12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь67
Украина, г. Алчевск

Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности

Обучение в цифровую эпоху будет непрерывным, социальным, персонализированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося, а образовательные решения будут приниматься на основе больших данных, собранных в процессе предыдущих сессий обучения. Это означает значительное изменение образовательной парадигмы. Это изменение не только в том, что процессы обучения переводятся в цифровую среду. Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий.

Рассмотрю тренды современного образования, которые уже использую и которые стали неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности.

Упор на непрерывность в обучении

Основная цель непрерывного образования – развитие в личности таких свойств как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, качественное усвоение новой информации, адаптация к быстро изменяющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.

Непрерывность процесса образования создает условия для более глубокого понимания обучающимся своих потребностей и явлений окружающего мира, более качественному раскрытию своего потенциала; становится возможным полноценно выполнять свою социальную роль в ходе трудовой деятельности и жизни в социуме. Непрерывное образование – это «тренажер» для образовательного потенциала человека, поддерживаемый образовательным учреждением, которое отвечает потребностям личности и общества. Несомненно, информационные технологии являются большим подспорьем для перехода на непрерывное образование.

Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.

Цифровой подход к организации учебного процесса

Существование образовательных организаций профессионального образования не предоставляется возможным без наличия цифровой образовательной среды, которая обеспечивает доступность и интерактивность образовательного процесса. При этом работа по цифровизации образовательной организации проводится, в большей степени, непосредственно, преподавателями дисциплин и руководителями практик, которые активно внедряют цифровые технологии в процесс преподавания дисциплин [1].

Принимая во внимание тот факт, что сегодня каждая образовательная организация обязана создавать цифровую образовательную среду, преподаватели могут использовать ее возможности в учебном процессе [5].

Размещение материалов по дисциплинам в рамках сайтов преподавателей, которые дают возможность загружать основной и дополнительный учебный материал, мультимедийные презентации для сопровождения теоретического и практического материала. Обратная связь организуется через электронную почту преподавателя, куда студенты присылают выполненные работы на проверку преподавателю. Преподаватель в свою очередь, проверяет присланные работы, оценивает их и комментирует.

Сайт преподавателя используется для размещения авторских видеолекций, записанных с помощью профессиональной камеры, программ для организации видеоконференций (Zoom, Discord) либо программ «захвата экрана» (Bandicam, Movavi Screen Recorder). При этом видеолекции могут быть размещены на личном канале преподавателя в Youtube, куда можно загружать большие объемы информации, а ссылка вставляется на сайте преподавателя. Плюсом использования видеолекций преподавателя, размещенных на видеохостинге, является возможность для студента скачивания отдельного урока на планшеты и смартфоны с целью заниматься где и когда угодно.

Другим интересными ресурсами являются ресурсы, позволяющие преподавателю контролировать процесс его изучения путем создания тестовых заданий для лекций. Обучающиеся имеют возможность выполнять работу, как в учебное, так и во внеурочное время. Этот ресурс целесообразно применять на темах, требующих от студентов запоминания основ дисциплины. Этот же информационный ресурс (онлайн тестирование) можно использовать для организации контроля умений и навыков, а также самостоятельной работы студентов. С его помощью можно создавать различные тесты, задачи, кроссворды, опросы, диалоги, логические игры.

Занятия, проводимые в условиях дистанционного обучения целесообразно организовывать в системе Zoom, Skype, Discord. Перечисленные системы позволяют создавать повышенный уровень интерактивности на лекционных и практических занятиях. Практические занятия также организуются в форме видеоконференций, где обучающийся, используя возможности совместного взаимодействия, освещает отдельный учебный материал, сопровождая доклад демонстрацией результатов своей работы. Достоинством систем является и то, что они позволяют обучающимся и преподавателю общаться в реальном режиме, обсуждать актуальные вопросы, а также выполнять работу в малых группах.

Постоянное взаимодействие с обучающимися в условиях цифровизации возможно посредством мессенджеров Viber, WhatsApp, социальных сетей, которые позволяют обмениваться текстовыми сообщениями, изображениями, видео, аудио, а также организовывать общение по видеосвязи. Применение мессенджеров актуально при проведении индивидуальных консультаций в удаленном режиме.

Поэтапный подход в изучении дисциплин базируется на подаче учебного материала в виде отдельных порций, начиная с простого и легкоусваемого материала, и постепенно переходя к более сложному, но базирующемуся на начальном материале. Каждый такой шаг (порция материала) завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.). При правильном выполнении контрольных заданий обучающийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения. При неправильном ответе обучающийся получает помощь и дополнительные разъяснения. Преподаватель выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.

Участие в проектной работе

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат [3]. В процессе работы над проектом студент углубит знания, сформирует рефлексию, критическое мышление, позитивный опыт сотрудничества и делового общения, повысит самооценку и реализует себя в роли исследователя, а также сформирует ИКТ-компетенции, навыки публичных выступлений [4].

Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [2].

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача – научить студентов учиться самостоятельно.

Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Подводя итог, следует отметить важную тенденцию, которая будет только усиливаться со временем – это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс.


Литература

Багаутдинова, Н. Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н. Г. Багаутдинова, Р. А. Никулин // Инновации. – 2018.

Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011.

Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.пос. М.: Архитектура. – 2004.

Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2017.

Корнилов Ю.В. Сетевые и мультимедиа технологии как средство оптимизации учебного процесса // Информатика и образование. 2017.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.