алчевской

Коллегиум гордится своими обучающимися и теми достижениями, которые имеются на сегодняшний день: громкие победы Международного уровня: Международная научно-практическая конференция «Дорога в Малое Сколково», Всероссийский военно-исторический молодёжный форум «Александровский стяг», Всероссийский Суворовский конкурс научно-исследовательских работ, Международная научно-практическая конференция обучающихся «Мир моих исследований» и многое другое.

Симон Львович Соловейчик

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел,

оно ни на один день не моложе человечества;

оттого оно кажется несложной работой:

все справляются, и мы справимся.

В действительности взгляд этот обманчив...

и это сложнейшее из дел»

С. Л. Соловейчик

t1680027890az.jpg

Идеи педагога, писателя, философа Симона Соловейчика легли в основу так называемой педагогики сотрудничества, где воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие, как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Заключение

Учителя, педагоги, наставники можно подобрать еще много синонимов, что рассказать о самой прекрасной, самой необходимой для человечества профессии. Можно назвать много славных имен педагогов России. Возможно, вы хотите узнать и о других. Тогда для вас презентация, которую можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/_sysRvzDSfbYAA

Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. В педагогических системах Ушинского, Выготского, Макаренко, Сухомлинского и других можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.

Педагогическое значение наследия К.Д. Ушинского для современного российского образования бесценно.

Важным элементом макаренковской воспитательной технологии была система перспективных линий. Педагог считал, что «человек не может жить в мире, если у него нет впереди ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одной из важнейших объектов работы».

Наши ученики - наша гордость! От нас зависит, какими они станут в будущем. Давайте получать радость от своей работы и делать ее только на «отлично»!

Литература:

1.Джуринский А.Н. История педагогики и образования / А.Н. Джуринский. – М.: Издательство Юрайт, 2013г.

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособ. / МАН; Ред. З. И.Васильева. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

3.Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, «История педагогики» -­ Просвещение, Москва, 1982 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Стяжкина Светлана Анатольевна, 28.05.23 в 18:03 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой, Людмила Николаевна! Очень интересная и содержательная статья!
Шишкина Людмила Николаевна, 28.05.23 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, Светлана Анатольевна! Очень приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.