Урок информатики в 5 классе «Редактирование текста. Практическая работа №6 "Редактируем текст"»
Агеева Светлана Юрьевна
Предмет информатика Класс 5
Тема урока |
Место урока |
|
Редактирование текста Практическая работа №6 (об) «Редактируем текст» |
Третий урок в разделе «Текстовая информация». |
|
Тип урока |
Формы, приемы, методы |
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий |
Работа в группах, индивидуальная, фронтальная работа, практическая работа за ПК. Приемы «Групповая дискуссия», «Бортовой журнал», подводящий диалог, побуждающий диалог. Методы: обучающийся – тьютор, коллективные, практические, игровые методы обучения. |
|
Цель урока |
Задачи урока |
|
Содержательная цель - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – представление о фрагменте текстового документа, буфере обмена. Деятельностная цель - формирование у учащихся умений реализации новых способов действия по редактированию текста.
|
Образовательные: - расширить представления обучающихся о этапах редактирования текстового документа; - дать представление о фрагменте текстового документа; - создать условия для развития навыков выполнения основных операций с текстовыми фрагментами (словом, строкой, абзацем, всем текстом или произвольным фрагментом). Развивающие: - обеспечить условия для развития основных навыков и умений работы с текстовым редактором (процессором) и текстовой информацией; - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы на основе личных наблюдений, связывать имеющиеся знания со знаниями предметов из других областей; - развивать умения ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, оценивать полученные результаты. - способствовать формированию у учащихся готовности и способности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности, к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Воспитательные: - прививать учащимся навыки культуры общения, воспитывать ответственность при работе в коллективе; соотносить свои действия с планируемыми результатами; - привлечь внимание учащихся к важным общественным проблемам, поднимаемым в СМИ; понимания значимости служения Отечеству, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям, ответственности и понимания тесной связи личного успеха с судьбой и благополучием России; - формировать у учащихся умение проявлять правильную гражданскую позицию. |
|
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: - фрагмент; - редактирование текстового документа; -операции с фрагментом: - копирование; - перемещение; - вставка; - удаление. |
Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. |
Оборудование: Информатика: учебник для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, Раздаточные материалы (правила работы в группе, «Бортовой журнал», разрезные пословицы, план ответа, лист бумаги А3, клей, ножницы, стикеры, набор фломастеров). Используемые на уроке средства ИКТ (персональный компьютер (ПК) учителя, экран, мультимедийный проектор; ПК учащихся). Электронное приложение к учебнику: - презентация «Текстовый фрагмент и операции с ним»; - файлы-заготовки «Герои» для практикума в папке Мои документы/5 класс; |
Использованные источники |
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 192 с. : ил. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 93 с.: ил. – (Программы и планирование). Учительский портал Учителя.cоm. Пинигина С.В. Разработка урока по информатике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchitelya.com/informatika/6512-razrabotka-uroka-po-informatike-v-5-klasse-po-teme-tekstovyy-fragment.html |
ХОД УРОКА
Технология проведения |
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников
|
Планируемые результаты |
|||
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||||
I. Вызов. Самоопределение к деятельности |
|||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
|
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, устанавливает тематические рамки.
|
Доброе утро! Хорошего вам настроения и успехов! Пусть этот урок принесет радость познания, открытия новых знаний и наполнит души прекрасными чувствами. (Слайд 1) На протяжении урока вы будете работать в группах и вести бортовые журналы, в которых не только будете выполнять задания, но и оцените свою работу и работу группы. А для того чтобы работа в группе была эффективной, вспомним правила. (Слайд 2) -Ребята, посмотрите на дату сегодняшнего урока. Чем замечателен этот день? (Слайд 3) - 5 декабря Международный день добровольцев, т.е волонтеров. Волонтеры делают добрые дела, не требуя награды. Стать волонтером может каждый. 5 декабря отмечается знаменательная историческая дата - День воинской славы в России. Этот день приурочен к историческому событию - 5 декабря 1941 года началось успешное контрнаступление советских войск против немецко-фашистских оккупантов в битве под Москвой. (Слайд 4). Очень скоро, 9 декабря в России отмечается День Героев Отчества. Памятная дата была установлена в 2007 году. -Какими качествами должны обладать герои? -Пожелаю вам стремиться как можно чаще проявлять эти качества. - Обратите внимание на слайд. К какому виду относится информация на слайде?
|
Слушают учителя. Положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке и к окружающим.
Знакомятся, обсуждают нормы оценки
Предполагаемые ответы: -Смелость, мужество, умение уважать других, умение слушать других, работать в группах и т.д.
- графическому, текстовому |
|
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.
|
||
II. Стадия осмысления |
|||||||
1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: - обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения
|
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.
|
Расскажите о преимуществах представления информации в виде компьютерного текста. Как вы думаете, есть ли у компьютерного текста недостатки? Задание. Перед вами основные объекты текстового документа. Установите связь между названием объекта и его определением. (Слайд 5). (Ответ: 1– г; 2 – в; 3 – д; 4 – а; 5 – б).
|
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания в «Бортовом журнале». (Перед каждым для удобства распечатанное задание) Самопроверка.
|
Умеют различать основные объекты текстового документа, строить доказательные математические высказывания.
|
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другу;. обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
|
||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
|
(Слайд 6). Задание группам. Перед вами пословицы и поговорки, которые ученик 5-го класса взялся набирать на компьютере, да все перепутал. Ваша задача восстановить пословицы. (Слайд 8). 1 человек из группы выполняет редактирование на компьютере. 1 группа: Герой р никогда не умрёт – он вечноно в народе живёт. (Удаление лишних символов) 2 группа: - Родине Жить служить. (вырезать слово «Жить» и переместить его перед словом «Родине»). 3 группа: Герой за за горой. Родину (удалить повторяющиеся символы «за» и переместить слово «Родина»). (Слайд 9). 4 группа: Наш нарот — гирой, ходит на врага стиной. (исправление ошибок) Проверка. Оцените свою работу на данном этапе. |
Выполняют задания. Предполагаемые ответы: 1группа: удаление лишних символов; 2 группа: перемещение; 3группа: - удаление лишних символов и перемещение фрагмента; 4 группа: исправление ошибок.
|
Умеют определять текстовые фрагменты и выполняют редактирование текста. |
||||
2. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: -организовать постановку цели урока, -составить совместный план действий по реализации цели достижения поставленной цели. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий |
-Какие действия с текстом вы выполняли? - Как назвать все эти действия одним словом?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Чему должны научиться на уроке? (слайд 9)
|
Выдвигают предположения. Редактирование текста.
Тема урока: «Редактирование текста» (слайд 9) Цель урока: научиться редактировать текст
|
Владеют научной терминологией
Приобщаются к информационной и алгоритмической культуре. |
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью слушать и понимать речь других. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), на основе анализа делать выводы. |
||
3. Первичное закрепление. Цель: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Работа в рабочих тетрадях Л. Босовой. №107, №108 (1,2 группы – алгоритмы в первой строке, 3,4 группы – алгоритмы во второй строке) (Слайд 10) Проверка |
Выполняют задание в тетрадях Проверка
|
Умеют выделить последовательные шаги для достижения цели. |
Коммуникативные: аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
||
4. Практическая работа за ПК. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками |
Наша дальнейшая работа позволит на практике выяснить уровень понимания материала. В папке Редактирование 5-а класс на рабочем столе расположены файлы для каждой группы. (Слайд 12). Ваша задача отредактировать текст. При выполнении практической работы не забывайте соблюдать технику безопасности. Капитан каждой команды будет для вас тьютором, т.е. человеком, который объяснит и поможет выполнить задание. Время выполнения практической работы -10 минут. Один представитель от команды представляет результаты работы группы
|
Выполняют задание за ПК самостоятельно, осуществляют самопроверку по эталону на слайде. При необходимости называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
Выполняют практическую работу на ПК. Сверяют полученный результат с эталоном. |
Умеют редактировать электронный текст. |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||
III. Стадия рефлексии |
|||||||
6. Рефлексия учебной деятельности. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
- Подведем итог работы на уроке. - Что значит редактировать текст? - Смогли вы выполнить практическое задание полностью? -Что помешало выполнить задание? (Слайд 13). Продолжите предложения: - На уроке наша группа… -Урок мне запомнится тем … Домашнее задание: (Слайд 16). §8, с59-60. РТ № 109- 110 Прошу капитанов команд подвести итоги работы группы Продолжите предложения в бортовом журнале: - На уроке наша группа …… - Урок нам запомнится тем, что …… - Самый(е) активный(е) в группе…… |
Рефлексия практических умений редактирования текстовых документов. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.
Записывают домашнее задание
Осуществляют самооценку в «Бортовом журнале».
|
|
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять правильную гражданскую позицию, понимание значимости служения Отечеству, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям, ответственности и понимания, тесной связи личного успеха с судьбой и благополучием России. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ ГРУППЫ №1
Откройте папку на Рабочем столе «Редактирование 5-а класс»
Откройте папку «1 группа»
Откройте текстовый файл Гагарин.docx
С помощью меню Главная и команды Найти, введите 4 для поиска
Теперь произведите замену 4 на ту букву, которой соответствует эта цифра, для этого:
В меню Главная выполните команду Заменить, введя в текстовое поле соответствующую букву.
Проделайте аналогичные действия с каждой цифрой.
3 – А
4 – О
5 – Ы
7 - Н
Сообщите учителю о готовности группы. Выберете представителя от группы, который будет представлять вашу работу.
ИНСТРУКЦИЯ «ПОИСК И ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)
Поиск фрагмента (2 способа):
1способ:
В меню Главная выполнить команду Найти
Ввести символ или слово для поиска
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопки на панели инструментов
Замена фрагмента:
В меню Правка выполнить команду Заменить
Ввести в текстовое поле Найти символ, который необходимо заменить, а в поле Заменить на – слово, на которое необходимо его заменить
Гер4й-к4см473вт С4ветск4г4 С4юз3
Юрий 3лексеевич Г3г3ри7
Перв5й чел4век, п4к4ривший к4см4с 12 3преля 1964 г4д3 73 к4р3бле «В4ст4к» - Юрий Г3г3ри7. С4вершив 4ди7 4б4р4т в4круг зем74й 4рбит5 пр4д4лжитель74стью 108 ми7ут, 47 бл3г4п4луч74 приземлился в С3р3т4вск4й 4бл3сти близ дерев7и Смел4вки. Эт4г4 Гер4я 4течеств3 люди п4м7ят и п4 сей де7ь в4 всем мире. В честь Юрия Г3г3ри73 73зв375 улиц5 в4 м74гих г4р4д3х, уст374вле75 п3мят7ики, в эт4т де7ь пр4в4дятся пр3зд7ич75е мер4приятия. Св4им бесстр3ш75м п4ступк4м 47 п4к3з3л, чт4 чел4век м4жет 73х4диться в к4см4се. Г3г3ри7у б5л4 присв4е74 зв37ие Гер4я С4ветск4г4 С4юз3, 3 т3кже 73ив5сшие 73гр3д5 б5ли вруче75 ему и в ряде з3рубеж75х стр37. -
ЗАДАНИЕ ГРУППЫ №2
Откройте папку «Редактирование 5-а класс»
Откройте папку «2 группа»
Откройте текстовый файл «Кутузов. docx»
В тексте удалите лишние символы с помощью клавиш Delete и BackSpace, предварительно поставив курсор на нужное место в слове, при необходимости исправьте ошибки.
Сообщите учителю о готовности группы. Выберете представителя от группы, который будет представлять вашу работу.
Полководец
Михаил Илларионович Кутузов
Михаил Илларионович Кутузов – руссский полководец, генерал-фельдмаршал, учиник Александра Васильевича Суворова. С малодых лет он отличался ваенными и дипломатическими достоинствами. Кутузов всегда с полным успехом и истинной славой выполнял возложенные на него поручения.
Имя Кутузова неразрывно связано с величайшим сабытием военной истории нородовв – Бородинским сражением. Это было в августе 1812 года. Шла Отечественная вайна.
Несмотря на превосходство сил неприятеля, русские сражались так отчаянно, что не уступили французам ни одного шага своей зимли. Убитых и раненных было очень много. В русском войске осталось всего 52 тысячи чиловек. Это сражение ришило исход вайны, впоследствии Наполеон был окончательно разгромлен и выгнан из России.
ЗАДАНИЕ ГРУППЫ № 3
Откройте папку «Редактирование 5-а класс» на рабочем столе
Откройте папку «3 группа»
Откройте текстовый файл «Нечаев. docx»
Расставьте события в правильной последовательности.
Для этого:
- Выделите необходимый фрагмент.
Удерживая левую кнопку мыши, перетащите фрагмент на нужное место.
Сообщите учителю о готовности группы. Выберете представителя от группы, который будет представлять вашу работу.
ИНСТРУКЦИЯ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФРАГМЕНТА»
(что должно получиться, образец)
Перемещение фрагмента (3 способа):
1 способ:
Выделить фрагмент.
Выполнить команду Вырезать.
Установить курсор в позицию Вставить.
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов Главная
Вставить
Вырезать
3 способ:
- Выделите необходимый фрагмент.
Удерживая левую кнопку мыши, перетащите фрагмент на нужное место
Нечаев Михаил Ефимович
4.Не знал тогда Баданов, что всего за несколько минут до этого комбат Нечаев был тяжело ранен. Но, получив приказ, он попросил побыстрее стянуть ему рану бинтами и ремнями, чтобы приостановить кровотечение, и cкомандовал: «Вперед!».
1.Утром, 24 декабря, подойдя к станции, корпус с ходу атаковал ее с разных сторон... В это же время танкисты под командованием капитана М.Е. Нечаева ворвались на аэродром, где стояло более двухсот немецких транспортных самолетов, готовых к вылету. Но взлететь им не удалось».
3.Ко второй половине дня комкор Баданов отдает распоряжение: ввести в бой часть своего резерва. Это были пять экипажей во главе с командиром батальона Нечаевым.
5.Отважный комбат Нечаев Михаил Ефимович похоронен в поселке Тацинский. 2.Уже на другой день, 25 декабря, к станции Тацинской стали стягиваться огромные вражеские силы: танки, артиллерия, в небе появилась авиация. Враг атаковал то с севера, то с юга, бросая все больше и больше техники, людей, и, наконец, взял танкистов в плотное кольцо.
День 26 декабря 1942 года был самым трудным. На рассвете гитлеровцы начали круговой штурм Тацинской.
ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 4
Откройте папку «Редактирование 5-а класс»
Откройте папку «4 группа»
Откройте текстовый файл «Стихи. docx», с которым вы будете работать.
Исправьте ошибки, расставьте знаки препинания в соответствии с образцом.
Вместо --- вставьте пропущенное слово «слава», используя копирование
Сообщите учителю о готовности группы. Выберете представителя от группы, который будет представлять вашу работу.
ИНСТРУКЦИЯ «КОПИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА»
(что должно получиться, образец)
Копирование фрагмента (2 способа):
1способ:
Выделите фрагмент.
Выполнить щелчок правой кнопкой мыши, выбрать Копировать.
Установить курсор в позицию вставки.
Выполнить щелчок правой кнопкой мыши, выбрать команду Вставить.
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов
Копировать
Вставить
Да здравствуют отечества герои
Отчизну заслонившие сабой
Ненасною и грозною парою
С врагом вступившие в неравный бой
Вы вражеские силы пабедили
Отчизны верные сыны
Чтобы потомки в мире жыли
И чтобы не было вайны
Вечная слава гироям
Вечная ---- вечная ----
Вечная --- героям
--- героям! ----