Деловая игра «Конструкторское бюро»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества с.Коса
Открытое занятие по теме:
«Конструирование»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
Кудинов А.А.
Коса, 2018
Предмет:Объединение «Моделирование»
Тема занятия: «Конструирование»
Дата ___________
Тип занятия: Урок – занятие комплексного применения знаний и умений (урок рефлексии)
Цель занятия: Развитие способности к сотрудничеству, общению, работы в коллективе.
Образовательные задачи: Закрепить умения и навыки, сформированные в ходе изучения раздела «Графические изображения деталей и изделий». Стимулировать у обучающихся исследовательских, коммуникативных, организаторских навыков, способности сотрудничать и принимать собственные решения.
Воспитательные задачи: Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, а так же способности преодолевать возникающие трудности, способности продуктивно работать в условиях групповой и коллективной работы; формирование умения и привычки работать в коллективе, Воспитание культуры отношений в процессе учебного труда.
Развивающие задачи: Развитие коммуникативных способностей обучающихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого.
Личностные задачи: обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в игровой ситуации.
Оснащение занятия: презентация, плакаты, изделия,выполненные обучающимися, музыкальное сопровождение.
Форма работы с обучающимися: групповая
Основные понятия: Конструктор, конструирование, изделие, бюро, модель, моделирование, эскиз, технический рисунок, метод фокальных объектов, фокус.
Методы работы с обучающимися:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: демонстрация, рассказ.
по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
по степени активности познавательной деятельности обучающихся: словесный, проблемный, частично – поисковый.
по логичности подхода: аналитический
по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающих: объяснительно -иллюстративный, проблемный, частично – поисковый.
Деловая игра "Конструкторское бюро"
PPT / 31.64 Мб
Технологическая карта
DOC / 70 Кб
Творческое задание №1
DOCX / 13.72 Кб
Творческое задание №2
DOCX / 13.59 Кб
Творческое задание №3
DOCX / 13.48 Кб
Баллы
DOCX / 13.58 Кб
Оценочная ведомость для экспертной группы
DOCX / 14.27 Кб
Оценочная ведомость. самооценка для конструкторских бюро.
DOCX / 14.32 Кб
Для неподготовленных учащихся
DOCX / 13.45 Кб
Табличка для обозначения экспертной группы
DOCX / 12.57 Кб
Таблички для обозначения конструкторских бюро
DOC / 22.5 Кб
1. Организационный момент. ( 1- 2 минуты )
1слайд:
Приветствие обучающихся. Настрой на занятие.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний 3 (минуты).
2 слайд:
Высказывание известного конструктора Сергея Павловича Королева:
«Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо»!
-Ребята, а вы знаете, кем был Королев?
Советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в СССР, основоположник практической космонавтики.
-А знаете ли вы конструкторов нашей страны, которые внесли большой вклад в ее развитие? И что именно они сконструировали?
-Ответы обучающихся.
3 слайд:
Опорные понятия:конструктор, конструирование, бюро, эскиз, изделие, модель, моделирование, технический рисунок, метод фокальных объектов, вариативность, инженер – конструктор.
4 слайд:
А теперь вспомните и скажите,кто такой«Конструктор»? Что такое «Конструирование»? Что такое «Изделие»?
Конструктор - специалист в области разработки эскизных, технических и рабочих проектов, особо сложных и средней сложности изделий, проведения технических расчетов по проектам, анализу эффективности проектируемых конструкций, анализу конструкторской документации и т. д.
Конструирование – это разработка конструкции изделия. ( Конструкция в переводе с латинского означает « построение»). Конструирование является главной частью проектирования и творческого проекта.
- Вспомните, что такое изделие?
Изде́лие — предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на предприятии. Изделие является результатом производственного процесса.
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут).
5слайд:
-Вы можете объяснить,что изображено на слайде?(подвести обучающихся к тому, что конструкторы занимаются конструированием изделия в бюро).
Вопросы к классу:
Кто эти люди? Чем они занимаются? Как называется их место работы?
Вы можете дать определение конструкторскому бюро?
Конструкторское бюро (КБ) -структурное подразделение производственной или проектной организации, занимающееся конструированием продукции или её составных частей.
- Обратите внимание, как отличаются Конструкторские бюро прошлого века и настоящего. А принцип действий конструкторов остается один. Какой?
-Конструирование изделий.
6 слайд:
Давайте скажем тему сегодняшнего занятия: Конструирование. Какая будет цель в нашей игре:Составить конструкцию изделия.
-Что нужно уметь делать, чтобы достичь цели? В чем состоит задача?
-Уметь принимать и реализовывать решения по разработке конструкции будущих изделий.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации(Создание игровой проблемной ситуации). (10 мин).
7 слайд: План игры, которым будем руководствоваться:
1 этап -Подготовительный этап: На этом этапе подготовимся к игре. Подготовка рабочего места и необходимых материалов, инструментов, информационных источников,а так же просмотр занимательной информации.
2 этап-практический, творческий: на этом этапе вы приступите к обдумыванию конструкции и выполнению ее на бумаге.
3 этап- проверочно-оценочный: На этом этапе конструкторские бюро защищают свои проекты. Сдают свои ведомости самооценок. Экспертная группа подсчитывает общие полученные баллы. Определяет занявшие места.
4 этап- заключительный: подводим итоги игры. Объявляются группа –победитель и группы, занявшие призовые места.
8 слайд и 9 слайды:
Подготовка к игре:Сейчас мы с вами разделимся на три группы, на три конструкторских бюро. Это будут ваши рабочие конторы, где вы будете разрабатывать конструкции изделий.
(раздаю опознавательные знаки- КБ 1, КБ 2, КБ 3).Конструкторские бюро получают задания, так же ведомость самооценки и лист с баллами. Знакомьтесь с заданиями.
Нужна еще будет экспертная группа, состоящая из 2-3 человек, которая будет проводить оценочную экспертизу выполняемых работ (им дается опознавательный знак «экспертная группа»). Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания разработок конструкторских бюро. Группы сформированы.
Правила игры:
Деловая игра будет проходить в форме соревнования между конструкторскими бюро, задача групп – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за более интересную конструкцию, выполненную на бумаге. А так же тактичное поведение во время игры и за защиту своих разработок. Задания разные для каждой группы, но принцип один и тот же. Каждое конструкторское бюро при работе должно оценить себя по своей оценочной ведомости. Экспертная группа будет наблюдать за деятельностью конструкторских бюро и ставить в оценочную ведомость необходимые баллы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за сумму баллов, которую установят экперты.
Конструкторские бюро подготавливаются к работе. Учитель предоставляет им вспомогательный материал для работы.
Просмотр занимательной информации.
С 10 по 23 слайды. (Рассказ о конструкторской документации).
23 слайд:
-Прочитайте ребята, кто такой инженер-конструктор?
5. Физминутка (1 мин).
Обучающиеся под руководством учителя выполняют упражнения для глаз, кистей рук и шеи.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).(12– 15 минут)
Слайд 24:
2 этап – практический, творческий.
Задание:Разработать и выполнить эскиз или технический рисунок изделия. Время выполнения 10 минут.
Обучающиеся приступают к выполнению (разработке своей конструкции изделия). Учитель включает музыку.
Экспертная группа оценивает.Учитель предупреждает группы за 5минут до окончания практического тура.
25 слайд:
3 этап – проверочно–оценочный:
Защита своих разработок. Каждая конструкторская группа выступает перед классом, рассказывая о своих конструкторских разработках изделия. Сдают свои ведомости самооценки.Экспертная группа подсчитывает общие баллы.
26 слайд:
Объявляется группа –победитель и группы, занявшие призовые места. Награждение групп.
7. Информация о домашнем задании(1 мин -2 мин)
27 Слайд:
Домашнее задание на выбор:
- Узнать, какие конструкторские бюро есть в России и чем они занимаются?
-Разработать эскиз рамки на фото.
-Разработать эскиз набережной реки Коса.
-Что такое чертеж?
-Сконструировать модель из бумаги «Парк для отдыха»
8. Рефлексия : (2мин)
28 слайд:
Самооценка. Соотнесение цели с результатом.
- Выбирая начало фразы, выскажите одним предложением.
Обучающиеся отвечают устно.
29 слайд:
Учитель заканчивает занятие фразой Сергея Павловича Королева: «Нет преград человеческой мысли».
Благодарит обучающихся за игру.
Ресурсы: Список литературы
1. 5 класс: В. Д. Симоненко - М : «Вентана – Граф», «2014 г.
2. 6 класс: В.Д. Симоненко. – М : « Вентана – Граф », 2009 г.
3. 7 класс: В. Д. Симоненко. - М : « Вентана – Граф », 2008 г.
4. 8 класс: В.Д. Симоненко. - М : « Вентана – Граф », 2009 г
5. Технология. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации
конспекты уроков/ авт.-сост. С.П. Шурупов. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2014г.
6. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 и 8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
Интернет – источники.