12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО
4

Урок литературы в 6 классе «Учителями славится Россия»



Конспект урока литературы «Учителями славится Россия…Образ учителя в литературе XX века».

Пояснительная записка.

Представлен конспект урока литературы «Учителями славится Россия..». Образ учителя в ру


презентация к уроку
PPTX / 188.04 Кб

буклет
PUB / 91.5 Кб

сской литературе XXвека». (внеклассное чтение) в 6 классе. Данный урок направлен на решение задач обучения грамотному чтению, т.е. умение вычленить информацию в тексте, понять подтекст, определить авторскую позицию, сопоставить информацию, обобщить имеющиеся данные. Для достижения целей используется групповая работа с текстом, ответы на вопросы (прием «толстые» и «тонкие» вопросы), написание синквейна.

Данный урок можно проводить после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» в 6 классе по программе под редакцией В.Чертова, данный урок позволяет расширить представление обучающихся об образе учителя в русской литературе XX века.

На уроке формируются и совершенствуются познавательные УУД (поиск информации, анализ, сравнение), регулятивные (формулирование главного вопроса урока, самооценка, рефлексия), коммуникативные (умение строить высказывание, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в группах, в парах), личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание).

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.

Тема урока: Учителями славится Россия…(Образ учителя в русской литературе XX века.)

Цели:

познавательная

выявить типичные черты учителя на примере произведений: А.Платонов «Еще мама», Ю.Яковлев «Учитель»;

работать с текстом литературного произведения;

давать характеристику и оценку героям произведений;

развивающая

развивать устную диалогическую и монологическую речь учащихся;

развивать умение работать с текстом, находить нужную информацию;

развивать умение анализировать и сопоставлять, выделять общие черты и отличительные;

развивать умение вести дискуссию, отвечать на проблемные вопросы;

умение работать в группе.

воспитательная

пробудить интерес к профессии учителя;

воспитывать у учеников уважение к труду учителя.

Виды учебной деятельности:

1) творческая:

написание творческой работы,

2) поисковая:

подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме,

3) рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текстов,

4) репродуктивная:

осмысление характеров,

ответы на вопросы по тексту произведений,

5) исследовательская:

сравнительный анализ образов,

анализ эпизодов.

Планируемые результаты:

предметные: анализировать литературные произведения, сравнивать и сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев, выявлять их типичность, высказывать собственное отношение к анализируемым произведениям, уметь вести диалог, создавать устные монологические высказывания;

метапредметные: умение формулировать выводы; общаться в группах.

Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Настраивает на урок, готовит к первичному восприятию текста.

Вступительное слово учителя:

Мне бы хотелось начать сегодняшний урок китайской притчей. (Чтение притчи). О ком она?

Существует много профессий на Земле. Среди них есть не совсем обычная. Это профессия, с которой все начинается.

А все начинается с учителя. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрости, любви к детям. Работа учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.

Каждый день вы ходите в школу, встречаете учителей. Среди них есть обязательно те, кого вы любите и уважаете.

- Каких учителей вы любите, есть ли у вас любимый учитель?

Учитель не просто дает знания, а оставляет след в душе каждого из вас. Предположите, каким же должен быть учитель, чтобы память о нем жила в сердцах учеников? (Рисую на доске солнышко, на лучах записываю названные учащимися качества).

Настраиваются на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Учащиеся называют качества, которыми, как считают, должен обладать учитель.

Объявление темы урока, постановка цели.

Тема нашего урока сегодня: Учителями славится Россия (Образ учителя в русской литературе XX века). (Слайд 1)

Эпиграфом к нему будут слова К.Д.Ушинского: “ Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории”. (Слайд 2)

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Как вы думаете, на какой главный вопрос нам сегодня предстоит ответить? (Каково предназначение учителя, и есть ли какие- то типичные черты, присущие учителю?)

Размышляют о смысле эпиграфа.

Формулируют главный вопрос урока, ставят цели.

Актуализация знаний

-Образ учителя появился очень давно в литературе, о разных учителях писали разные писатели. В XIX веке об учителях писали Д.И.Фонвизин, А.С.Пушкин и литература XX века тоже не обошла вниманием профессию учителя, трудную и благородную, это и: А.С.Макаренко «Педагогическая поэма», и Ч. Айтматов «Первый учитель», и В.Распутин «Уроки французского», А.Алексин «Безумная Евдокия», и А.Платонов «Песчаная учительница»,В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», Ф.Искандер «13 подвиг Геракла» и многие другие. (Слайд 3)

-Каков же он, учитель, в изображении писателей, давайте попробуем в этом разобраться.

Отвечают на вопросы.

Открытие нового знания. Работа в группах.

- У вас на столах тексты произведений, в которых представлены разные образы учителей. Также у вас на столах есть рабочие листы, в которых вы будете отвечать на вопросы. Распределитесь в группах на пары. Прочитайте текст и выполните задание, которое прописано в вашем рабочем листе:

Сравните портреты учителей, их речь. О чём они говорят читателю?

Каково было отношение окружающих к учителю? Какой след оставил в душе учеников?

Как через поступки раскрывается образ учителя? (Слайд 4)

Читают тексты, ищут информацию в тексте.

Итог работы в группах.

- О каких учителях рассказывают авторы?

- Хоть это и разные люди, есть ли в их образах что- то общее? Что?

- Кто он, учитель?

- Каким же должен быть?

- Что значит быть учителем?

Обобщите все сказанное и напишите синквейн (правило написания синквейна в рабочем листе) (Слайд 5)

Посмотрите, какими качествами, из названных вами в начале урока, обладают учителя, о которых вы рассказывали?

Подводят итог работы, обобщают информацию, пишут синквейн, читают готовые работы, соотносят свои предположения с результатом работы по характеристике учителя из предложенного текста.

Итог урока, рефлексия.

Россия всегда славилась своими учителями.

Послушайте стихотворение, начальная строка которого стала темой нашего сегодняшнего урока, и ответьте на вопрос: кто приносит славу учителю?

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей,

И заглянете если в страны вы иные,

То не найдёте там таких учителей

Учителя России — это гордость наша,

Гордиться вами будем мы всегда

От первых классов и до классов старших

Ученики вас не забудут никогда

Ученики, которых вы учили,

Приносят славу по сей день стране

Учителями славиться Россия!

Плоды ученья вечны на земле!

Илья Шишлов

Посмотрите на портреты замечательных российских педагогов, которые посвятили свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.Это Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семёнович Макаренко, Евгений Николаевич Ильин, Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили. Вглядитесь в их глаза, как много они могут рассказать об этих замечательных педагогах. Этими педагогами, действительно, гордится Россия, а их ученики и последователи продолжают дело воспитания подрастающего поколения (Слайд 7)

Оцените свою работу на уроке на листах самооценки.

Спасибо за урок! Я подготовила вам список литературы, в которой раскрывается образ учителя, если вас заинтересовала эта тема, почитайте. (Буклет) (Слайд 8)

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос.

Оценивают урок и свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оцените урок и свою работу

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

АВТОР, НАЗВАНИЕ ТЕКСТА. Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ (ИЗ ТЕКСТА)_____________________________________________________

Портрет учителя, речь, манера общения, о чем это говорит читателю?

Каково отношение окружающих к учителю? Какой след оставил в душе учеников?

Как через поступки раскрывается образ учителя? (Как относится к ученикам? Какие поступки совершает?)

     

Правила составления синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма.

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

СИНКВЕЙН

1.Учитель

_______________________________________________________________

ПРИТЧА

Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал: 
— Завтра вы узнаете об этом. 
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать. 
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. 
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: 
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. 
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. 
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики. 
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… 
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. 
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........ 

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.08.18 в 05:30 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.