12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лупей Виктория Владиславовна9280
Учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 36 лет. Предана своему делу.
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил
10

Урок русского языка в 3 классе «Текст. Типы текста. Текст-описание, закрепление»

Тема урока: Текст. Типы текста. Текст-описание, закрепление.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о тексте и типах текстов.

Задачи:

1.Совершенствовать знания учащихся  о тексте и типах текста.

2. Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам.

3. Применять в учебной деятельности полученные знания работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста).

4. Способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;

закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;

формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;

Метапредметные:

формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно воспринимать оценку учителя;

Личностные:

закреплять полученные знания;

слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;

способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;

воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса, часть 1; Канакина В.П. «Методические рекомендации»; Канакина В.П. «Рабочая тетрадь»; толковый словарь; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с текстами, светофор.

Ход урока.

1.Организационно - мотивационный этап.

Аутогенная тренировка.

- Закройте глаза, повторяйте со мной:

"У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке".

- Пусть урок принесет вам радость!

Слайд 1

- Сообщать тему урока я вам не буду, вы сами её должны будете сформулировать.

В тетради запишите число.

2.Орфографическая работа. Самоопределение к деятельности.

Начнём наш урок с орфографической работы.

- Посмотрите на доску. Прочитайте данные предложения для себя.

(На доске записаны предложения):

Слайд 2

На ……… дер.ве (при)строился дят.л. Какой он ……… , красивый! Голо.ка и спинка ……… , (на)затылке ……… шапоч()ка. А (на) …….. крыл.ях ……… пятнышки и п.ло…ки. Он весь ……..! Маленькая с.бач()ка б.жала (по)д.ро.ке.

Задание – решить орфографические задачи.

- Сейчас, по цепочке вы выходите, решаете орфографическую задачу и даёте объяснение своему выбору. Остальные учащиеся приготовили светофор отмечать правильность ответов.

- Молодцы, ребята. С этой работой вы справились успешно.

3. Работа над текстом..

- А теперь внимательно посмотрите на эти предложения. Можем ли мы их назвать текстом? Прежде, чем дать ответ, давайте вспомним, что же такое текст.

- Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

- Правильно, ребята. Итак, в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу (т.е. иметь одну тему) и дополнять друг друга.

- А, что вы скажете о записанных предложениях?

(- Они связаны темой – о дятле. А последнее - не о дятле.)

- Какой сделаем вывод?

(-Последнее предложение не подходит под общую тему, его следует исключить.)

- Хорошо.

Итак, мы определили тему текста. Текст о дятле.

Определение типа текста.

-Что мы можем ещё определить у текста.

(Мы можем определить тип текста).

- Правильно. Какие типы текста вы знаете?

( текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение.)

- У каждой пары на столе 3 текста. Прочитайте их и определите тип текста.

1. Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

2. Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

3 Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

- Молодцы.

- Как определить тип текста?

(Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)

- Правильно, ребята. К какому типу, на ваш взгляд, относится наш текст?

( Данный текст относится к тексту-описания.)

- Почему вы так решили?

(т.к. в тексте описывается дятел).

Продолжите фразу: текст-описание – это текст, в котором…..

-Ребята, может кто-то уже сможет сформулировать тему нашего урока?

( закреплять знания о тексте-описании)

Как вы считаете, по данному описанию можно представить дятла точно? как он выглядит? (Нет).

- А почему? (В этом тексте мало слов, которые точнее описывали бы дятла)

- Верно, в этом тексте не обозначены признаки предметов.

- Давайте попытаемся разнообразить текст, чтобы он ярче, выразительнее, точнее описывал дятла.

- Слова, какой части речи, на ваш взгляд, нам в этом помогут? (имена прилагательные).

- Почему? (они делают речь яркой, образной и выразительной)

- Давайте вспомним, как выглядит дятел. Слайд 3

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор

Хвост, как упор!

Работа в парах.

-Обсудите в парах какие прилагательные вы вставите в текст.

- Какую ещё работу вы можете предложить с текстом? (Мы можем озаглавить текст).

- Озаглавьте текст так, чтобы заголовок отражал основную мысль текста.

( Красавец дятел. Дятел – яркая птица леса).

4.Физминутка ( Серебряшка) Слайд 4

5.Списывание с доски

-Запишите заголовок, приступаем к списыванию текста. Не забывайте вставлять прилагательные, описывающие дятла.

-Обратите внимание на правописание окончаний имён прилагательных.

- Давайте послушаем ваши творческие работы.

-Текст какой пары вам понравился больше всего?

Слайд 5

На высоком дереве пристроился дятел. Какой он нарядный, красивый! Головка и спинка тёмные, на затылке красная шапочка. На небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый!

-Выделите окончания имён прилагательных ( доски ученик).

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

(Они преобразили наш текст.)

- Давайте сделаем вывод.

 

-Итак, описывая какой-либо предмет, явление или объект важно…

- Важно выбрать именно те признаки предмета, которые помогают нам точнее его представить.

Проверим, как вы это усвоили.

6. Работа в группах

Разделитесь на группы по 6 человек. Каждая группа получает карточку, на которой изображён предмет. Ваша задача – как можно более точно описать этот предмет, не называя его. Задание будет считаться выполненным успешно, если другие учащиеся класса угадают ваш предмет. (Выдать 4 картиник и 4 листа бумаги.)

Вывод: каждая группа успешно справилась с этим заданием, все предметы названы верно, молодцы.

 

7.Упражнение в определени числа и рода имени прилагательного.

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

-Какое ещё задание можно выполнить с именами прилагательными?

-Определите число и род данных прилагательных.

-Давайте сделаем вывод, как изменяются имена прилагательные?

8.Разбор предложения по членам и частям речи.

-Сколько всего предложений в тексте? (5)

-Первое предложение разберите по членам предложения и выделите части речи.

( у доски один ученик)

- Дайте характеристику этого предложения (можно устно).

-Выпишите словосочетания.

-На этом наша работа заканчивается. Подведём итог урока.

9.Рефлексия.

- Итак, тему урока вы сформулировали сами.

- Назовите её.

- Какова была цель нашего урока?

-Мы достигли её?

-Слова какой части речи помогают точнее описать предмет?

-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

- Оцените работу всего класса в целом? (Отмечают точкой на стрелке)

- А теперь оцените свою работу на уроке.

  Слайд 6

 

Мы            Я                 


Урок русского языка в 3 классе
PPT / 381 Кб

 

- Урок окончен, спасибо за работу.

 


 

 

 


 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку
Царенко Галина Евгеньевна, 27.07.19 в 11:44 2Ответить Пожаловаться
Виктория Владиславовна, отличный урок. Думаю, что все поставленные задачи будут достигнуты. Разнообразные виды Работ (особенно люблю работу в парах). Спасибо.
Лупей Виктория Владиславовна, 29.07.19 в 11:26 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Евгеньевна, за оценку! Очень приятно.
Горбачёва Марина Юрьевна, 29.07.19 в 14:11 1Ответить Пожаловаться
Интересно и полезно!
Перминова Елена Федоровна, 30.07.19 в 12:31 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, отлично поработали!
Мелихов Олег Игоревич, 07.08.19 в 18:06 3Ответить Пожаловаться
Отличный, интересный урок!
Иван, 21.03.20 в 13:17 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.