Деловая игра «День самоуправления»

1
0
Материал опубликован 20 April 2023


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №622 Выборгского района Санкт-Петербурга














Деловая игра

«День самоуправления»








Автор: учитель биологии

Елисеенко О.С.














Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Работа учителя — благородный труд. Это утверждение слышали все, в том числе и дети. А как известно, лучший способ убедиться в справедливости того или иного утверждения — это проверить его на собственном опыте. Именно в этом и состоит основная воспитательная задача дня самоуправления в школе. Обычно такой день в нашей школе, как Праздник самоуправления, приурочен к торжественной дате, но чаще всего для этого выбирают День учителя, который проходит в последний рабочий день первой недели октября. В честь праздника ученики старших классов берут на себя функции педагога — ведут уроки, выставляют оценки и выполняют обязанности воспитательной службы школы. Эта работа позволяет учительскому составу реализовать ряд психолого-педагогических задач.

Любое мероприятие, которое проводится в школе, требует немалых усилий, направленных на организацию его проведения. И этот процесс осложняется ещë и тем, что в нëм задействованы дети, причём и в качестве устроителей, и в роли целевой аудитории. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы корректировать работу обеих групп участников. И начинать нужно именно с тех, кому предстоит учиться под началом старшеклассников в этот день. Естественно, что малыши более «сговорчивы»: им нравится быть ведомыми теми, кто лишь ненамного старше их самих. Они примеряют этот образ на себя в будущем.

День самоуправления отличается нестандартной организацией учебной работы, которая подразумевает включение в привычный распорядок дополнительных моментов наряду с привычными урокам. Как провести качественный, продуктивный, полноценный учебный день, не смотря на то, что учителями станут сами дети? Успех игры во многом зависит от ее подготовки, которая начинается за месяц (неделю) до обозначенного дня.

Главная цель мероприятия - повышение эффективности управленческой деятельности, формирования действенного кадрового резерва кандидатов на руководящие должности.

Игра активизирует у подростков мотивацию к дальнейшему развитию личностного потенциала, позволяет реализовать творческие начала и выявить свои нераскрытые возможности.

Миссия дня самоуправления

Это - создание условий для самореализации личности, профессиональной ориентации, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности учащихся. 
День Самоуправления приурочивается к праздникам День учителя или 8 Марта. Выпуск фотогазеты. Результаты анкетирования учителей-дублеров и учащихся. Мнения учителей школы по проведению Дня самоуправления.

Цель игры – знакомство с организацией работы гимназии, со сложностью и ответственностью труда педагогов и учителей образовательного учреждения, формирование понимания общей включенности не только коллектива учителей образовательного учреждения, но и детей, и их родителей в работу школьной деятельности.



Основные правила игры:

Все учащиеся 9-11 классов, независимо от успеваемости, желающие стать учителем-дублером пишут заявление о приеме на работу, проходят индивидуальное собеседование с директором-дублером, далее готовят план-конспект урока с помощью педагога предметника и защищают свой план урока у завуча-дублера на игровом педсовете. Завучи-дублеры составляют расписание уроков, отвечают за всю подготовку. Всего в игровой состав администрации входит 6 человек:

директор;

заместитель директора;

2 заместителя по организации учебного процесса: 1-5 классы; 6-11 классы.

Заместитель директора по ИКТ

заместитель по воспитательной работе;

дежурный администратор;

Подготовительная работа проведения Дня самоуправления.

Совет старшеклассников создает оргкомитет по проведению мероприятия, в который входит:

праздничное оформление учительской и актового зала;

приглашение учителей-ветеранов на праздничный концерт;

проведение уроков;

праздничный концерт для учителей;

Среди 9-11 классов избирается административная команда — дублеров, распределяются должностные обязанности.

Списки учителей-дублеров составляются с учетом пожелания учащихся, рассматриваются и утверждаются учителями-предметниками.

Учащиеся 10-11 классов имеют право выбора того предмета, по которому успевают на «4» и «5». В случае выбора одно и того же предмета несколькими учениками, право назначить «учителя» остается за учителем-предметником. В целях качественной подготовки к занятиям учащиеся не должны выбирать более двух предметов

В случае отсутствия учащегося, желающего вести какой-либо предмет, в целях ликвидации «окон» в расписании, урок ведет сам учитель предметник.

Темы выбранных уроков должны соответствовать календарно-тематическому планированию учителей-предметников.

Учащиеся школы, выбранные в качестве «учителей», обязаны получить не менее 3-х консультаций по предмету и написать конспект урока.

Учитель-предметник обязан проверить конспект урока и по желанию обеих сторон присутствовать на данном уроке для его оценивания и педагогической поддержки учащегося, проводящего урок.

Требования к конспекту урока учителя-дублера.

Конспект урока составляется каждым учащимся, принимавшим участие в Дне Самоуправления с помощью учителя-предметника.

Он может иметь следующую структуру, соответствующую традиционной форме проведения уроков:

- организационный момент;

- сообщение темы и целей и темы урока;

- проверка домашнего задания;

- объяснение нового материала;

- закрепление изученного (самостоятельная работа);

- подведение итогов урока

- домашнее задание

Урок может быть построен и в нетрадиционной форме с применением различных форм деятельности учащихся, в том числе с использованием компьютеров. В данном случае все этапы урока также должны быть четко прописаны в конспекте.

Администрация — дублеры назначает классных руководителей с согласием учителя-дублера, которые проводят классный час.

Подведение итогов Дня самоуправления. Преподаватели переходят в школьную библиотеку, у которых также идут традиционные уроки: математика, музыка, труд. В день самоуправления по плану могут проходить педсоветы учителей-дублеров, административные совещания. Администрация анализирует работу, вносит предложения для проведения такого дня на следующий год. Все учителя-дублеры в течение рабочего дня заполняют “контрольный лист учителя-дублера” с отзывами о своей работе, работе классов. Школьный пресс-центр фотографирует все события дня: уроки, совещания и готовит материалы для слайд-шоу.

Заканчивается день концертом, ярким мультимедийным слайд-шоу.

Алгоритм успешной организации учебного процесса.

Обязательно за 1 месяц до начала игры необходимо:

провести педагогическое совещание, на котором представить Положение о Дне самоуправления;

подготовить подробные Памятки классным руководителям и учителям предметникам;

провести выборы Директора-дублера из состава Актива ученического самоуправления и принять решение о конкурсном наборе администраторов-дублеров, из учащихся 9-11 классов, дате собеседования;

утвердить состав администраторов-дублеров и познакомить их с должностными обязанностями;

доверить и возложить ответственность на администраторов-дублеров за дальнейшую подготовку.

















В обязанности дублеров входит (за 3 недели до игры):

Кто?

Что делает?

1

Директор

Проводит административное совещание, на котором разрабатывается подробный план подготовки проведения Дня самоуправления, назначает педагогические советы и административные совещания.

2

Заместитель по ИКТ

Готовит образцы документов: заявления о приеме на работу, контрольные листы, оформляет информационный стенд для учителей-дублеров.

3

Заместители по организации учебного процесса: 1-5 классы; 6-11 классы.

Составляют расписание уроков (по 3-5 урока), объявляют вакансии и проводят конкурсный отбор учителей-дублеров на основании собеседования, заявление о приеме на работу подписывается только при наличии конспекта урока, согласованного с педагогом предметником.

4

Заместитель по воспитательной работе;

Объявляет о наборе номеров для подготовки традиционного концерта, формирует творческую группу, организует кастинг, репетиции.

5

Дежурные администраторы

Продумывают план организации дежурства по школе, готовят информацию для дежурных в этот день классов, готовя выступление на педсовете на тему “Деловой этикет и стиль одежды учителя”.

6

Учитель - дублер

Выбирает интересующий предмет; проходит собеседование с завучем-дублером; пишет заявление о приеме на работу; готовит и согласовывает с педагогом предметником конспект урока.






За 2 недели до игры:

Кто?

Что делает?

1

Директор

Проводит первый педагогический совет дублеров “Имидж, этикет и стиль одежды учителя”, на котором четко просматривается позиция директора-дублера. На этот педсовет желательно пригласить настоящего директора, чтобы он “выступил с пламенной речью”, важно создать такую атмосферу, чтобы у детей действительно сложилось понимание ситуации.

Ставьте задачи предельно четко:

Дублер-это ваша роль. В этот день Вы должны сыграть идеального учителя, такого, который бы нравился и был уважаем вам самим.

В одежде только торжественный деловой стиль, соответственно прическа, вторая обувь, бейдж, улыбка и только доброжелательный тон.

Трудовая дисциплина. Опоздания исключены, необходимо находится в кабинете за 10 минут до начала занятия. Во время урока дверь в кабинет не закрывать, на перемене следить за порядком в кабинете.

Все оценки выставляются в контрольный лист, журналы в игре не используются.

Необходимо дать детям подробную консультацию как организовать урок так, чтобы снять вопросы дисциплины. Провести беседы с классными коллективами, о важности и серьезности данного Дня.

2

Заместитель по ИКТ

Осуществляет сбор заявлений, составляет расписание собеседований, оформляет памятки, приказы, готовит игровые документы, осуществляет связь с педагогами предметниками по различным организационным вопросам.

3

Заместители по организации учебного процесса: 1-5 классы; 6-11 классы.

Продолжают набор учителей-дублеров; проводят собеседования, утверждают конспекты уроков, консультируют учителей, знакомят их с комплектом игровых документов, выставляют необходимые вакансии на информационном стенде, готовят необходимые документы.

4

Заместитель по воспитательной работе;

Проводит репетиции концерта, продолжает набор концертных номеров, из состава творческой группы выбирает ведущих программы, все вместе придумывают оригинальные конферанс-связки к концертным номерам с элементами театрализации.

5

Дежурные

администраторы

Проводят инструктажи классов о правилах поведения в школе, особенно на переменах, готовят с дежурным классом игры на переменах, распределяют дежурных по постам, согласно Положению о дежурстве.

6

Учитель –

дублер

Посещает педагогический совет, согласовывает с педагогом и готовит для утверждения конспект урока, продумывает свой стиль и манеру общения с детьми, изучает игровую документацию.



За 1 неделю до игры

Кто?

Что делает?

1

Директор

Проводит административное совещание, на котором каждый администратор докладывает о готовности, обсуждаются рабочие вопросы, принимаются решения, готовится итоговый вариант Приказа об утверждении распорядка дня, звонков, учителей-дублеров.

2

Заместитель по ИКТ

Формирует комплекты игровой документации, изготавливает бейджи.

3

Заместители по организации учебного процесса: 1-5 классы; 6-11 классы.

Проводят собеседование с учителями, проверяют все ли дублеры согласовали конспекты уроков с предметниками; сверяют расписание, время уроков и т.д.; закрывают все вакансии; проверяют наличие и качество конспекта.

4

Заместитель по воспитательной работе;

Проводит репетиции концерта, назначает время генеральной репетиции, корректирует сценарий, занимается режиссурой, музыкальным и световым оформлением.

5

Дежурный администратор

Продолжают инструктировать классы.

6

Учитель - дублер

Продолжают проходить собеседование, репетируют уроки, консультируются с педагогами предметниками, знакомятся с игровой документацией, готовят конспект на утверждение (для тех, кто не сдал заранее).


За 1 день до игры:

Актив ученического самоуправления (старшеклассники) ещё раз знакомится с участками работы и функциональными обязанностями педагогического коллектива школы.


2 этап игры: происходит чёткое распределение ролей участников игры: директора, зам. директора по учебной части, зам. директора по воспитательной работе, учителей-предметников, родителей, техперсонала и др. (На каждую роль можно выбрать по 2 человека.)


3 этап: участники игры с помощью взрослых – учителей, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.


4 этап: участники игры в течение одного учебного дня (3-5 уроков с переменами) выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение урока по определенному предмету, игровая перемена с начальными классами, посещение столовой, экскурсии на свежем воздухе. Учителя весь учебный день находятся в школьной библиотеке и проводят свой рабочий день как методическим.


5 этап: по окончанию уроков участники игры вместе с учителями, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки в учительской комнате. Дети вправе внести свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.


Итоговый лист Учителя-дублера (формат А4)


t1681998297aa.gif

Оцените свою работу (поставьте V в соответствующей строке):


____ Выполнил все намеченное по плану урока

____ Столкнулся с неожиданными трудностями

____ Возникли проблемы с дисциплиной на уроке

____ не хватило времени урока

____ Не хватило подготовленного материала



Пожелания по организации Дня самоуправления в будущем году


.........................................................................................................................

.........................................................................................................................



ПРОТОКОЛ

итогового административного совещания

(образец)


Повестка дня:


Отчет о проделанной работе всех завучей-дублеров;

Разное.


По первому вопросу выступили:

1. Зам. директора по начальным классам; 2. по 5-7 классам; 3. по 8-11 классам;

4. зам.директора по расписанию;

5. начальник СБ;

6. дежурный администратор;

7. зам. директора по воспитательной работе.


Заслушаны отчеты и даны следующие рекомендации:

1.

2.

3.


Протокол вела (ФИО)























Утверждаю:_______________

Директор ГБОУ гимназия №622

___________ Н.В.Алексахина



Положение о Дне самоуправления

I. Общие положения


1.1. День самоуправления является традиционной формой участия учащихся ГБОУ гимназия №622, как участников образовательного процесса, в оценке и формировании основных направлений и форм деятельности школы.


1.2. День самоуправления дает учащимся возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, а также формирования комплексной оценки состояния дел в школе и доведения ее до сведения педагогического коллектива.


1.3. День самоуправления является формой творческого взаимодействия учащихся и преподавателей школы.


II. Цели и задачи:

2.1.Цель:

Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности учащихся. Пропаганда профессии учителя.

2.2. Задачи:

вовлечение учащихся в активную общественную жизнь и управление школой;

формирование у учащихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;

укрепление содружества между учащимися всех параллелей;

развитие у учащихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения;

воспитание у учащихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;

решение насущных проблем школы;

развитие у учащихся опыта публичных выступлений;

организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка учащимися состояния образовательного процесса в школе.


III. Участники мероприятия

3.1.Участниками мероприятия являются:

Учащиеся 1-11 классов;

Преподаватели школы

IV. Организация и контроль за проведение Дня самоуправления


4.1.Координацию по взаимодействию и подготовке проведения Дня самоуправления осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.


4.2. В процессе подготовки Дня самоуправления проводится организационное собрание, на котором определяется порядок формирования Административного совета, распределение вакансий учителей - дублёров, группы сотрудников службы безопасности и др.

4.3. На собрании осуществляются выборы в Административный совет. В составе совета предусмотрены директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, начальник службы безопасности.


4.4. Административным советом совместно с администрацией школы определяются мероприятия и время их проведения.

4.5. Организуется учеба учителей - дублеров, (лекции, семинары, психолог, имиджмейкер и др.).

4.6. Диспетчерской службой Дня самоуправления составляется подробное расписание с указанием фамилий преподавателей-дублеров.

4.9. Информационная служба готовит краткий информационный выпуск о Дне самоуправления на сайт и выпуск фильма по итогам его проведения.

4.10. Контроль за ходом подготовки осуществляет Административный совет совместно с администрацией школы.


V. Порядок проведения


5.1. День самоуправления проводится один раз в год. Учащиеся школы заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для учащихся и учителей.

5.2. Дата, порядок проведения, ответственные назначаются приказом директора школы.

5.3. По итогам Дня самоуправления проводится заседание Административного совета, где определяются самые активные участники, анализируются итоги работы, выносятся рекомендации для проведения следующего Дня самоуправления.


VI. Функциональные обязанности дублеров:


Директор – дублер отвечает за функционирование всех школьных служб, проводит педсовет.


Дежурный администратор - Отвечает за порядок в школе, встречает и провожает смену, контролирует работу дежурных классов.


Заместители директора по УВР - отвечают за расписание уроков, проверяют готовность учителей-дублеров к урокам (защита поурочных планов), посещают уроки учителей-дублеров.


Зам. директора по ВР - отвечает за организацию и проведение тематических классных часов, организацию праздничного мероприятия, посещает и анализирует их.


Педагог-организатор - отвечает за подготовку и проведение активных перемен, посещает и анализирует их.


Учителя-предметники - дублеры- готовят и проводят уроки по своему предмету согласно расписанию.


Служба безопасности - отвечают за порядок в школе во время уроков и перемен, распределяют дежурных учащихся по постам, проверяют наличие сменной обуви. В конце смены сдают рапорт начальнику службы безопасности.


План проведения дня самоуправления в ГБОУ гимназия №622


В этот день все должности административно-преподавательского состава замещаются учащимися старших классов (начиная с 9 класса): администрация – 10-11 классы, преподаватели – 9-11 классы.

Кандидаты на замещаемые административно-преподавательские должности утверждаются Советом ученического самоуправления (далее Совет).

Порядок формирования списка кандидатур на замещение административно-преподавательских должностей:


1. Директором – дублером Совет назначает Президента школьного ученического самоуправления.

2. Кандидатуры на вакантные должности заместителей директора определяются из числа членов Совета старшеклассников, между ними распределяются обязанности.

3. Кандидатуры на вакантные должности преподавателей учебных предметов может выдвигать любой орган самоуправления, а также путем самовыдвижения.


4. Претенденты на замещение вакантных должностей преподавателей должны написать заявление на имя директора-дублера, получить согласие учителя, которого будут заменять.

5. Все рассмотренные кандидатуры включаются в общий список – «Штатное расписание», которое обсуждается и утверждается на заседании Совета.

6. Если нет кандидатуры на замещение вакантной должности, то учитель проводит этот урок сам.

7. «Штатное расписание» публикуется не позднее, чем за три дня до его проведения.

8. За два-три дня проводится педсовет учителей-дублеров.


Права и обязанности учителя, должность которого замещают школьники:

1.Учитель имеет право присутствовать на уроке.

2. Учитель объясняет дублеру круг своих функциональных обязанностей.

3. Проводит инструктаж, во время которого обсуждает перечень основных мероприятий, необходимых на уроке.

4. В случае необходимости помогает в составлении плана-конспекта урока, мероприятия.

5. Не менее чем за сутки до Дня самоуправлении проверяет наличие необходимых методических разработок.


Права и обязанности дублера:

1. Имеет право на консультацию педагога при подготовке к уроку;

2. Обязан подготовиться к уроку, составить план - конспект и выполнять его в ходе урока;

3. Имеет право на опрос домашнего задания, выставления оценки в дневник учащегося.

4. Должен уважительно относиться к ученику.


Во время проведения Дня самоуправления

1. Администрация и педагогический персонал должны находиться на рабочем месте.

2. Образовательное учреждение функционирует в обычном режиме.

3. Административно-педагогический состав может консультировать своих дублеров по необходимости. Вмешательство в их деятельности без особой необходимости не допускается.

4. Учителя – дублеры, дублеры администрации должны иметь бейджики, указывающие их фамилию, имя и должность.

5. Дублеры администрации распределяют дежурство по школе, контролируют деятельность по своему направлению.

6. Учителя – дублеры проводят занятия по расписанию.

7. По итогам Дня самоуправления проводится опрос школьников и учителей – дублёров для выявления положительных и отрицательных сторон прошедшего мероприятия.

8. Итоги дня обсуждаются на Совете ученического самоуправления.


Исполняющий обязанности директора имеет право:

1. Управлять образовательным учреждением, давать руководящие распоряжения в рамках своих полномочий.

2. Контролировать работу других дублеров.


Исполняющий обязанности заместителя директора имеют право:

1. Непосредственно проводить занятия или уроки.

2. Контролировать других дублеров, исполняющих обязанности учителей.


Во время проведения Дня самоуправления запрещается:

1. Самовольно сокращать время уроков.

2. Менять ранее утвержденные планы мероприятий и уроков.

3. Удалять учащихся с уроков и мероприятий.

4. Приходить в свободной форме.

5. Рукоприкладство, грубое отношение к ученикам




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.