Конспект урока в 5 классе «Живопись на уроках литературы»

1
0
Материал опубликован 22 March 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

«Живопись на уроках литературы»

 

Работу выполнила

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2016 год


 

Живопись на уроках литературы

Образовательное и воспитательное значение литературы будет ещё более действенным, если параллельно с её изучением учащиеся будут знакомиться с другими видами искусства. Эта истина знакома всем. Прежде всего это, конечно, знакомство с произведениями живописи.

Произведения живописи дают прекрасный материал для уроков по русскому языку. Всем учителям русского языка и литературы хорошо известна роль картины в развитии речи, мышления и памяти учащихся. В этой работе словесникам должны помочь и учителя изобразительного искусства, которые знакомят учащихся на своих уроках изо и МХК с художественным мастерством и техникой живописи, дают им богатый материал для подготовки беседы по картине. Учитель знакомит учеников с творчеством художников разных направлений и времён.

На уроках литературы эта работа продолжается. Так при изучении темы о русском пейзаже русских писателей и поэтов XIX века ребятам интересно будет познакомиться с произведениями живописи художников этого же периода: А. Е. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. Н. Куинджи, Ф. А. Васильева. В настоящее время учитель литературы не будет испытывать трудностей с вопросом о наличии произведений художников для уроков. Век инновационных технологий, Интернет помогут в этом учителю. Когда на уроках литературы идёт речь об историческом прошлом нашего народа, можно воспользоваться репродукциями картин по данной теме таких художников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и др. Возможно, учитель литературы также предложит ребятам подготовить сообщения или доклады о творчестве того или иного художника. Всё зависит от уровня подготовки учащихся в классе. При изучении творчества Н. А. Некрасова учитель может предложить ребятам поработать над содержанием репродукций картин И. Е. Репина «Бурлаки» и И. И. Шишкина «Рожь». Можно взять и картины других художников.

Когда на уроках пойдёт речь о роли пейзажа в литературном произведении, о творчестве А. С. Пушкина, можно рассмотреть с учениками репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осень» и т. д. Учитель вправе сам решать, какие картины и каких художников он возьмёт для работы по теме урока. У каждого этот подбор свой. Но в любом случае удачное сочетание на уроках произведений литературы и живописи производит на школьников большое впечатление. Равнодушных в этой работе нет.

Живопись, как особый вид искусства, при помощи своих художественных средств (линии, краски и т. д.) по-своему может знакомить учащихся с жизнью. Картина художника-живописца, так же как и произведение художника-писателя, художника-поэта, создаёт художественный образ, в котором отражается действительность.

Так при изучении стихотворения Н. А. Некрасова « Крестьянские дети» в 5 классе учитель рассказывая ученикам о тяжёлой жизни детей , может воспользоваться репродукцией картины Перова «Тройка». Она, несомненно, пробудит у современных пятиклассников сочувствие к детям, выбивающимся из сил, обречённым на лишения. Учитель может рассказать ученикам и историю написания художником картины о детях. Рассказ произведёт на ребят сильное впечатление. Картина художника заставит учащихся мысленно перенестись в тот мир, где труд был непосильной тяжестью.

Целый ряд произведений живописи на уроках по отдельным темам всегда помогают учителю литературы, помогают раскрыть и многие теоретические понятия (понятие литературного героя, например). Произведения живописи помогут раскрыть перед учащимися сложный духовный облик человека с его индивидуальными особенностями. Произведение живописи поможет лучше понять учащимися литературное произведение и его основные компоненты: пейзаж, быт, персонаж и т. д.

Любое произведение живописи на уроках литературы наряду с с литературно - художественными произведениями может выпол- нять те же познавательно-воспитательные задачи, но разрешает их своими собственными художественными средствами, присущими живописи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.