Статья «Демонстрационные опыты и лабораторные работы как средство развития мышления в процессе обучения физики»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.
Физика занимает одно из важных мест среди дисциплин в школе. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.
Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболее действенным способом познания.
Демонстрационные опыты формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех учащихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.
Лабораторные занятия позволяют решить следующие задачи: учат применять знания на практике; служат средством политехнического обучения; формируют необходимые в жизни и труде практические навыки и умения; содействуют профориентации учащихся; вырабатывают такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность и др.
Учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов и лабораторных работ является неотъемлемой, органической частью курса физики средней школы. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат.
Какие же методические задачи решаются с помощью учебного физического эксперимента?
Демонстрационные опыты, как известно, формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех учащихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Все это конкретизирует, делает более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждает и поддерживает интерес к предмету.
Лабораторные работы — фронтальные и в виде практикумов — дают возможность усовершенствовать, развить и углубить полученные ранее первоначальные представления. Кроме того, лабораторные работы развивают умения и навыки в обращении с аппаратурой, вырабатывают элементы самостоятельности при решении вопросов, связанных с экспериментом.
При подготовке демонстрационных опытов полезно помнить, что за различными уравнениями и вычислениями учащиеся могут упустить из вида природу тех явлений, которые описываются этими уравнениями. Надо укреплять в сознании учащихся, что источником познания служит эксперимент, и помогать выработке материалистического представления о физике как науке о реальной природе.
Хорошо известно, что процессы в природе протекают весьма сложно: все явления связаны между собой в один общий, многообразный поток и нет отдельных явлений в «чистом виде», как показывается в классе на уроках. Однако это не может служить отрицанием демонстрационных опытов — средства полезного и даже необходимого для обучения, а только заставляет предъявлять большие требования к учебному эксперименту.
На экспериментальном уровне идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях, проводятся наблюдения, измерения, сравнения, ставятся эксперименты, формируются и вводятся в научный обиход понятия, производится первичная систематизация знаний и формулируются экспериментальные законы.
На теоретическом уровне достигается высший синтез знаний в форме научной теории. Основоположник отечественной науки М. В. Ломоносов отмечал: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением», а академик Л. Д. Ландау говорил: «Опыт — верховный судья теории».
Под экспериментом понимают научно поставленный опыт, т. е. наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать его каждый раз при повторении тех же условий.
Экспериментальный метод дает возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел и явлений. Он дает возможность выяснить' кинетику, динамику процессов и их энергетическую сущность.
Академик С. И. Вавилов указывал на двойную роль эксперимента: 1) эксперимент доказывает или отвергает какие-либо теоретические положения; 2) эксперимент может стать предпосылкой новой теории или гипотезы, которая должна быть подтверждена новыми экспериментами. Обе стороны эксперимента неразрывно связаны. «Ответ, даваемый опытом,— подчеркивал он,— иногда может быть неожиданным, и тогда опыт становится первоисточником новой теории.
Элементами экспериментального метода исследования в научном познании являются наблюдение, сравнение, измерение и собственно сам эксперимент.
Как метод исследования эксперимент имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная сторона эксперимента заключается в том, что он позволяет получать явление в «чистом виде», исключать влияние на изучаемое явление побочных факторов, изучать его в разных условиях, останавливать исследуемый процесс на любой стадии и повторять любое число раз, изучать предмет с большой тщательностью, расчленять его на отдельные части и выделять интересующие нас стороны.
Этим достигается глубина исследования сущности явлений и законов природы, повышается доказательность выводов, которые могут быть сделаны на основе эксперимента.
Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в состоянии не только объяснить явления материального мира, но и непосредственно овладеть ими. Поэтому эксперимент является одним из главных средств связи науки с производством. Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленной технике. Он является важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов.
Для современного специалиста любой отрасли народного хозяйства и естественнонаучных дисциплин важное значение имеет владение методикой эксперимента. Эксперимент является критерием всех теоретических построений. Без экспериментального подтверждения ни одна теория не может долго существовать. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся правильного понятия об особенностях эксперимента как о методе научного исследования.
Содержанием учебного эксперимента являются: а) изучение явлений, особенностей их протекания в определенных условиях; б) изучение причинно-следственных связей между явлениями и функциональной зависимости между величинами, характеризующими явления и свойства тел; в) изучение и сравнение свойств вещества в различных состояниях и свойств физических полей; г) иллюстрация законов, сформулированные на основе опытов или в результате логических умозаключений, опирающихся на общетеоретические положения или метод индукций; д) определение констант; е) изучение и испытание приборов.
Содержание опытов должно с полной ясностью доводиться до понимания каждого из присутствующих на уроке. Это заставляет предъявлять к таким опытам своеобразные методические и технические требования, которые в основном сводятся к следующему.
Следует позаботиться о наглядности и выразительности опытов, чтобы каждый ученик непременно заметил демонстрируемое явление. Для этого следует собирать по возможности наиболее простые установки, в которых четко, как бы само собой, выделялись основные части. Надо применять яркую, контрастную раскраску деталей приборов, выбирать для каждого случая наиболее подходящие индикаторы, стремиться к получению максимальной интенсивности демонстрируемых явлений.
Опыты должны быть всегда убедительными, не вызывать каких-либо сомнений в их справедливости и не давать повода к неправильному толкованию. Поэтому все побочные явления, сопровождающие основное, должны быть сведены к минимуму, сделаны незаметными и не отвлекающими внимания от главного. Если такие условия по тем или иным причинам создать невозможно, то подготавливают дополнительный опыт, показывающий незначительное влияние побочного явления на результаты основного опыта.
Каждый опыт, показываемый в классе, должен быть надежным, т. е. тщательно подготовленным, неоднократно испытанным, обеспечивающим удачу. Неудавшаяся демонстрация нарушает ход урока, всегда вызывает разочарование и даже может зародить недоверие к учителю.
Демонстрации должны производить действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учащихся, возбуждать у них интерес, чтобы можно было по ходу урока быстро мобилизовать общее внимание класса на некоторые небольшие промежутки времени. Поэтому надо показывать опыты эмоционально.
Как правило, демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать урока. Учителю необходимо обращать внимание на темп выполнения опытов: он всегда должен соответствовать темпу восприятия учащимися демонстрируемого материала. В случае необходимости опыт можно повторить несколько раз, например: когда надо устранить предположение о случайности показанного явления (определение ускорения при свободном падении) или когда не все учащиеся успевают увидеть необходимые детали (опыт с трубкой Ньютона).
Каждый из показываемых опытов должен быть содержательным, хорошо и изящно оформленным. При подготовке и проведении опытов надо стремиться к минимальной затрате средств и энергии при максимальной методической ценности эксперимента и обязательно соблюдать общеизвестные, описанные в литературе, правила по технике безопасности.
Нельзя перегружать урок большим числом демонстраций и создавать впечатление калейдоскопичности.
Во время изложения учебного материала подготовленными для эксперимента установками можно воспользоваться различно: сначала показывать опыты, а потом переходить к их объяснению или, наоборот, перед опытом проводить относящиеся к нему объяснения. В большинстве случаев первый способ оказывается лучшим. Он позволяет от наблюдения за опытом (или несколькими связанными между собой опытами) подвести учащихся сначала к некоторым самостоятельным несложным выводам, а затем и к более широким теоретическим обобщениям. Однако в некоторых отдельных случаях, когда, например, установка для опыта сложна, второй способ оказывается целесообразнее: установка или сложный прибор объясняют по частям, а затем они приводятся в действие (измерение скорости движения; изменение веса тела при равнопеременном движении и др.).
Наилучшим в методическом отношении является такое решение, когда объяснения проводятся параллельно с экспериментом.
Объяснения и эксперимент логически сливаются в общий неразрывный процесс в виде увлекательной и убедительной беседы учителя с учащимися.
Научному эксперименту, как правило, предшествует гипотеза, с помощью которой определяется, что должно произойти при определенных действиях, и на этой основе моделируется содержание (ход) эксперимента и его цель. Когда содержание эксперимента определено, разрабатывается способ (методика) его осуществления. Все это, по существу, составляет проектирование эксперимента, т. е. первый этап на пути к его осуществлению.
Задача второго этапа заключается в создании материально-технических условий, необходимых для непосредственного осуществления эксперимента (приборы, установки, помещение и т. д.). И только теперь, после «наладки» оборудования, может быть поставлен собственно сам эксперимент.
Завершающей частью эксперимента является теоретическим анализ и математическая обработка результатов измерений. Конечную цель эксперимента представляют ВЫВОДЫ, которые формулируются в результате этой обработки.
Формирование у учащихся обобщенного умения самостоятельно ставить опыты так же, как и умения наблюдать, может быть обеспечено при условии согласованной, целенаправленной деятельности учителей различных предметов. Необходимо формировать у учеников умения выполнять отдельные действия и операции, из которых слагается эксперимент, и раскрывать структуру эксперимента как метода научного познания, роль каждой операции в этой деятельности.
Знания структуры эксперимента и методики формирования обобщенных экспериментальных умений позволят учителям, преподающим естественнонаучные дисциплины, перейти от методики ознакомления учащихся со структурой отдельной лабораторной работы и составления плана для нее к методике, которая предусматривает раскрытие общности структуры всех экспериментальных работ.
Технология формирования обобщенных экспериментальных умений
Ориентировочно-мотивационный этап
I. Создание проблемной ситуации и введение в нее учащихся.
II. Осознание проблемы и ее выражение в виде учебной задачи вербально, формулировка цели.
III. Оценка своих возможностей (знаний, умений и т.д.) и планирование деятельности по решению проблемы.
1. Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.
2. Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы:
а) какие наблюдения провести;
б) какие величины измерить;
в) приборы и материалы, необходимые для проведения опытов;
г) ход опытов и последовательность их выполнения;
д) выбор формы записи результатов эксперимента;
е) выявление условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента.
Исполнительно-операционный этап
IV. Решение учебной задачи через выделение необходимых знаний, навыков и умений, способа деятельности, итогом решения являются новое знание, способ деятельности:
1. Отбор необходимых приборов и материалов.
2. Сбор установки, электрической цепи. Создание необходимых условий для выполнения опытов.
3. Проведение наблюдений.
4. Выполнение измерений.
5. Фиксирование (кодирование) результатов измерений и наблюдений и запись их результатов.
6. Математическая обработка результатов измерений.
Рефлексивно-оценочный этап
V. Контроль, переходящий в самоконтроль.
1. Анализ результатов эксперимента.
2. Формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме).
VI. Коррекция (при необходимости).
VII. Оценка, переходящая в самооценку.
Последовательность операций а) – е) в планировании эксперимента может быть изменена для конкретной лабораторной работы с целью выстраивания логических рассуждений.
VIII. Применение нового знания, способа деятельности к решению исходной учебной задачи, а также новых учебных задач на уровнях знакомых, измененных и новых условий
Библиографический список
Годжаев Н.М. Оптика. М.: Высшая школа, 1977.
Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, т.2/ Под ред. А.А.Покровского.- М.:Просвещение, 1978.
Суровикина С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты: монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.