Мастер-класс для родителей «Учимся, играя!»
Пояснительная записка к презентации
Учимся, играя!
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ родителей
Цель: передача опыта проведения артикуляционной гимнастики родителям путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Задачи:
• показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
• познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);
• познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
Оборудование:
индивидуальные зеркала,
салфетки,
картинки-иллюстрации к артикуляционным упражнениям,
ноутбук, экран (для демонстрации презентации)
Участники: родители детей старших групп.
Ход мероприятия
I Вступление
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также привести к трудности общения, а в школьном возрасте к нарушению чтения и письма.
Поэтому научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшая цель, стоящая перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием взрослых. Конечно, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду, однако, этого недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал дома, а значит, необходима помощь родителей. Чтобы дошкольники научились произносить звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Следует знать и помнить, что в организации обучения и воспитания детей особую роль играют коррекционно-развивающие игры. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.
II Виды коррекционной работы
Итак, говоря о коррекционных занятиях с детьми, следует открыть некоторые логопедические секреты и показать некоторые виды работы:
Развиваем подвижность лицевой мускулатуры. В этом нам помогают мимические упражнения, которые предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения в игровой форме: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
Фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции:
упражнение на переключение- смена артикуляции звуков [И]-[У]..,
пропевание и проговаривание звуковой цепочки А-О-У-И-… .
Далее – очередь Артикуляционной гимнастики, которая призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Об этом стоит рассказать подробнее, с сопровождением ПРЕЗЕНТАЦИИ
Артикуляционная гимнастика
PPT / 12.06 Мб
Начиная работу над артикуляцией, рекомендуется рассказать детям «Сказку о веселом Язычке» (в ходе которой происходит знакомство с органами артикуляции и выполнение некоторых артикуляционных движений )
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Они, по сути - самомассаж.
( упр. «Конфетка», «Ёжик», «Обезьянка», «Слоник», «Накажем непослушный язычок»)
(родители все упражнения выполняют перед зеркалом)
Затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка). (все упр. далее по презентации)
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев,
Следует помнить, что дети быстро утомляются, им надоедает одно и тоже, поэтому одному упражнению допустимо давать разные названия (например: вытянуть губки вперед - «Трубочка», «Хоботок»)
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, развитием голоса, дыхания и других нарушенных функций.
Существуют упражнения, которые имеют непосредственное отношение к постановке звуков ( «Молоточек», «Дятел», затем – «Моторчик», «Пароход» , «Змейка шипит»)
Все упражнения на занятиях обыгрываются тем или иным образом: помимо картинок к упражнениям используются кубики, подходящие игрушки, пальчиковые игры, включаются в этот процесс и элементы логоритмики.
Итак, каждое занятие с ребенком проводится под девизом: «Учимся, играя!»
III Вопрос-ответ
Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей.
*В работе над публикацией частично использованы Интернет-ресурсы