Деловая игра «Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом»
Тема: Деловая игра « Создание журналистского текста.
Работа над журналистским текстом»
Учитель Юдинцева Светлана Сергеевна
Цели: дать понятие об этапах работы над журналистским текстом, о методах сбора информации и обработке материала; формировать умение делать редакторскую правку; воспитывать культуру работы в группе.
I. Теоретический блок
Какие жанры журналистики вам известны?
Что такое статья? В чем её отличие от заметки?
Какие виды интервью вы знаете?
II. Практическая часть
Деловая игра «Редакция "Юниор"». Делаем школьную газету
1. Организационный момент. Распределение ролей.
Представьте, что наш коллектив — это редакция газеты. Распределяем обязанности (главный редактор, корреспонденты, репортеры, корректор). Задача редакции - сделать свою газету яркой, запоминающейся и интересной.
Выбор формата (направленности) газеты.
Постановка целей перед участниками деловой игры. Каждый участник деловой игры получает свое задание в зависимости от того, какая у него роль.
III. Блок контроля домашнего задания
Чтение учащимися заметок в различных жанрах:
Мини-обозрение
Мини-совет
Мини-история
Блиц-портрет
Мини-рецензия
Рецензирование заметок
IV. Практическая часть (продолжение)
Задание № 1 «Редакторы и корректоры»
В вашу газету поступило несколько заметок от собственных корреспондентов. Вам необходимо распределить их по жанрам, по рубрикам, дать интересные названия заметкам, а одну из них даже отредактировать. (приложение 1 и текст для редакторской правки)
Задание № 2 ( для редактора)
Определите, к какому типу относятся данные заголовки и какие художественные средства легли в основу этих заголовков (приложение 2)
Типы заголовков:
Заголовок-прогноз
Заголовок-ассоциация
Заголовок-антитеза
Заголовок-цитата
Заголовок-абсурд
Заголовок-вызов
Задание № 3 «Корреспонденты и репортёры»
Подготовить тезисы к заметкам, статьям и интервью в школьную газету для специального выпуска «Одиннадцать – это много или мало?»
V. Контроль Подберите к определениям, данным в левой колонке, соответствующие им термины из правой колонки.(приложение 3)
VI. Рефлексия
- Какую пользу вы извлекли из этого урока?
- Что показалось сегодня трудным?
- Какие задания показались интересными?
VII. Домашнее задание
Создайте журналистский текст (подберите интересный заголовок, составьте план и напишите тезисы).
Индивидуальное задание (по выбору учащихся): сделайте интересные фотографии к своему тексту.
Приложение 1 к занятию 14
Текст 1
(1) Почти 60 % московских школьников пользуются Интернетом. (2) Таковы результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». (3) Экспертов эти данные не радуют. (4) По их данным, виртуальные путешествия могут навредить здоровью и психике детей.
(5) Активных пользователей Всемирной паутины много не только в Москве. (6) О том, что их ребенок проводит время в Сети, сообщил каждый пятый россиянин. (7) Эта доля существенно варьируется в зависимости от места жительства опрашиваемых (в Москве — 59 %, в крупных городах — 28—29 %, а в малых городах и селах — 10—16 %).
(8) Интересно, что 12 % опрошенных считают, что их дети используют Интернет исключительно для подготовки к урокам; 9 % — в целях развлечения; 3 % — для общения, а 2 % — для подготовки к поступлению в вуз. (9) Характерно, что практически никто не сказал, что не знает, чем его ребенок занимается в Интернете.
(10) Впрочем, эксперты убеждены: подростки занимаются в Сети чем угодно, только не учебой". (11) Сомневаются эксперты и в том, что Всемирная паутина способна помочь школьникам в самообразовании и развитии. (12) «Для учебы Интернет не дает ничего хорошего. Образовательных программ там нет, — сказал президент Всероссийского
фонда образования Сергей Комков. — Зато есть много готовых решений и шпаргалок. Это мешает усвоению знаний».
(13) В Интернете слишком много соблазнов. (14) В таких условиях ребенок вряд ли сможет сконцентрироваться на образовательных сайтах. (15) Эксперты убеждены: дети все чаще заходят на эротические и националистические сайты. (16) И помешать любознательности юных компьютерщиков нельзя. (17) «Подростки тянутся ко всему пикантному, не понимая, что это может им навредить. В результате растет процент психически неуравновешенных людей», — убеждает г-н Комков.
(18) В США уже давно существует служба «Интернет-нянь». (19) Ее сотрудники следят за тем, чтобы ребенок, набрав в поисковике название сказки, случайно не получил ссылку на порносайт или страничку, посвященную жестокости. (20) Во многих европейских странах специально для учеников создаются серверы, которые полностью заменяют библиотеки.
(21) В электронном виде там можно найти книги, архивы качественных газет, учебные пособия, материалы для самостоятельного музыкального и художественного образования. (22) Во многих семьях родители настраивают компьютер так, чтобы ребенок мог просматривать только этот сервер. (23) В России о таких проектах остается только мечтать.
Текст 2
(1) В России под особый контроль взяты сосны и ели. (2) Причина — традиционная активизация «сосновых браконьеров» перед Новым годом. (3) Спасти елки от топора должна операция «Ель—2009», в которой задействованы добровольцы — от школьников до деятелей культуры. Впрочем, ни штрафами, ни задержаниями черных лесорубов не исп; ешь. (5) Ежегодно они незаконно вырубают более 2 миллионов хвойн деревьев.
(6) Ударная сила борцов с незаконной вырубкой — спецотря экологической милиции. (7) Они заняты слежкой в лесу и на точ] продаж. (8) Нарушитель, пойманный с поличным, рискует деньгами. ( Штраф за сруб одного дерева составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей. (10) если дровосек будет пойман с хвойным грузом стоимостью 10 тысяч, угодит за решетку. (11) Суровость наказания в целом соответствует то вреду, который причиняют браконьеры.
«Лесные хозяйства выращивают ели в специальных питомни ках и под линиями электропередач, — рассказал "НИ" член президиум Всероссийского общества охраны природы Михаил Степанов. — День от продаж деревьев идут в лесхозы. Незаконно вырубая деревья, люди н только вредят экологии, но и лишают лесхозы доходов. Так они наносят лесу двойной ущерб».
Экологическим милиционерам помогают дружинники. (14) На рожон они не лезут, но елку в обиду не дадут. (15) Обычно добровольцы выходят в дозор после работы. (16) Ежедневно на помощь милиции отправляются по 5—10 человек в каждом округе Москвы. (17) «Пока мы в строю, лес в безопасности, — заверил «НИ» заместитель начальника штаба народной дружины Евгений Иванов. — Опыта нашим богатырям не занимать. Летом — на водоемах, весной — в местах торговли цветами, зимой — в парках отдыха и в сосновом лесу».
(18) Но, несмотря ни на что, вырубка новогоднего леса — популярный промысел в нашей стране. (19) В прошлом году в Москве задержали порядка 600 черных лесорубов. (20) А в Волгограде в декабре 2005 года исчезла целая делянка крымских сосен на Мамаевом кургане. (21) Кроме того, из самого центра Волгограда пропали сразу семь голубых елей. (22) Всего же по России было вырублено порядка 2 миллионов елок.
Текст 3
Комплексы — жутко неприятная штука. По себе знаю. Они безжалостно отравляют людям жизнь: не дают уснуть по ночам, заставляют часами вертеться перед зеркалом, рассматривать свои реальные или мнимые недостатки или тратить время в бесплодных размышлениях на тему: «Почему меня никто не
любит».
Казалось бы, раз комплексы так мешают, им надо объявить беспощадный бой. А я говорю: нет. Поверь человеку, который потерял немалое количество лет на этом безнадежном занятии. Именно безнадежном, потому что комплексы невероятно живучи и обладают удивительной способностью снова появляться в тот момент, когда ты уже почти уверен, что с ними покончено раз и навсегда. И даже если путем героических усилий тебе удастся уничтожить один комплекс, на смену ему тут же придет другой, порою прямо противоположный.
Что же делать? Опустить руки? Ну, разумеется, нет.
Комплексы — не причина, а следствие. И бороться надо не с ними, а с самой собой. Попытки изжить комплексы или загнать их в подсознание ни к чему хорошему не приведут. Это не борьба, а бегство — прямое следствие жуткой ненависти к себе. А себя надо любить и принимать такой, как есть.
Учись находить в себе достоинства и выделять их, а не рассматривать, как под микроскопом, свои недостатки. Реальные недостатки при желании можно скрыть. И об этом мы еще поговорим.
Если у тебя прыщи на лице, не стоит их маскировать тройным слоем тонального крема. Поверь, от этого ты не станешь красивее, а вот коже, действительно, навредишь. Если ты невысокого роста, не старайся прибавить несколько сантиметров, ковыляя на высоких каблуках. Будешь выглядеть смешно и тем скорее обратишь на себя нелестное внимание. Лучше займись гимнастикой. И вообще, подумай сама: когда ты общаешься с человеком, много ли обращаешь внимания на то, как он выглядит, особенно если разговор тебе интересен? Наверное, нет. Так почему же ты думаешь, что другой смотрит на тебя иначе?
Кстати, боязнь показаться неинтересным тоже может стать комплексом. Честно говоря, меня именно это до сих пор преследует больше всего. И заставляет много читать, посещать театры и музеи, узнавать что-то новое. Я расту и умственно и духовно. Таким образом мой комплекс, направленный в нужную сторону, помогает мне обрести уверенность в себе.
Вот видишь, получается, что комплексы не мешают нам, а являются двигателем для развития личности, если правильно к ним относиться. А это необходимо, потому что, вынуждена тебя предупредить, однажды поселившись в человеке комплексы не покидают его никогда. Спроси у взрослых знакомых. Правда, не все решаются в этом признаться.
Итак, подведем итог. Бороться с комплексами не надо. Лучше их полюбить, как часть самого себя. В крайнем случае, с ними просто надо смириться, как с с неизбежным злом, без которого в этом мире никак не обойтись. От прыща на лбу в конце концов, еще никто не умирал.
Текст 4
Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас
людям, да и неуважение к самому себе...
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека.
Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен...» «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.
Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть от того, что он считает их красивыми и гордится ими. В этом я вижу гордость за свою родину — свое село. Это не плохо, и человека это не унижает.
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манере, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-то травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми. Незащищенными против них.
А по-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимател~ но — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уж сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаватьс влияниям среды, если она «затягивает».
Текст 5
Если бы фея-крестная выбирала, какую тыкву превратить в карету для Золушки, то ее выбор пал бы на тыкву четы Чибисовых. Ведь супругам из городка Тимоново удалось вырастить плод весом 42 кг 250 г! А для Московской области это настоящая сенсация.
Василий Иванович Чибисов 16 августа отмечал юбилей — 70 лет. Ко дню рождения тыква и уродилась такой красавицей — чтобы порадовать юбиляра.
— Прямо как колесо «Жигулей», —радуется хозяин,глядя на тыкву, —такая
же круглая и большая.
У Чибисовых огород большой, и тыквы они сажают не первый год. Но никогда
еще плоды не получались такими большими...
Василий Иванович посадил ее не совсем обычным способом. У них на садовом участке есть компостная яма, куда несколько лет складывается трава. На этом месте почва получается особенно богатой полезными веществами. Василий Иванович четыре года готовил яму, а по весне посадил новую траву и тыквенные семечки. И все! Никаких чудо-удобрений, никакого исключительного ухода. Тыква росла-росла и к концу лета вымахала до невероятных размеров.
Соседи долго дивились. А в садовом товариществе Василий Иванович и Вера Андреевна теперь настоящие герои.
Текст 6
..Она так стеснялась перед концертом. Взрослые дяди и тети с диктофонами ее крайне смущали. Но ее педагог Юко Ниномия успокоила: «Подождите: вот стоит ей сесть за рояль, так она отключается от всего. Она живет в музыке!»
Десятилетняя Аими — главный сюрприз Владимира Спивакова, припасенный для удивительного концерта «Рождество с Моцартом» в Доме музыки. Маленький гений, Обаявший все главные концертные залы мира, такие, как Карнеги-холл... И не раз.
Для Москвы ее имя пока в диковинку, но также в диковинку были имена Жени Кисина и Вадика Репина, когда Спиваков их мальчишками выводил на сцену. И йотом шел взлет. Пожелаем «легкой руки» и этой девчушке из маленькой японской деревни. Рассказывает Юко Ниномия:
— В ее семье музыкантов не было. Девочка еще в двухлетнем возрасте подошла к игрушке-синтезатору и начала импровизировать. В три годика — уже первый успех. К своим десяти взяла первые призы всевозможных японских конкурсов...
Вы небось от нее не отходите!
Нет. В основном мы общаемся по телефону. Она — в своем деревенею цомике, я — в Токио. Два раза в неделю она одна-одинешенька садится в самолет прилетает ко мне,
Вот как?
Не любит занятий страшно! Л овит-то все на лету. Вот концерт — это да. На концерте — растворяется. Играть может очень долго
Аими стоит тут же, улыбается, жуя конфету.
— Аими, о чем мечтаешь?
Вот долго-долго мечтала получить велосипед, и теперь мне его подарили. Бэлза шутит: «Да тебе уж самолет пора дарить, а не велосипед!»
Аими, а дома у тебя есть какие-нибудь животные?
Есть. Маленькая рыбка и две черепашки.
Как зовут?
А никак. Первая черепашка и вторая черепашка.
А играешь во что?
— Времени так мало на игру: сплошные занятия.
Вопрос ее «педагоги не» Юко Ниномия:
Как девочка из маленькой деревни смогла попасть к такому известному жителю, как вы?
Благодаря профессиональной ассоциации мы ездим по Японии и отбираем галантлнвых пианистов. И тут, безусловно, не важно, чем человек живет...
...Второе отделение рождественского концерта: Владимир Теодорович под руку зедет теперь уже и нашу Аими. Через двадцать секунд забываешь, что за роялем сидит ребенок. Длиннющий и сложный 26-й концерт Моцарта играла так, будто сдувала одуванчики. Спиваков сам заслушался! Это был еще не конец концерта, но зал десять минут стоя аплодировал Аими Кобаяши. дай Бог, чтобы такой овации удостаивались маститые маэстро в свои юбилеи...
Приложении № 2 к занятию 14
Определите, к какому типу относятся данные заголовки и какие художественные средства легли в основу этих заголовков
Заголовок |
Тип заголовка |
Выразительное средство |
«Заклеймить почетом» |
||
«Не мчится тройка почтовая» |
||
« Я б в дорожники пошел...» |
||
«Сносить нельзя оставить», |
||
«Стыдохранитель» |
||
«Болит голова у города» |
||
«Чем меньше знаем мы законы, тем больше любят они нас» |
||
«Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить...» |
||
«Пиво, пароход и кукольные страсти» |
||
«СТАДионНОЕ чувство» |
Типы заголовков:
Заголовок-прогноз
Заголовок-ассоциация
Заголовок-антитеза
Заголовок-цитата
Заголовок-абсурд
Заголовок-вызов
Приложение 3 к занятию 14
Подберите к определениям, данным в левой колонке, соответствующие им термины из правой колонки.
№п/п |
Содержание понятия |
Термин |
1 |
Информационный жанр, в котором воссоздается картина с места события |
а) комментарий |
2 |
Жанр, в котором дается толкование уже известного события (по следам события) |
б) репортаж |
3 |
Жанр, в котором сообщаются только факты |
в) интервью |
4 |
Информационный жанр, в котором передается беседа журналиста с каким-либо лицом, представляющая общественный интерес |
г) заметка |
5 |
Жанр, в основе которого лежит критический отзыв о художественном или публицистическом произведении |
д) аннотация |
6 |
Жанр, в котором исследуются факты, явления, процессы и ситуации и делаются обобщения |
е) статья |
7 |
Жанр, в котором дается краткая характеристика книги, статьи и т. п., раскрывающая их содержание и назначение |
ж) рецензия |
Материал урока взят из книги Журналистика и русский язык. Элективный курс. Автор – Л.Сухарева
Элективный курс "Журналистика и русский язык" составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка.