Деловая игра с педагогами «Здоровьесберегающих технологий в детском саду»

0
0
Материал опубликован 12 November

Деловая игра с педагогами

«Здоровьесберегающих технологий в детском саду»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Задачи:

1.Закреплять и систематизировать профессиональные знания, умения и навыки педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

Актуальность проблемы:

Неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Внедрение здоровьесберегающих технологий помогает улучшить эти показатели. 

Важность формирования фундамента физического и психического здоровья. Дошкольный возраст является решающим в этом процессе, так как именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. 

Необходимость воспитания осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности и формированию полезных привычек. 

Ход игры:

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме деловой игры.

- Крикните громко и хором, друзья,

- Помочь откажетесь мне? (нет или да?)

- Деток вы любите? Да или нет?

- Пришли вы к нам на игру,

- Сил совсем нет,

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю…..

- Как быть господа?

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ,

- Помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последнее спрошу у вас я:

- Активными все будете? (нет или Да)


Ведущий: Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш педагогический совет в форме деловой игры «Здоровьесберегающих технологий в детском саду».

1. Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

Ведущий: У вас у всех есть памятки. На первой странице вы видите рисунок воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?»

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья. Обсуждение результатов.

2.Теоретическая часть

Ведущий: Мы видим, что «здоровье» заняло первое место в жизненных ценностях. Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с  семьями воспитанников. 

Однако, невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные психолого-педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях.

Итак, «здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»), и направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основными задачами являются:

- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

- охрана и укрепление психофизического здоровья детей;

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-  приобщение детей к физической культуре;

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

-  физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- технологии просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.  

-  мониторинг здоровья;

- организация профилактических;

- мероприятий;

- рациональное питание;

- рациональный режим дня;

- здоровьесберегающая среда;

- контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников (двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка — это совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребёнка в образовательном учреждении, а также психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Эта технология включает два модуля:

-Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

- Психологическая поддержка ребёнка как субъекта образовательного процесса.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Выделяют два направления работы по здоровьесбережению педагога:

- профилактика эмоционального выгорания;

- укрепление физического здоровья.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

- Семинары-тренинги.

- Консультации для педагогов.

- Практикум для педагогов ДОУ.

- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.

Технологии просвещения родителей — это методы и подходы, направленные на создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики. 

К технология просвещения родителей относится:

Информационно-развивающие технологии.

Методы реализации: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами, применение интернет-ресурсов, вебинары, видеоуроки для родителей, средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки), совместные просветительские мероприятия с социальными партнёрами (библиотеки, музеи и др.)

Деятельностные технологии.

К ним относятся игровые технологии и кейс-технологии. 

Развивающие проблемно-поисковые технологии.

К ним относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии, интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность. 

Диалоговые технологии.

Рефлексивные технологии.

Также к технологиям просвещения родителей можно отнести лекции, родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, тренинги, семинары, диспуты и дискуссии.

Образовательные здоровьесберегающих технологии можно разделить на:

технологии сохранения и стимулирования здоровья
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);

- технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия);

коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия, которые используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, сказкотерапия, технологии воздействия светом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-  приобщение детей к физической культуре;

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Разберем технологии и стимулирования здоровья с детьми. Предлагаю поиграть в игру.

3. Игра «Угадай»

Ведущий: Достать из мешочка предмет и определить, с какой целью в оздоровлении он может быть использован.

1) фасоль (развитие мелкой моторики рук)

2) травяной сбор (фитотерапия)

3) диск (музыкотерапия)

4) апельсин (аромотерапия, витаминизация)

5) мыльные пузыри (дыхательная гимнастика, психогимнастика)

6) кукла (игротерапия)

7) перчатка (пальчиковая гимнастика)

8) краски (цветотерапия, хромотерапия-лечение энергией цвета)

9) цветные карандаши (арт-терапия)

10) су-джок (массаж)

11) глаза ( гимнастика для глаз)

12) песок ( песочная терапия)

13) коврик ортопедический (ортотерапия)

Ведущий : Мы с вами разобрали ,что относится к технологии сохранения и стимулирования здоровья с детьми:

- Динамические паузы;

- Подвижные и спортивные игры;

- Релаксация;

- Пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Дыхательная гимнастика;

- Музыкотерапия.

- Цветотерапия (хромотерапия).

- Арт-терапия.

- Сказкотерапия.

В целом, это те технологии, которые мы используем каждый день в нашей работе».

4. Видеоролики педагогов по работе с детьми с применением технологии сохранения и стимулирования здоровья с детьми в своих группах.

5. Спортивная сказка «Репка»

Ведущий: Мы с вами посмотрели как педагоги применяют разные виды работы с детьмипо технологии сохранения и стимулирования здоровья. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, размяться и снять напряжение и усталость.

Ведущий читает сказку, педагоги выполняют движения.

Игра: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом), посадил репку (приседание с прямой спиной), и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал дед репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба с перекатом). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони), не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину), хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего), потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх), и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!»

6.Мозговой штурм«Что мешает ребёнку быть здоровым?»

Ведущий: Мы немного отдохнули. А теперь постарайтесь ответить на такой вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?»

Назовите, какие глобальные факторы оказывают негативное влияние на здоровье ребенка?»

Ответ:1. Экологическая неблагоприятная ситуация в городе.

2. Высокий уровень родовых травм, наследственной предрасположенности.

Теперь надо определить причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста,

исключая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология.

Ведущий подводит итог: Итак, причины, 

мешающие ребенку быть здоровым:

1. Подготовка детей к дошкольному учреждению на недостаточном уровне, родители не знают и не соблюдают режим дня дошкольных учреждений.

2. Нерегулярное проведение профилактических мероприятий с детьми.

3. Несоблюдение температурного и питьевого режима в группах.

4. На недостаточном уровне проводится работа с родителями.

5. Маленькая двигательная активность детей в группах и на улице.

6. Незнание педагогами методики проведения здоровьесберегающих технологий.

7. Недостаточная забота о здоровье педагогов.

8. Нет тесного сотрудничества между воспитателями, родителями, медицинским персоналом.

Ведущий: Следующий ключевой вопрос: каким образом мы можем на это повлиять? Для этого отгадаем кроссворд.

7. Кроссворд «Будь здоров!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали:

Питание - процесс потребления, усвоения и использования питательных веществ, необходимых организму для роста, развития и поддержания жизни.

Радость — это потрясающая эмоция, которой можно поделиться с другими.

Обруч- гимнастический предмет для совершенствования талии.

Фитнес - комплекс спортивных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, поддержание физической формы и общего благополучия организма.

Игра - основной и любимый вид деятельности детей.

Лекарство - вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде формы (таблетки, капсулы, раствора, мази и т. п.), применяемое для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Аэробика - гимнастические танцы под музыку.

Кальций - это минерал, который чаще всего ассоциируется со здоровыми костями и зубами, но он также играет важную роль в свертывании крови, помогая мышцам сокращаться и регулируя нормальный сердечный ритм и нервную функцию.

Тренажер - это любой аппарат или устройство, используемое во время физической нагрузки  для усиления эффекта от упражнений или для улучшения ощущений или результатов тренировки.

Инфекция  - это проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов, заражение.

Коньки - узкие металлические полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания по льду.

Адаптация - приспособление организма, личности или группы к новым внешним условиям.

Ведущий: По вертикали получится слово – профилактика, это что, предотвращает заболевание (профилактика). И задача образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая, но не только воспитанников , но и своего.

А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.

8.Тест «Твое здоровье»

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

    3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

    7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Ведущий: Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.

9. Подведение итогов. Выводы

Ведущий: Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью.

С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, так как мы подаем пример своим поведением.

Каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений на сегодняшний день. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Важно, активно привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.

Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.

Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ, а также  применение здоровьесберегающих технологий значительно  повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.​​​​​​​

10. Рефлексия «Радуга»

Ведущий: Вы все видите радугу , на ней предложения. Вам необходимо их дополнить . Каждый педагог выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Варианты:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне было интересно то, что …

Мне не понравилось …

Я ощущал комфорт, когда …

t1731413767aa.jpg



11. Литература

1. Авченко Н. Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребенка. - Ж - л «Здоровье дошкольника», 2009 г., №5, с. 18.

2. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2 - е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009г. – 144 с.

3. Интернет-ресурс (игры, наглядность, памятки).

4. Кухлинская В. В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. – Ж – л  «Управление ДОУ», 2007 г., с. 84.

5. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. – М.: «Планета», 2011.

6. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.

7. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2012г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.