Деловая игра для родителей по профориентации «Мастер своего дела»
Деловая игра для родителей по профориентации
«Мастер своего дела» с ИКТ
Тема: деловая игра по профориентации
Классный руководитель: Лебедева Е.Н., I квалификационная категория
Цель: формирование у родителей представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии
Задачи:
- формировать представления о важности и значимости выбора профессии уч-ся;
- определить положительные и отрицательные моменты в выбранных детьми профессиях;
- обсудить ошибки при выборе профессии;
- проанализировать итоги анкетирования детей и родителей;
-разработать рекомендации, советы для родителей по выбору профессии.
Форма проведения: деловая игра
Участники игры: родители 7 класса
Современные технологии: технология сотрудничества, технология постановки проблемы
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, колонки
2. Карточки с названием фирм (стоят на столах)
3. Раздаточный материал (карточки с заданиями)
4. Дипломы
5. Призы
6. Жетоны - фунтики
6. Листы рефлексии
Подготовка к собранию: анкетирование (родители, дети), диагностика, игра проводится на родительском собрании. Родители разбиты на 4 группы – отделы, выборы президента фирм
Этапы проведения собрания:
1. Вступление. Сообщение темы.
2. Психологический настрой. Тренинг.
3. Постановка проблемы.
4. Условия игры.
5. Подготовка к игре
6. Разминка.
7. Практическая часть.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
10. Выводы.
Ход игры
1. Вступление: - Добрый вечер, уважаемые директора, менеджеры и сотрудники фирм, не удивляйтесь, что я вас так сегодня называю. Добрый вечер, уважаемые гости! Я очень рада видеть вас всех сегодня в нашем бизнес – клубе на деловой игре «Мастер своего дела». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы поговорить о будущем наших детей, важности и значимости профессий, выбрать лучшую фирму среди присутствующих здесь, а может лучшими окажутся все 4 фирмы.
(Звучит спокойная музыка)
2. Психологический настрой. Тренинг - Упражнение-приветствие «Я рада вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно разматывая, родители продолжают предложенную фразу).
3. Постановка проблемы.
- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивное отношение детей к выбору будущей профессии. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
Предлагаю вам деловую игру «Мастер своего дела» - 1 слайд
Девиз игры: «Прекрасных профессий на свете не счесть и каждой профессии - слава и честь!» - 2 слайд
4. Условия игры. – 3 слайд
Уважаемые, родители! Вы разделены на 4 команды – фирмы: «Коммерсанты», «Крутые торгаши», «Менеджеры», «банкиры 21 века»
В турах за правильные ответы вы будите получать «фунтики» - игровая валюта. Фирма, заработавшая большее количество фунтиков за всю игру, становится победителем. (у каждой фирмы бланки, где президент проставляет кол – во фунтиков за ответы) –приложение № 1
5. Подготовка к игре.
Выбор профессии - очень важная тема. И правильность профессионального выбора для каждого человека очень значима. Через 2 года нашим детям предстоит окончить 9 классов, и все мы зададимся вопросами: “Куда пойти учиться дальше детям ?” и “Какую получить профессию?”. Сегодня мы обсудим вопросы профессионального выбора. Начнем с вопроса о том, зачем вообще нужно выбирать профессию?
Упражнение “Закончи предложение”
Ведущий. Предлагаю участникам по очереди быстро закончить предложения:
• “Выбирать профессию нужно чтобы …”;
• “Хорошая профессия, это профессия которая …”;
• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому,
- Спасибо!
- Мы начинаем!
6. Шуточная разминка – 4 слайд
- Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий- рвач – врач, терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина -санитар
7. Практическая часть
I тур «Презентация фирм» - 5 слайд
- Сейчас вы должны показать презентацию своей фирмы – название, девиз, выбрать президента фирмы. – 1 минутка
Фирма «Коммерсанты» - Мы коммерсанты рыночного века, В наших руках судьба человека»
Президент фирмы – Самодурова О.А.
Фирма «Крутые торгаши» - Мы деловые продавцы, Мы крутые торгаши!»
Президент фирмы – Поломина Г.П.
Фирма «Менеджеры» - В профессии важен каждый миг, Фирма менеджеры один позитив
Президент фирмы: Лука М.Е.
Фирма «Банкиры» Мы Банкиры 21 века, всегда и везде мы добьёмся успеха!
Президент фирмы: Касаткина В.Г.
- Молодцы!
Итоги презентации объявляю,
С двойной удачей поздравляю:
Во – первых, фирму вы представили,
А во – вторых, в банке счёт открыли.
Каждая фирма получает начальный капитал – 5 фунтиков президенты внесите в бланки.
II тур «Лицензия» - 6 слайд
Внимание, Внимание, друзья!
второй тур объявляю я.
На вопросы мои смелей отвечайте
И лицензию фирмы своей получайте!
Кто знает, что такое лицензия?
Лицензия – разрешение на существование той или иной фирмы, предприятия, организации. Чтобы приобрести лицензию, достаточно дать каждой фирме 4 правильных ответа.
1 фирма
1. крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности (банк)
2. как называются иностранные деньги? (валюта)
3. То, что взято взаймы с последующей отдачей? ( долг)
4. бирка с указанием цены? ( ценник)
2 фирма
1. денежная единица Америки (доллар)
2. Розыгрыш по билетам ( лотерея)
3. Объявление, извещение по телевидению, радио о товаре, услуге (реклама)
4. Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф)
3 фирма 1. зарплата студента – стипендия
2. Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? -инфляция
3. Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)
4. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
4 фирма 1. Денежное вознаграждение за труд - зарплата
2. Что можно пополнить в сбербанке? - вклад
3. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
4. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
Молодцы! Лицензия вручается каждой фирме – приложение № 2
Каждая фирма получает по 5 фунтиков и разрешите вручить лицензию.
Вед: - Рада сообщить вам приятнейшую новость – к нам приехали корреспонденты из центрального телевидения. Встречаем! ()в роли корреспондентов – Касаткин А., Поломин В.)
Корреспонденты: - Разрешите представиться! А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются президенты фирм. Просим вас пройти за отдельный столик.
Вопросы для проведения интервью
• Представьтесь, пожалуйста.
• Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?
§ Довольны ли вы своей работой?
•Какой стаж вашей работы?
Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.
IIIтур «Обгонялки» - 7 слайд
Задача команд в этом конкурсе – как можно быстрее по описанию профессии определить, что это за профессия. На столах у каждой таблички с названиями профессий. Если команда знает ответ, то поднимаете табличку,
Если ответ верный – фирма зарабатывает 1 фунтик
1. Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия самую интересную, содержательную? Выбрать то что желаешь тебе поможет человек. Он спросит, что ты больше любишь: повести или рассказы, приключения или весёлые стихи? И подведёт тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)
2. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)
3. Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз.)
4. Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник.)
IV тур «Один день из жизни фирмы» - 8 слайд
Проиллюстрируйте один день из жизни специалиста вашей профессии с помощью имен существительных:
Например «повар»: Утро, холод, свет, огонь, кастрюля, запах, ложка, меню, соль, вода, крупа, обед, ужин, продукты, усталость, сытость, сон.
Время на выполнение задания - 1 минута.
Тест геометрические фигуры – 9 слайд – приложение № 3
- Каждой фирме предлагается пройти геометрический тест. Для этого изобразите человечка из геометрических фигур, всего фигур – 10. Подсчитайте количество треугольников, прямоугольников, кругов – определим, какая профессия вам подходит.
V тур. «Говорящие фамилии». – 10 слайд. Переставь местами буквы в словах и получи название профессии.
АРХИПОВА-…………ДОСАДОВ-…………………ВЕРТЕРИНА-…………ТОЛЬДИЕВ-……………ПЕЧКИН-………………РЕЖЕНИН КАТАДОВ-................КОЛОГИН-
Минутка отдыха. - Отдохнём! Каждая фирма продемонстрирует своё актёрское мастерство. Разыгрывают сценки. –приложение № 4
VI тур «Дело »Девиз: «Что написано пером, не вырубишь топором» - 11 слайд
Все игроки фирм получают красочные таблицы, в которых указаны разные предприятия и учреждения.
Ваша задача: придумать названия этим предприятиям, вписать в таблицы какие товары и услуги они производят или продают. (3-5 минут) – приложение № 5
1фирма –мастерская по ремонту бытовой техники, хозяйственный магазин, завод консервов и фруктов, ресторан, аптека
2фирма – хлебокомбинат, молокозавод, магазин одежды, парикмахерская, кафе.
3 фирма - хлебокомбинат
4 фирма - завод консервов из фруктов
VII тур «Экономические подсчёты» Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (решение задач) – 12 - 15 слайды
Повторим старинные денежные единицы: алтын – 3 копейки, полушка – ¼ копейки, гривенник – 10 копеек, полтина – 50 копеек.
Одну и те же задачу решают 4 команды, кто быстрее- 3фунтика, объяснить решение.
1задача Иван – царевич взял из казны 100 рублей и купил: кафтан за 100 алтын, парчи на 100 гривенников, мёд за 50 алтын. Сколько денег у него осталось?
Кафтан – 100.3=300к.=3р.
Парча – 100.10=1000к.=10р.
Мёд – 50.3=150к.=1р.50к.
2 задача Налоговая инспекция собрала налоги с: медведя 100 полушек, лисы 10 гривенников, белки 15 алтын. С кого взяли налог больше всех? Ответ выразить в копейках.
100 полушек=100:4= 25к. - медведь
10 гривенников=10.10=100к. - лиса
15 алтын=15.3=45к. – белка
3 задача Марь – кудесница пошла на базар купить себе товары для вышивания. Она купила: волшебную ткань за 2 полтины, золотые нитки за 5 гривенников, напёрсток – помощничек за 4 полушки. Сколько денег израсходовала Марья – кудесница? В копейках
Ткань - 2.50=100к.
Нитки – 5.10=50к.
Напёрсток – 4:4=1к. (151 к.)
VIII тур «Идея» Девиз: «Думай!Дерзай!Выигрывай!» - 16 слайд
В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.
(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)
Варианты безумных идей. – приложение № 6
(родители по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)
Итоги анкетирования – приложение № 7 –17 – 18 слайды
- При подготовке к собранию было проведено анкетирование среди учащихся и родителей. Представляю итоги, которые видите на слайде.
Игра «Оптимисты и пессимисты»(+ _ одной профессии) Профессии, которые выбрали дети –фотограф, врач, адвокат, воспитатель – 19 слайд
- Давайте попробуем вывести правила выбора профессии, чтобы избежать ошибки – 20 слайд – приложение № 8
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. – памятка – 21 слайд
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
- Существует так называемая формула выбора профессии. – 22 слайд
Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
Подведение итогов.
- Сейчас каждая фирма подсчитывает свои фунтики - приложение № 9, а я предлагаю всем присутствующим экономические гадания – приложение № 10
Рефлексия – синквейн. Каждая фирма составляет синквейн к слову профессия. На слайде обозначена формула составления синквейна – 24 слайд
- Уважаемые родители. У каждой фирмы есть лист рефлексии в виде шкалы. – приложение № 11 Оцените пожалуйчта по пятибалльной системе важность и значимость родительского собрания. (листы рефлексии вывешиваются на доску, обсуждаются)
- А сейчас разрешите вручить дипломы фирмам – приложение № 12 и подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе. И сегодня хочу каждому родителю подарить буклеты – приложение № 13
Выводы: Выбор профессии – что бы ни думали по этому поводу сами дети – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка – это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе
Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, успехов в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!
Использованные Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/roditelskoe-sobranie-o-vybore-professii
2. http://festival.1september.ru/articles/619013/
Попова Ольга Геннадиевна