12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюшева Любовь Васильевна47

Методика сотрудничества педагога с родителями (статья на конкурс)

День тропы в Камышлове (природоохранная акция)

Тюшева Любовь Васильевна

Свердловская область

Город Камышлов

МАОУ «Школа №1» КГО

Учитель географии

89961740094

tyusheva1960@mail.ru

Ухудшение состояния окружающей среды стало требовать иных подходов к решению практических задач. Возникла необходимость пересмотреть свои взгляды на место и роль человека в природе. Ныне решение любой практической задачи должно учитывать все возможные последствия произведённого вмешательства в природу. Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала носить планетарный характер. Дальнейшее развитие биосферы и составляющих её экосистем теперь всё больше определяется деятельностью человека, который, в отличие от других живых организмов, не приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает её к своим потребностям.

   В связи с этим в нашей стране была введена система непрерывного экологического образования, направленного на развитие экологической культуры, экологического мышления подрастающего поколения. Воспитанию экологической грамотности и ответственности способствует практическая природоохранная деятельность ребёнка в образовательном учреждении.

   Принимая личное участие в экологических акциях, дети приобретают умения и навыки по охране и защите природы, получают ценностные экологические ориентиры, личностно значимый опыт природоохранной деятельности, развивают внутреннее стремление самому исправить что-либо вокруг себя, проявляют активную гражданскую позицию.

   Только при условии, что у обучающихся будет личностно значимый опыт практической природоохранной деятельности, можно быть уверенным в том, что они будут принимать активное участие в решении экологических проблем своего города, края, страны.

Ежегодно у нас в городе проводится день экологической тропы.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

Двадцать восемь лет исполнилось экологической тропе в ботаническом памятнике природы «Камышловский бор», что начинается в километре от города. Немало труда в ее создание и сохранение вложено детскими руками, не одно поколение школьников склонялось перед каждым кустиком малины, перед каждым упавшим деревом, чтобы она, тропа, не зарастала, не теряла своей привлекательности, завораживающе вела в мир знаний, впечатлений от общения с окружающим миром.

Наша экологическая тропа находится рядом с городом, в Камышловском бору, который относится к большому массиву Припышминских боров, находящемуся в основном на территории Тугулымского и Талицкого районов. Припышминские боры – один из крупнейших компактных и наиболее продуктивных островных массивов равнинных сосновых лесов России (с доминированием сосны обыкновенной Pinus sylvestris L.), расположенный в подзоне предлесостепи Зауральской провинции Западной Сибири на юго-востоке Свердловской и смежной части Тюменской областей. Его территория (свыше 350 тыс. га), почти непрерывной полосой (шириной от 10 до 50 км) протянувшаяся с запада на восток на 200 км – от Камышлова до устья Пышмы, – приурочена к надпойменным песчаным террасам реки Пышмы и низовий Туры (Санников, 1961, Электронный архив УЛГТУ).

Более тридцати лет назад это подтвердили и ученые Академии наук СССР, Уральского научного центра, комиссии по охране природы, института экологии растений и животных в книге «Особо охраняемые природные территории Свердловской области», где говорится, что Камышловский и Никольский боры – «участки сосновых лесов, относящихся к большому массиву Припышминских боров. Приурочены к террасам реки Пышмы». Кроме того, в советский период Федеральная служба лесного хозяйства России, Свердловское управление лесами выпустили буклет «Национальный парк Припышминские боры». В нем есть строка: «Кроме того, разрозненные острова сосновых лесов встречаются в 30-50 км к западу от основного массива (Камышловский, Никольский боры) …».

Кстати, в своих трудах ученые упоминают еще и Реутинский бор.

На снимке к 20-летнему юбилею тропы было установлено более тридцати баннеров, плакатов, информационных указателей.

История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, их маршруты прокладываются по самым интересным уголкам природы. Вот уже четверть века на энтузиазме детей и педагогов, работает в Камышлове проект клуба путешественников «Гренада», под руководством Васькова Юрия Александровича.

- «Учебная экологическая тропы природы», целью которого являются: воспитание культуры поведения в лесу, развитие познавательного интереса к природному наследию родного края, оздоровительные прогулки. Тринадцатилетний Артур Данич так сказал о тропе: «Тропа – это наша гордость. Она существует для людей. Мы облагораживаем ее для того, чтобы человек мог прийти сюда и насладиться всей красотой природы».

А начиналось создание экологической тропы в первые выходные дни сентября 1993 года, когда дети клуба путешественников «Гренада» приступили к реализации трехгодичной образовательной программы «Гидрология реки Пышмы и ее родников». Участников первого трудового десанта, первопроходцев было пятеро: Сергей Падерин, Алексей Падерин, Алена Буторина, Олеся Тришина и Васьков Ю.А.

Весной 1994 года началась подготовка информационных аншлагов: подростки шкурили и красили бревна, педагоги писали тексты на металлических листах.

В этот же год были намечены подходы к Чупинской дамбе, лесным родникам. Летом больших трудов стоило найти дамбу в зарослях малины, вставшей стеной выше человеческого роста. Много неудобств доставляли многолетние завалы. Их распиливали вручную, растаскивали в стороны. Порой не хватало сил, придумывали различные приспособления. Одновременно с этим началось изучение родников. Всего один родник находился в глубине леса, он и сыграли ключевую роль в выборе места для стоянки на ней. Теперь это Зеленый двор.

К первому снегу 1995 года на тропе стояли девять аншлагов, она была промаркирована, и приняла первых посетителей – учащихся школ № 1, 3 и 6. Тропа зажила новой жизнью. Позднее гренадовцы представили свой Путеводитель по экологической тропе природы на областном краеведческом Форуме «Мы-уральцы!» и заняли 1-е место.

В 1999 году на Зеленом дворе зародились соревнования по технике туризма «ХХ век», она стала частью лыжного марафона, ночного похода «Летучая мышь», а дальше началось время акций: «Костры на тропе», «Кедр», «Дамба», «Свеча Нептуна», «Желтая стрела», «Зеленый двор».

Прошло двадцать восемь лет. За это время школьники расчистили тропу от зарослей малины и упавших деревьев общей протяженностью в 400 км! Тропа доказала свою состоятельность, необходимость и востребованность. На ней побывали тысячи школьников. Пятнадцать лет ее содержали только гренадовцы, а затем разделили ответственность за сохранение природного наследия родного края с экспедиционными отрядами школ города. Теперь у каждого отряда есть свой участок тропы. Ежегодно на тропе работают трудовые десанты, проводятся экологические акции, вахты.

2013 год указом президента России был объявлен годом охраны окружающей среды в Российской Федерации. В клубе «Гренада» с сентября начались занятия по образовательной программе «Здесь наш дом», при реализации ее был разработан эколого-краеведческий проект «Друг леса». В рамках этого проекта подростки разработали свои социальные проекты: у Никиты Шалягина – «Птичий дом», у Александра Васькова – «Семейный туризм», у Маши Потаповой – «Друг леса в социальных сетях» (В контакте и Одноклассниках). Все они заняли 1-е места во Всероссийском конкурсе «Золотая рыбка». Вместе с тем назрела необходимость наполнить образовательное, воспитательное пространство тропы информационными щитами-баннерами.

Однако реализация всего задуманного не могла быть успешной без участия в ней администрации города, юридических и физических лиц, работников учреждений и организаций. Поэтому «Гренада» приглашала к участию еще в эколого-краеведческом проекте – «Друг леса», котором приняли участие 338 человек и 9 коллективов. В этом списке десятки школьников, педагогов и родителей, а также специалистов различных отделов, физические и юридические лица, производственные коллективы, кому не безразлична природа родного края, кто хотел бы реализовать себя в этом проекте.

С пониманием к проекту отнеслись в администрации и Думе города. В тесном контакте клуб работал с профкомом электротехнического завода (С.М. Горбунова) и заводскими депутатами (Е.А. Бессонов и А.Ю. Лаптев). Евгений Александрович Бессонов, в частности, выступил с предложением к образовательным учреждениям принять участие в конкурсе природоохранных плакатов. Для этого были подготовлены и развезены в учебные заведения девять металлических щитов. Конкурс состоялся 1 июня, итоги подведены:

1-е место – школа № 1, 2-е - № 7, 3-е - № 6.

Зt1659194128aa.jpg
аключительным аккордом в благоустройстве тропы в июне 2013 года стала акция по установке на тропе баннеров, плакатов, развешивании указательных и информационных знаков. Огромная заслуга в этом коллектива электротехнического завода, задействовавшего при этом технические средства.


На тропе более 30 указателей, 10 природоохранных плакатов, 10 баннеров, лавочки, 4 родника.






Еt1659194128ab.png
жегодно на тропе проводится 4-х дневная

t1659194128ac.jpg августовская экологическая вахта.




Родник Олькин





t1659194128ad.jpg

t1659194128ae.jpgУ родника «Желаний»



Построение и подготовка к экологическому десанту экспедиционных отрядов


В настоящее время на тропе проводят экскурсии, праздники, экологические акции, конкурсы как для школьников, так и для дошкольников и их родителей.

Одной из основных задач экологического образования школьников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только с обучающимися, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. В нашей школе разработана система, которая включает методы и формы работы для формирования экологического мировоззрения:

1) Пропаганда экологических знаний среди родителей через листовки, газеты, плакаты, баннеры, буклеты.

2) Проведение совместных мероприятий: походы, акции….

3) Проведение конкурсов рисунков, стихов, сказок о природе, фотоконкурсов, поделок, скворечников, кормушек.

4) Сбор семян.

5) Поход выходного дня.

6) Написание заметок о мероприятиях.

В субботу, 5 сентября, в честь дня рождения тропы, которой исполнилось в 2020 году 27 лет, состоялся поход учащихся 5а, 5б и 7а класса и их родителей под руководством учителей Тюшевой Л.В., Устьянцевой Н.В. 

Михайлова З.И..познакомила нас с историей создания экологической тропы. Мы узнали, что в 1993 году клуб путешественников «Гренада» под руководством Васькова Ю.А., приступил к созданию учебной тропы природы, которая теперь официально   называется «Экологическая тропа природы «Камышловский бор». Осью тропы стала Чупинская дамба (насыпная), где проходила узкоколейная дорога в конце 19- начале 20 века. По ней из Скатинских болот возили топливо для камышловских предприятий - торф. На тропе находится множество родников группы «Царство Нептуна», среди которых самый известный «Родник желаний», жители города Камышлова часто пользуются вкусной водой этого родника. За дамбой расположена группа родников «Зеленого двора».

Первый трудовой десант на тропе был проведен 6 сентября 1993 года «гренадовцами» - учащимися нашей школы: Падериными Сергеем и Алексеем, Тришиной А., Буториной А. С той поры трудовые десанты в начале сентября стали для школьников традицией. На закрепленном за нашей школой   участке тропы мы убрали заросли малины, крапивы, а потом украсили деревья ленточками, воздушными шарами.  На Зеленом дворе мы вместе с родителями участвовали в викторине. Победила дружба. (Бекетов Платон)

Традиционно каждую осень, в первую субботу сентября, учебная экологическая тропа отмечает свой день рождения. Ребята из разных школ города спешат встретиться на тропе. Пройти по лесной дороге, расчистить свой участок от поросли малины, крапивы, убрать опавшие сучья деревьев, пообщаться, принять участие в конкурах, викторинах. Не исключением стал и этот год, двадцать восьмой по счёту. На поляне у баннера собрались старые и новые друзья. Бессменные руководители отрядов: Е.И. Гладких (школа № 6), З.И. Михайлова, Л.В. Тюшева (школа № 1), Н. А. Озорнина (школа № 58), А.Н. Шумкова (школа № 7), С.А. Гладких, Д.В. Николаева (школа № 3) привели своих ребят с родителями. В прошлом году присоединялись ребята из Баранниковской и Скатинской школ. Торжественное построение открыл Юрий Александрович Васьков, идейный вдохновитель и основатель учебной экологической тропы. Поздравил собравшихся с праздником, поблагодарил Константина Мамина, ветерана клуба «Гренада» – помощника в обустройстве тропы, а также ребят из школы № 3 Евгения Старикова и Александра Королёва, активных участников «Экологической вахты». Их труд отмечен ценными подарками. В текущем году проделана большая работа по обустройству тропы. Несмотря на лесной пожар, тропа преобразилась, благодаря спонсорам и социальным партнёрам, заинтересованным родителям школьников появились новые баннеры, установлены скамейки. Дальше всех ждал наш участок тропы, ребята дружно взялись за дело, покрасили скамейки, укрепили баннеры, расчистили дорогу. Затем вновь собрались все вместе, приняли участие в экологической викторине, разгадывали шарады и головоломки, общались, играли. Подошёл к концу очередной праздник, но тропа не прощается с ребятами, лишь говорит «до свидания» и приглашает всех желающих посетить учебную экологическую тропу – ботанический памятник природы «Камышловский бор», полюбоваться природой, отдохнуть или, наоборот, поработать над исследовательским проектом. (Потеряева О.)

7) Участие в природоохранных конкурсах.

8) Посещение экологических кружков.

В заключении хочется подчеркнуть и отметить, что природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.



Список литературы:

1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003.

2. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

3. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в школьном взрасте". М.: Просвещение, 2002.


Интернет ресурсы:

4. «Социальная сеть работников образования» // [Электронный ресурс] http:// nsportal.

5. https://kam-news.ru/na-ekologicheskoj-trope.html

6. https://vk.com/photo592251222_457239021?rev=1

7.https://fb.ru/article/445099/ekologicheskaya-tropa---eto-opredelenie-osobennosti-i-variantyi






















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.