Деловая игра для родителей по профориентации «Мастер своего дела»

3
1
Материал опубликован 12 November 2015 в группе

Деловая игра для родителей по профориентации

«Мастер своего дела» с ИКТ

Тема: деловая игра по профориентации

Классный руководитель: Лебедева Е.Н., I квалификационная категория

Цель: формирование у родителей  представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии

Задачи:

- формировать представления о важности и значимости выбора профессии уч-ся;

- определить положительные и отрицательные моменты в выбранных детьми профессиях;

- обсудить ошибки при выборе профессии;

- проанализировать итоги анкетирования детей и родителей;

-разработать рекомендации, советы для родителей по выбору профессии.

Форма проведения: деловая игра

Участники игры: родители 7 класса

Современные технологии: технология сотрудничества, технология постановки проблемы

Оборудование: 

1. Компьютер, проектор, колонки
2. Карточки с названием фирм (стоят на столах) 
3. Раздаточный материал (карточки с заданиями) 
4. Дипломы 
5. Призы 
6. Жетоны  - фунтики
6. Листы рефлексии

Подготовка к собранию: анкетирование (родители, дети), диагностика, игра проводится на родительском собрании. Родители  разбиты на 4 группы – отделы, выборы президента фирм

Этапы проведения собрания:

1.    Вступление. Сообщение темы.

2.    Психологический настрой. Тренинг.

3.    Постановка проблемы.

4.    Условия игры.

5.    Подготовка к игре

6.    Разминка.

7.     Практическая часть.

8.    Подведение итогов.

9.    Рефлексия.

10.    Выводы.                                                                                

 

Ход игры 
1. Вступление:
-  Добрый вечер, уважаемые директора, менеджеры и сотрудники  фирм, не удивляйтесь, что я вас так сегодня называю. Добрый вечер,  уважаемые гости! Я очень рада видеть вас всех  сегодня в нашем бизнес – клубе на деловой игре «Мастер своего дела». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы поговорить о будущем наших детей, важности и значимости профессий,  выбрать  лучшую фирму среди присутствующих здесь, а может лучшими окажутся все 4 фирмы.

(Звучит спокойная музыка)

2. Психологический настрой. Тренинг - Упражнение-приветствие «Я рада вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно  разматывая, родители продолжают предложенную фразу).

3. Постановка проблемы.

- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивное отношение  детей к выбору будущей профессии. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Предлагаю вам деловую игру «Мастер своего дела» - 1 слайд

Девиз игры: «Прекрасных профессий на свете не счесть и каждой профессии - слава и честь!» - 2 слайд

4. Условия игры. – 3 слайд

Уважаемые, родители! Вы разделены на 4 команды – фирмы: «Коммерсанты», «Крутые торгаши», «Менеджеры», «банкиры 21 века»

 В  турах за правильные ответы вы будите получать «фунтики» - игровая валюта. Фирма, заработавшая большее количество фунтиков за всю игру, становится победителем. (у каждой фирмы бланки, где президент проставляет  кол – во фунтиков за ответы) –приложение № 1

5. Подготовка к игре.

Выбор профессии -  очень  важная тема. И правильность профессионального выбора для каждого человека очень значима. Через 2 года  нашим детям предстоит окончить 9 классов, и все мы зададимся вопросами: “Куда пойти учиться дальше детям ?” и “Какую получить профессию?”. Сегодня мы обсудим вопросы профессионального выбора. Начнем с вопроса о том, зачем вообще нужно выбирать профессию?
Упражнение “Закончи предложение”
Ведущий. Предлагаю участникам по очереди быстро закончить предложения:

• “Выбирать профессию нужно чтобы …”;
• “Хорошая профессия, это профессия которая …”;
• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому,

- Спасибо!

- Мы начинаем!

6. Шуточная разминка4 слайд

- Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий- рвач – врач, терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина -санитар

7. Практическая часть

I тур  «Презентация фирм» - 5 слайд

- Сейчас  вы должны показать презентацию своей фирмы – название, девиз, выбрать президента  фирмы. – 1 минутка

Фирма «Коммерсанты»   - Мы коммерсанты рыночного века, В наших руках судьба человека»

Президент фирмы – Самодурова О.А.

Фирма «Крутые торгаши» - Мы деловые продавцы, Мы крутые торгаши!»

Президент фирмы – Поломина Г.П.

Фирма «Менеджеры»  - В  профессии важен  каждый миг, Фирма менеджеры один позитив

Президент фирмы: Лука М.Е.

Фирма «Банкиры» Мы Банкиры 21 века, всегда и везде мы добьёмся успеха!

Президент фирмы: Касаткина В.Г.

 - Молодцы!

Итоги презентации объявляю,

С двойной удачей поздравляю:

Во – первых, фирму вы представили,

А во – вторых, в банке счёт открыли.

Каждая фирма получает начальный капитал – 5 фунтиков президенты внесите в бланки.

II тур  «Лицензия» - 6 слайд

Внимание, Внимание, друзья!

второй тур объявляю я.

На вопросы мои смелей отвечайте

И лицензию фирмы своей получайте!

Кто знает, что такое лицензия?

Лицензия – разрешение на существование той или иной фирмы, предприятия, организации. Чтобы приобрести лицензию, достаточно дать каждой фирме 4 правильных ответа.

1 фирма

1. крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности        (банк)

2. как называются иностранные деньги?      (валюта)

3. То, что взято взаймы с последующей отдачей? ( долг)

4. бирка с указанием цены?     ( ценник)

2 фирма

1. денежная единица Америки                 (доллар)

2. Розыгрыш по билетам     ( лотерея)

3. Объявление, извещение по телевидению, радио о товаре, услуге   (реклама)

4. Несгораемый металлический ящик для хранения денег      (сейф)

3 фирма 1. зарплата студента – стипендия

2. Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты?  -инфляция

3. Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)

4. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)

4 фирма 1. Денежное вознаграждение за труд -  зарплата

2. Что можно пополнить  в сбербанке?  - вклад

3. Оборотная сторона монеты. (Реверс)

4. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)

Молодцы! Лицензия вручается  каждой фирме – приложение № 2

Каждая фирма получает по 5 фунтиков  и разрешите вручить лицензию.

Вед: - Рада сообщить вам приятнейшую новость – к нам приехали корреспонденты из центрального телевидения. Встречаем! ()в роли корреспондентов – Касаткин А., Поломин В.)
Корреспонденты: - Разрешите представиться! А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются президенты  фирм. Просим  вас пройти за отдельный столик.

 Вопросы для проведения интервью
• Представьтесь, пожалуйста. 
• Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе? 

§ Довольны ли вы  своей работой?
•Какой стаж вашей работы? 
Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места. 
IIIтур  «Обгонялки» - 7 слайд

Задача команд в этом конкурсе – как можно быстрее по описанию профессии определить, что это за профессия. На столах у каждой  таблички  с названиями профессий. Если команда знает ответ, то поднимаете табличку,

Если ответ верный –  фирма зарабатывает 1 фунтик

1. Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия  самую интересную, содержательную? Выбрать то что желаешь  тебе поможет  человек. Он спросит, что ты больше любишь: повести или рассказы, приключения или весёлые стихи? И подведёт тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

2. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь  твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)

3. Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз.)

4. Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших  деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник.)

IV тур «Один день из жизни фирмы» - 8 слайд

Проиллюстрируйте один день из жизни специалиста вашей профессии с помощью имен существительных:

Например «повар»: Утро, холод, свет, огонь, кастрюля, запах, ложка, меню, соль, вода, крупа, обед, ужин, продукты, усталость, сытость, сон.

Время на выполнение задания - 1 минута.

Тест геометрические фигуры – 9 слайд – приложение № 3

- Каждой фирме предлагается пройти геометрический тест. Для этого изобразите человечка из геометрических фигур, всего фигур – 10. Подсчитайте количество треугольников, прямоугольников, кругов – определим, какая профессия вам подходит.

V тур. «Говорящие фамилии». – 10 слайд.   Переставь местами буквы в словах и получи название профессии.

АРХИПОВА-…………ДОСАДОВ-…………………ВЕРТЕРИНА-…………ТОЛЬДИЕВ-……………ПЕЧКИН-………………РЕЖЕНИН    КАТАДОВ-................КОЛОГИН-

Минутка отдыха.  - Отдохнём! Каждая фирма продемонстрирует своё актёрское мастерство. Разыгрывают сценки. –приложение № 4

VI тур  «Дело »Девиз: «Что написано пером, не вырубишь топором» - 11 слайд

Все игроки фирм получают красочные таблицы, в которых указаны разные предприятия и учреждения.

Ваша задача: придумать названия этим предприятиям, вписать в таблицы какие товары и услуги они производят или продают.   (3-5 минут) – приложение № 5

1фирма –мастерская по ремонту бытовой техники, хозяйственный магазин, завод консервов и фруктов, ресторан, аптека

 2фирма – хлебокомбинат, молокозавод, магазин одежды, парикмахерская, кафе.

3 фирма - хлебокомбинат

4 фирма - завод консервов из фруктов

VII тур  «Экономические подсчёты» Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (решение задач) – 12  - 15 слайды

Повторим старинные денежные единицы: алтын – 3 копейки, полушка – ¼ копейки, гривенник – 10 копеек, полтина – 50 копеек.

Одну и те же задачу решают 4 команды, кто быстрее- 3фунтика, объяснить решение.

1задача  Иван – царевич взял из казны 100 рублей и купил: кафтан за 100 алтын, парчи на 100 гривенников, мёд за 50 алтын. Сколько денег у него осталось?

Кафтан – 100.3=300к.=3р.

Парча – 100.10=1000к.=10р.

Мёд – 50.3=150к.=1р.50к.

2 задача  Налоговая инспекция собрала налоги с: медведя  100 полушек, лисы 10 гривенников, белки 15 алтын. С кого взяли налог больше всех? Ответ выразить в копейках.

100 полушек=100:4= 25к. - медведь

10 гривенников=10.10=100к. - лиса

15 алтын=15.3=45к. – белка

3 задача  Марь – кудесница пошла на базар купить себе товары для вышивания. Она купила: волшебную ткань за 2 полтины, золотые нитки за 5 гривенников, напёрсток – помощничек за 4 полушки. Сколько денег израсходовала Марья – кудесница? В копейках

Ткань  - 2.50=100к.

Нитки – 5.10=50к.

Напёрсток – 4:4=1к.                                          (151 к.)

VIII  тур  «Идея» Девиз: «Думай!Дерзай!Выигрывай!» - 16 слайд

В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут) 
Варианты безумных идей. – приложение № 6 
(родители  по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

Итоги анкетирования – приложение № 7 –17 – 18 слайды

- При подготовке к собранию было проведено анкетирование среди учащихся и родителей. Представляю итоги, которые видите на слайде.

Игра «Оптимисты и пессимисты»(+ _ одной профессии)  Профессии, которые выбрали дети –фотограф, врач, адвокат, воспитатель – 19 слайд

- Давайте попробуем вывести правила выбора профессии, чтобы избежать ошибки – 20 слайд – приложение № 8

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. – памятка – 21 слайд

2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

- Существует так называемая формула выбора профессии. – 22 слайд

 Хочу – это  интересы, склонности, желания, мечты.

Могу – это  психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.

Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.

 

Подведение итогов.

- Сейчас каждая фирма подсчитывает свои фунтики  - приложение № 9, а я предлагаю всем присутствующим экономические гадания – приложение № 10

Рефлексия – синквейн. Каждая фирма составляет синквейн  к слову профессия. На слайде обозначена формула составления синквейна – 24 слайд

- Уважаемые родители. У каждой фирмы есть лист рефлексии в виде шкалы. – приложение № 11 Оцените пожалуйчта по пятибалльной системе важность и значимость родительского собрания. (листы рефлексии вывешиваются на доску, обсуждаются)

- А сейчас разрешите вручить  дипломы фирмам – приложение № 12 и  подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе. И сегодня хочу каждому родителю подарить буклеты – приложение № 13

 

Выводы: Выбор профессии – что бы ни думали по этому поводу сами дети – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка – это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе

Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, успехов в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!


Использованные Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/roditelskoe-sobranie-o-vybore-professii

2. http://festival.1september.ru/articles/619013/

Комментарии

Елена Николаевна, добрый день! Замечательный материал, просто супер.Вы большая молодец!!! Жаль нет ссылки на приложения и презентацию(( Буду рада ими воспользоваться. Спасибо.

16 January 2018