Речь как средство развития мышления
Статья
«Речь как средство развития мышления»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М.Селютина с. Михайловское»
Агузарова З.Ц.
2021 год
Речь как средство развития мышления
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи пинадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течении всей жизни человека. Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических и морфологических формах языка. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь – это каналразвития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация,- материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельноститребует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в свмой мысли изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых нормах. Полную четкость мысль приобретаетлишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Задачи и содержание работы по культуре речи на уроках русского языка
Культуру речи мы наблюдаем в произношении, ударении, словоупотреблении, в пострении фраз и тому подобное, а также в умении пользоваться средствами выразительными языка в разных условиях общения в соответсвии с целью и содержанием речи – это в узком смысле, а культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека. Само слово «культура» от латинского culture буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям. Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке сформировалась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране.
Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся всегда в той или иной мере решал вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика - это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два традиционных для школы направления в работе по развитию речи учащихся отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи. Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У нее то же, что и у статистики, предмет изучения – речь, но точка зрения на материал иная. Культуру речи интересует, как пользуется человек речью для целей общения?
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая форма» считалось центральным понятием этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. «Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения того же смысла, находящихся в рассмотреии говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответсвенно коммуникативной задаче». Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Существует нормы лексические, орфографические, грамматические , словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словорях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматтике литературного языка, в специальных словарях - справочниках, посвященных проблемам модификации языка. Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка в конкретных условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и непонятного термина «хорошая речь».
Требование к речи учащихся
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Первое требование – требование содержательности речи, говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь, Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, если они есть, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений. Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если она богата и разнообразна использованием в ней лексических и грамматическим средств, если в ней точно передано содержание высказывания, если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.
Работа над культурой устной и письменной речи учащихся
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановкой ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии: обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средствами художественной выразительности речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, в данном случае фонетических явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений. С основными правилами русского литературного произношения учащиеся знакомятся при изучении морфологии. Например, сочетания -тся,-ться в конце глаголов произносятся как –цъ-/заниматься – цъ, учится –цъ/. При работе над этим произношением эффективен вопрос: какая разница в произношении и в правописании данного слова? Сколько звуков в данном слове? Сколько букв? Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение подтверждается в психологических исследованиях.
«Прямое выполнение коммуникативных операций в устной речи требует культуры, развития обращенности и поддерживаемости устной речи в ситуации общения. Именно поэтому психологически весьма важным является воспитание у школьников способности к активному слушанию, которое есть одно из условий коммуникаций». Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой литературной речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать в обучении прием подражания образцам речи, в частности речи преподавателя. Кроме того, очень важно создать атмосферу благожелательного отношения к вопросам орфоэпии в классе. На этом фоне развертывается повседневная работа по исправлению орфоэпических ошибок. Ни одно нарушение правил литературного произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление учащимися замеченных ими недочетов собственной речи и речи других содейсвует формированию привычки обращать внимание на правильность произношения любого слова. Не менее эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеклассное время. С этой целью преподаватель регистрирует диалектные недочеты, например, стяжение гласных/думат, вместо думает/. Нередко допускается также недочет морфологического характера: мягкое произношение в форме 3-его лица глаголов/думають, делають/. В каждом отдельном случае преподаватель дает специальное задание. Так, чтобы избежать привычки к стяжению гласных, относящимся к двум слогам, учащиеся упражняются в раздельном произношении слогов по данному образцу: он ду-ма-ет, чи-та-ет, слу-ша-ет. Преодолеть этот недостаток произношения помогает умение разбираться в основах глагола, знание, например, того, что в неопределенной форме глагола /думать/ основа дума-, в личных формах основа на -а- , и это должно найти свое отражение и в произношении личных форм глагола /думает, слушает/. Нормы литературного приозношения часто нарушаются неправильной постановкой ударения в словах. В русском языке ударение разноместно и подвижно. Например, сторожил – ударение падает на третий слог, нормировать – на четвертый. Часто мы задумываемся: как правильно произнести – спала или спала, звонит или звонит? Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словорю – и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе.