Статья «Интерактивные развивающие задания как средство развития познавательных процессов»

6
0
Материал опубликован 24 April 2021

Десюк С. Н.,

учитель биологии

ГКОУ школы-интерната №1 г. Ейска

 

Интерактивные развивающие задания как средство развития познавательных процессов

 

Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя получения новых результатов обучения, использование новых методик деятельностного типа с преобладанием новых видов деятельности учащихся.  
В настоящее время актуальной является проблема активизации учебной деятельности учащихся, поэтому важная роль в процессе обучения отводится интерактивным технологиям обучения.   Интерактивные методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий. Причём, учитель может делать акценты на формирование любого вида УУД, а также 4к-компетенций в зависимости от поставленной учебной задачи.

Чтобы способствовать развитию у учащихся потребности в познании, нужно использовать для этого разнообразные методы и приёмы. К таким методам и приёмам можно отнести развивающие задания, которые в разных источниках ещё называются интеллектуальными, познавательными. Использую их в работе много лет с различными категориями обучающихся в общеобразовательных, коррекционных и вспомогательных классах.

На уроках биологии, начиная с 5 класса целесообразно использовать простые формы творческих заданий типа «Расшифруй слово». Зашифровываем слова (1 вариант – цифра шифрует букву по алфавиту, для усложнения задания 2 вариант – символ шифрует букву по алфавиту).

 

1

А

2

Б

3

В

4

Г

5

Д

6

Е

7

Ё

8

Ж

9

З

10

И

11

Й

12

К

13

Л

14

М

15

Н

16

О

17

П

18

Р

19

С

20

Т

21

У

22

Ф

23

Х

24

Ц

25

Ч

26

Ш

27

Щ

28

Ъ

29

Ы

30

Ь

31

Э

32

Ю

33

Я

 

 

 

 

 

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1619272122aa.png

 

Предлагая детям такие задания, мы можем использовать их в качестве темы урока или ключевого слова, например, зашифровываем, предлагая его для отгадывания, уточняем, что данное слово является темой урока «Цветок». Данный вид заданий в дальнейшем можно усложнять, зашифровывая словосочетания, например, «Строение цветка» или даже целые предложения. Интересно расшифровывать учащимся слова, где буквы заменяют символы. При введении любого нового задания на начальном этапе расшифровываем его вместе с учащимися, а только после этого даём задания для самостоятельного выполнения.

Такие задания, особенно в начале урока, позволяют активизировать познавательные процессы учащихся: внимание, его устойчивость и концентрацию, мышление, восприятие (пространственное и зрительное). При выполнении задания дети становятся более собранными и внимательными.

Также в качестве темы урока или основных ключевых терминов урока можно использовать ребусы.

Ребус – это изображение какого-либо слова при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т. д. Следовательно, ребус – интересная головоломка, для решения которой требуется сообразительность, фантазия, которая способствует развитию усидчивости, целенаправленности, развитию концентрации внимания, сосредоточенности.

На начальном этапе знакомим учащихся с правилами составления ребусов, правила вводим постепенно, по их необходимости. Начинаем использование такого вида задания с 6 класса, с простых ребусов, постепенно усложняя зашифрованные слова, переходя к 8-9 классу на простые фразы.

t1619272122ab.png

Ребусы способствуют расширению кругозора учащихся, интереса к окружающему миру, приносят удовольствие. Способствуют развитию таких познавательных процессов как мышление, внимание, воображение, восприятие, развивают речь. Положительное оценивание достижений учащегося обеспечит развитие уверенности в себе, своих силах, повысит самооценку. В процессе работы выявлено, что учащиеся стали значительно меньше допускать ошибок при письме. Это способ научиться мыслить образно, строить ассоциативные цепочки, уметь находить связи между предметами. Опыт показывает, что учащиеся легче запоминают трудные биологические термины, так как у них включается ассоциативное мышление. При разгадывании ребусов главным является сам процесс, а не его результат.

Ещё один вид заданий, который я часто использую на своих уроках – это задания «Что лишнее?», «Кто лишний?».

 

t1619272122ac.pngt1619272122ad.png

 

Данные задания довольно просты по содержанию, но являются начальным этапом, формирующим умение работать с тестами. Такой тип заданий можно вводить в 5 классе и продолжать использовать до 9 класса при изучении любой темы, но особенно таких, где нецелесообразно использовать тесты, кроссворды. Положительным моментом является мининум подготовки к их использованию. Например, в 6 классе тема «Три состояния воды в природе». Задание: определи, что лишнее (лёд, камень, водяной пар, роса). Использую слова и иллюстрации, что позволяет слабочитающим или практически не читающим учащимся тоже быть активными на уроке, происходит закрепление написания данного слова. При этом необходимо побуждать учащихся к доказательству правоты своего суждения и поощрять в высказывании своего мнения. Например, в 8 классе при изучении темы «Ластоногие» в задании определить кто лишний и доказать правильность ответа. Как показала практика, такие задания очень интересны и посильны для учащихся. Используя их, реализуются такие коррекционные задачи, как развитие скорости мыслительных процессов, умение анализировать, развитие концентрации внимания, обогащение речи.

Игра «Ты – мне, я – тебе». Данный вид задания часто применяю на уроках повторения и обобщения с 5 класса. Это является предварительной работой перед использованием кроссвордов и тестов. Учащиеся на самоподготовке должны подготовить вопрос (или несколько вопросов) и обязательно знать на него правильный ответ. Конечно, на начальном этапе вопросы составлены не очень грамотно, но постепенно в процессе обучения становятся более чёткими, ёмкими, конкретными.

Учитель задаёт ученику вопрос по теме, ученик отвечает и задаёт вопрос своему соседу, и так далее по цепочке. Последний ученик задаёт вопрос учителю. Такой приём позволяет учителю опросить всех учащихся и не по одному разу, развивает у учащихся мышление, речь, умение работать в группе, в коллективе, развивает внимание, в то же время учащиеся одновременно выполняют несколько мыслительных операций, что для категории обучающихся с нарушением интеллекта довольно сложный процесс. Во время игры мы уходим от стереотипа, что учащиеся с нарушением интеллекта, способны выполнять только простую или двусоставную инструкцию и, как правило, только один вид деятельности. Практика показала, что это не совсем соответствует действительности, конечно качество выполнения нескольких операций отличается от нормы, но все же имеет место.

Задание «Вставь слово». Простое задание доступно практически всем детям, кроме тех, кто не умеет читать и писать, но они могут выполнить его у доски или индивидуально на ноутбуке. Задание предлагается на индивидуальных карточках, в которых пропущены слова. Текст тематического характера, не более 5-8 предложений (в зависимости от года обучения), пропущенные слова должны быть очевидными. Это может быть интерактивный вариант задания – биологический диктант. Для слабых учащихся можно предложить задание с подсказкой, предлагается список слов (ответов), которые нужно вставить в текст.

 

t1619272122ae.pngt1619272122af.png

 

Задание «Отгадай загадку» прекрасно активизирует внимание учащихся. Загадки можно использовать на любом этапе урока: как форму сообщения темы урока, и для знакомства с ключевыми понятиями урока и т. д. В интерактивном варианте данное задание может быть кроссвордом, где записываются отгадки на загадки.

 

t1619272122ag.pngt1619272122ah.png

 

Особое внимание хотелось бы уделить тестам и кроссвордам. Данные задания можно вводить с 5 класса, естественно, в упрощённой форме.

Включая учащихся в эту интеллектуальную игру, в нетрадиционной форме (а значит более интересной) проверяю их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляю, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении. Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года.

Данные задания, во-первых, позволяют экономить учебное время, во-вторых, позволяют повторить большой объём учебного материала, в-третьих, выявлено в процессе работы с такими заданиями, что учащиеся, которые испытывают трудности в групповой работе и во время опроса, дают прекрасный результат. Тесты и кроссворды можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. При обобщении и повторении изученного материала можно разгадывать кроссворд всем классом. Например, при изучении темы в 6 классе «Полезные ископаемые» разгадываем кроссворд, где во всех словах будет общей буква «а» (полевой шпат, кварц, слюда). При изучении темы «Распространение плодов и семян» в 7 классе использую кроссворды посложнее (слова по вертикали и горизонтали).

t1619272122ai.png

По горизонтали: 1. Семена дерева, распространяемые с помощью ветра. 2. Семена дерева, распространяемые с помощью животных и человека. 3. Семена травы, распространяемые с помощью животных и человека. По вертикали: 4. Название травянистого растения, плоды и семена которого распространяются путём саморазбрасывания.

Учащиеся с удовольствием работают с тестами. Единственная трудность – это научить верно записывать ответ учащихся с нарушением интеллекта (могут написать ответ словами, написать букву ответа и дополнить его словесным ответом), к 8 классу такие проблемы исчезают. Хотелось бы отметить, что используемые на уроках тесты и кроссворды являются авторскими.

Пример теста с различными видами и степенью сложности заданий (один из предложенных, множественный выбор, на соответствие), создан в программе Power Point с поддержкой макросов.

 

t1619272122aj.pngt1619272122ak.png

 

t1619272122al.pngt1619272122am.png

 

На последнем слайде подсчитывается количество правильных и неправильных ответов, количество набранных баллов и время выполнения теста.

t1619272122an.gif

 

Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке посредством использования развивающих заданий, интерактивных развивающих заданий – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке стараюсь организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Различные виды развивающих заданий помогают мне разнообразить уроки, сделать их интересными, заинтересовать учащихся своим предметом, развивать мотивацию к обучению и, соответственно, реализовать основную цель учебной деятельности – коррекцию познавательной сферы учащихся. Данные задания стимулируют детей к развитию. При помощи таких заданий можно реализовать дифференцированный, индивидуальный подход и в то же время, не ограничивая учащихся в интеллектуальных рамках, создать возможность роста и развития.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации