12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Пушкина Тамара Николаевна1122
Люблю школу. Люблю своих учеников. Люблю волшебные звуки скрипки.
Россия, Нижегородская обл., Балахна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

«Живопись на уроках литературы»

 

Работу выполнила

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2016 год


 

Живопись на уроках литературы

Образовательное и воспитательное значение литературы будет ещё более действенным, если параллельно с её изучением учащиеся будут знакомиться с другими видами искусства. Эта истина знакома всем. Прежде всего это, конечно, знакомство с произведениями живописи.

Произведения живописи дают прекрасный материал для уроков по русскому языку. Всем учителям русского языка и литературы хорошо известна роль картины в развитии речи, мышления и памяти учащихся. В этой работе словесникам должны помочь и учителя изобразительного искусства, которые знакомят учащихся на своих уроках изо и МХК с художественным мастерством и техникой живописи, дают им богатый материал для подготовки беседы по картине. Учитель знакомит учеников с творчеством художников разных направлений и времён.

На уроках литературы эта работа продолжается. Так при изучении темы о русском пейзаже русских писателей и поэтов XIX века ребятам интересно будет познакомиться с произведениями живописи художников этого же периода: А. Е. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. Н. Куинджи, Ф. А. Васильева. В настоящее время учитель литературы не будет испытывать трудностей с вопросом о наличии произведений художников для уроков. Век инновационных технологий, Интернет помогут в этом учителю. Когда на уроках литературы идёт речь об историческом прошлом нашего народа, можно воспользоваться репродукциями картин по данной теме таких художников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и др. Возможно, учитель литературы также предложит ребятам подготовить сообщения или доклады о творчестве того или иного художника. Всё зависит от уровня подготовки учащихся в классе. При изучении творчества Н. А. Некрасова учитель может предложить ребятам поработать над содержанием репродукций картин И. Е. Репина «Бурлаки» и И. И. Шишкина «Рожь». Можно взять и картины других художников.

Когда на уроках пойдёт речь о роли пейзажа в литературном произведении, о творчестве А. С. Пушкина, можно рассмотреть с учениками репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осень» и т. д. Учитель вправе сам решать, какие картины и каких художников он возьмёт для работы по теме урока. У каждого этот подбор свой. Но в любом случае удачное сочетание на уроках произведений литературы и живописи производит на школьников большое впечатление. Равнодушных в этой работе нет.

Живопись, как особый вид искусства, при помощи своих художественных средств (линии, краски и т. д.) по-своему может знакомить учащихся с жизнью. Картина художника-живописца, так же как и произведение художника-писателя, художника-поэта, создаёт художественный образ, в котором отражается действительность.

Так при изучении стихотворения Н. А. Некрасова « Крестьянские дети» в 5 классе учитель рассказывая ученикам о тяжёлой жизни детей , может воспользоваться репродукцией картины Перова «Тройка». Она, несомненно, пробудит у современных пятиклассников сочувствие к детям, выбивающимся из сил, обречённым на лишения. Учитель может рассказать ученикам и историю написания художником картины о детях. Рассказ произведёт на ребят сильное впечатление. Картина художника заставит учащихся мысленно перенестись в тот мир, где труд был непосильной тяжестью.

Целый ряд произведений живописи на уроках по отдельным темам всегда помогают учителю литературы, помогают раскрыть и многие теоретические понятия (понятие литературного героя, например). Произведения живописи помогут раскрыть перед учащимися сложный духовный облик человека с его индивидуальными особенностями. Произведение живописи поможет лучше понять учащимися литературное произведение и его основные компоненты: пейзаж, быт, персонаж и т. д.

Любое произведение живописи на уроках литературы наряду с с литературно - художественными произведениями может выпол- нять те же познавательно-воспитательные задачи, но разрешает их своими собственными художественными средствами, присущими живописи.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.