Мастер-класс для родителей «Учимся, играя!»

1
0
Материал опубликован 9 April 2019

Пояснительная записка к презентации

Учимся, играя!

 

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ родителей

 

Цель: передача опыта проведения артикуляционной гимнастики родителям путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Задачи:

• показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;

• познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);

• познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

Оборудование:

индивидуальные зеркала,

салфетки, 

картинки-иллюстрации к артикуляционным упражнениям,

ноутбук, экран (для демонстрации презентации)

Участники: родители детей старших групп.

Ход мероприятия

I Вступление

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также привести к трудности общения, а в школьном возрасте к нарушению чтения и письма.

Поэтому научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшая цель, стоящая перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием взрослых. Конечно, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду, однако, этого недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал дома, а значит, необходима помощь родителей. Чтобы дошкольники научились произносить звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Следует знать и помнить, что в организации обучения и воспитания детей особую роль играют коррекционно-развивающие игры. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.

II Виды коррекционной работы

Итак, говоря о коррекционных занятиях с детьми, следует открыть некоторые логопедические секреты и показать некоторые виды работы:

Развиваем подвижность лицевой мускулатуры. В этом нам помогают мимические упражнения, которые предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения в игровой форме: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

 

Фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции:

упражнение на переключение- смена артикуляции звуков [И]-[У]..,

пропевание и проговаривание звуковой цепочки А-О-У-И-… .

Далее – очередь Артикуляционной гимнастики, которая призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Об этом стоит рассказать подробнее, с сопровождением ПРЕЗЕНТАЦИИ 


Артикуляционная гимнастика
PPT / 12.06 Мб

Начиная работу над артикуляцией, рекомендуется рассказать детям «Сказку о веселом Язычке» (в ходе которой происходит знакомство с органами артикуляции и выполнение некоторых артикуляционных движений )

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Они, по сути - самомассаж.

( упр. «Конфетка», «Ёжик», «Обезьянка», «Слоник», «Накажем непослушный язычок»)

(родители все упражнения выполняют перед зеркалом)

Затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка). (все упр. далее по презентации)

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев,

Следует помнить, что дети быстро утомляются, им надоедает одно и тоже, поэтому одному упражнению допустимо давать разные названия (например: вытянуть губки вперед - «Трубочка», «Хоботок»)

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, развитием голоса, дыхания и других нарушенных функций.

Существуют упражнения, которые имеют непосредственное отношение к постановке звуков ( «Молоточек», «Дятел», затем – «Моторчик», «Пароход» , «Змейка шипит»)

Все упражнения на занятиях обыгрываются тем или иным образом: помимо картинок к упражнениям используются кубики, подходящие игрушки, пальчиковые игры, включаются в этот процесс и элементы логоритмики.

Итак, каждое занятие с ребенком проводится под девизом: «Учимся, играя!»

III Вопрос-ответ

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей.

 

                                 *В работе над публикацией частично использованы Интернет-ресурсы

Предварительный просмотр презентации

УЧИМСЯ, ИГРАЯ Подготовила: учитель-логопед Шагалина Наталья Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 15 «Орленок» РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «РОМАШКА» · МАСТЕР-КЛАСС ·

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

САМОМАССАЖ

«КОНФЕТКА» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».

«ЁЖИК» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

«ЛЯГУШОНОК» - «СЛОНИК» Чередовать упражнения: «ЛЯГУШОНОК»: губы в широкой улыбке, как при произнесении звука [И] «СЛОНИК»: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, как при произнесении звука [У]

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» *Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та-та-та…; *пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; *закусить язык зубами и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки.

«ЛОПАТКА» («БЛИНЧИК») Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать им, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот. Широким язычком пощелкать, громко и энергично, как лошадка скачет. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язычок.

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в поднят вверх: передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «стучит по бугоркам».

«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Рот не закрывать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.