Конспект урока литературы в 11 классе «Дело №…Версия критиков. Заседание продолжается»
Конспект урока литературы в 11а классе МОУ СОШ №14 (НОЦ)
Нет в мире силы,
Способной ускорить
Текущего меда струю.
О.Э.Мандельштам
Тема Деловая игра «Дело №…Версия критиков. Заседание продолжается»
(опыт анализа кинофильма А.Звягинцева «Возвращение»)
Тип урока: комбинированный
Методическое содержание урока
Содержательная цель урока: Проследить процессы взросления мальчиков в фильме «Возвращение»
Задачи:
Рассмотреть евангельскую символику названия фильма;
Изучить мнения критиков по поводу фильма А.Звягинцева;
Выстроить параллели – соотношения литературных текстов и текста кинофильма в процессе осмысления мотивов;
Попытаться решить психологическую проблему взаимоотношений героев фильма.
Проблемная ситуация: В чем ошибка отца, пришедшего ниоткуда?
В неверной скорости, в чудовищной торопливости «блудного сына», намеревающегося искупить вину своего отсутствия в течение нескольких дней, или …
Методические цели
Обучающие цели:
Обучить старшеклассников умению эффективно действовать в нестандартной ситуации;
В процессе интеграции формировать целостную картину мира (литература, живопись, христианская культура, психология, киноискусство).
Развивающие цели:
Развивать творческую инициативу учащихся в процессе организации игровой деятельности на уроке;
Учить мыслить детей нестандартно, (сравнивать мнения критиков с собственными мнениями, интерпретировать фильм);
Осуществлять рефлексию на всех этапах урока
Воспитывающие цели:
Закрепить в сознании учеников понятие о высших человеческих ценностях (любовь, утрата, взросление);
Формировать субъективное начало в решении психологических и этических проблем;
Учесть мотивы взросления старшеклассников.
Методы
Организационно - деятельностная игра
Мыследеятельностная рефлексия
Коммуникативно-групповой метод обучения, предполагающий разнообразные формы и виды работы:
дискуссия: постановка проблемы; индивидуальная работа с текстом; коллективное обсуждение версий; выбор и обсуждение единой общей версии;
презентация
Технологии
1. Технология критического мышления
2. Технология целевого использования ЦОР
Компетентностный подход в процессе обучения
Компетенции | Задачи |
Коммуникативная | Способствовать развитию языковой культуры учащихся, умению отстаивать собственную позицию; Способствовать формированию учащимися собственных точек зрения, умению адаптироваться в языковой среде. |
Социальная | Реализовывать лидерские способности детей в ученическом коллективе; Уметь работать в микрогруппе, уметь договариваться в процессе анализа фильма. |
Творческая | Активизировать творческие способности учащихся; Развивать эстетический вкус, творческий потенциал учащихся. |
Информационная | Развивать и формировать умения учащихся самостоятельно обрабатывать информацию для получения конкретного продукта. |
Схема урока (содержательная часть)
Логико-психологическая структура урока
Завязка – Смысл названия кинофильма «Возвращение»
ЦИТАТА: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (из «Нового завета»)
Интрига – Блудный сын, НО отец…
ЦИТАТА: «А кто ушел, тот все еще бредет / Или давно уже погиб в пути»…(Р.Рильке)
Кульминация – Режиссер использует традиции западных или русских классиков кино и литературы?
ЦИТАТА: «Нет в мире силы,/способной ускорить/ Текущего меда струю». (О.Мандельштам)
Развязка – Идея прощения и принятия Сыном Отца.
ЦИТАТА: «Отец есть причина сына». (Аристотель)
Схема организации урока: Деловая игра «Дело №…Версия критиков. Заседание продолжается»
Распределение ролей
«Критики» представляют материалы критических высказываний по поводу просмотра фильма «Возвращение» в 2003 году (по 3 сайтам в Интернете) и выстраивают собственные суждения, опираясь на проблематику и мотивы;
«Оппоненты» предлагают систему вопросов на понимание «критикам» с целью объективно оценить фильм,
«Наблюдатели» рефлектируют деятельность двух сторон и приводят доводы, используя литературные источники.
Схема технического и информационного оснащения урока
Программа «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Коминфо» Центр ПИК, 2004,СД-диск
Мультимедийный каталог «Голландская живопись 17 века»
«Хрестоматия школьника», ВАО «АСУ-Импульс», 2002-2004
Мультимедиа-каталог «Мировая художественная культура 10-11 классы», ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003,СД-диск
Материалы Интернет - Печатные тексты произведений литературы, фильм, критические материалы 3 сайтов
Презентация-блок учителя: «Что значит «посмотреть хороший фильм»?
«Искусство задавать вопросы»
6. Список ресурсов сети Интернет
7. Ученические мультимедиа-презентации.
Условия демонстрации материалов урока
Проецирование слайдов на большой экран.
Учащиеся во время выступления учителя видят на ноутбуках презентацию-блок.