Урок литературы в 6 классе «Учителями славится Россия»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы «Учителями славится Россия…Образ учителя в литературе XX века».
Пояснительная записка.
Представлен конспект урока литературы «Учителями славится Россия..». Образ учителя в ру
презентация к уроку
PPTX / 188.04 Кб
буклет
PUB / 91.5 Кб
сской литературе XXвека». (внеклассное чтение) в 6 классе. Данный урок направлен на решение задач обучения грамотному чтению, т.е. умение вычленить информацию в тексте, понять подтекст, определить авторскую позицию, сопоставить информацию, обобщить имеющиеся данные. Для достижения целей используется групповая работа с текстом, ответы на вопросы (прием «толстые» и «тонкие» вопросы), написание синквейна.
Данный урок можно проводить после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» в 6 классе по программе под редакцией В.Чертова, данный урок позволяет расширить представление обучающихся об образе учителя в русской литературе XX века.
На уроке формируются и совершенствуются познавательные УУД (поиск информации, анализ, сравнение), регулятивные (формулирование главного вопроса урока, самооценка, рефлексия), коммуникативные (умение строить высказывание, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в группах, в парах), личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание).
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.
Тема урока: Учителями славится Россия…(Образ учителя в русской литературе XX века.)
Цели:
познавательная
выявить типичные черты учителя на примере произведений: А.Платонов «Еще мама», Ю.Яковлев «Учитель»;
работать с текстом литературного произведения;
давать характеристику и оценку героям произведений;
развивающая
развивать устную диалогическую и монологическую речь учащихся;
развивать умение работать с текстом, находить нужную информацию;
развивать умение анализировать и сопоставлять, выделять общие черты и отличительные;
развивать умение вести дискуссию, отвечать на проблемные вопросы;
умение работать в группе.
воспитательная
пробудить интерес к профессии учителя;
воспитывать у учеников уважение к труду учителя.
Виды учебной деятельности:
1) творческая:
написание творческой работы,
2) поисковая:
подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме,
3) рецептивная:
чтение и полноценное восприятие текстов,
4) репродуктивная:
осмысление характеров,
ответы на вопросы по тексту произведений,
5) исследовательская:
сравнительный анализ образов,
анализ эпизодов.
Планируемые результаты:
предметные: анализировать литературные произведения, сравнивать и сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев, выявлять их типичность, высказывать собственное отношение к анализируемым произведениям, уметь вести диалог, создавать устные монологические высказывания;
метапредметные: умение формулировать выводы; общаться в группах.
Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оцените урок и свою работу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
АВТОР, НАЗВАНИЕ ТЕКСТА. Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ (ИЗ ТЕКСТА)_____________________________________________________
Портрет учителя, речь, манера общения, о чем это говорит читателю? |
Каково отношение окружающих к учителю? Какой след оставил в душе учеников? |
Как через поступки раскрывается образ учителя? (Как относится к ученикам? Какие поступки совершает?) |
Правила составления синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма.
1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)
2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)
3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).
4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).
5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).
СИНКВЕЙН
1.Учитель
_______________________________________________________________
ПРИТЧА
Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
Горбачёва Марина Юрьевна
Татьяна Куклева