12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тагильцева Евгения Алескандровна35
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Тагильцева Евгения Александровна,

Методист

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Санкт - Петербург

«Дети детям о ПДД» (изготовление плакатов по пропаганде соблюдения правил дорожного движения в технике «коллаж»)

Публикация представляет собой описание занятия по пропаганде соблюдения правил дорожного движения в технике «коллаж» с кратким конспектом занятия, которое может быть адаптировано как под занятие по внеурочной деятельности в школе, так и под занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в учреждении дополнительного образования.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – одна из первостепенных задач, стоящих перед образовательным учреждением. В будущем большинство современных учащихся школ станут водителями собственных транспортных средств. Образовательные учреждения играют важную роль в адаптации учащихся к жизни в социуме.  Задача педагогов - мотивировать учащихся к осознанному поведению в городской среде и неукоснительному соблюдению правил дорожного движения.

Основная причина дорожно-транспортных происшествий - нарушение правил дорожного движения, в том числе и детьми в качестве пешеходов и велосипедистов.

Процесс формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге длителен. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам безопасности детей на дорогах, пропаганде соблюдения правил дорожного движения. В то же время появляются новые риски современности: прослушивание пешеходами музыки в наушниках, просмотр контента гаджетов.

Мероприятия по изучению учащимися образовательных учреждений правил дорожного движения проводятся в различных формах (иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой).

В настоящей работе представлена одна из форм проведения занятия по пропаганде правил дорожного движения - изготовление наглядных материалов по профилактике дорожно-транспортных происшествий самими детьми в увлекательной форме сотрудничества.

Актуальность изготовления учащимися плакатов по пропаганде соблюдения правил дорожного движения в технике «коллаж» обусловлена тем, что проблема нарушения ПДД обозначается и обсуждается самими учащимися, детский коллектив активно и творчески подключается к решению поставленных задач, в ходе изготовления продукта повторяются правила дорожного движения, учащиеся отбирают изображения с проблемными ситуациями, дополняют пространство плаката собственными рисунками и надписями, работают в команде.

Участие в изготовлении плакатов по пропаганде правил дорожного движения развивает умение работать в группах, позволяет проявлять свои интеллектуальные и творческие способности.

В ходе выполнения творческой работы учащимися применяются методика социальной инверсии и стратегия У. Диснея.

        Техника коллажа позволяет изготавливать плакаты в течение ограниченного количества времени (от 45 мин.), легко менять композицию изготовляемого плаката, обсуждать выбор материала и его расположение на листе с педагогом и учащимися в группе.

Коллаж (от фр. coller — приклеивание)  - приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Коллаж особенно характерен для искусства XX века.

Одна из задач коллажа - эмоциональная насыщенность и острота произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.

Подобное занятие может проводиться в рамках дополнительных образовательных общеразвивающих программ по изучению правил дорожного движения либо художественной направленности, на мероприятиях по программе внеурочной деятельности в школе. Занятие носит универсальный характер.

Конспект занятия «Дети детям о ПДД»

Тема занятия: Изготовление плакатов по пропаганде соблюдения правил дорожного движения

Возраст учащихся 9-11 лет

Цель: повторение и закрепление знаний правил дорожного движения через создание плаката в технике «коллаж».

Задачи: 

Обучающие

- повторить и закрепить знания правил дорожного движения;

- познакомиться с понятиями «профилактика» и «пропаганда»;

- познакомиться с понятиями «плакат», «композиция», «коллаж»;

- научиться изготавливать плакат в технике «коллаж».

Развивающие

- создать условия для развития умения логически мыслить;

- создать условия для развития критического мышления, умения оценивать работы;

- создать условия для развития творческого мышления;

- развивать способность преобразования «негативного» в «позитивное»;

- создать условия для развития творческой активности через овладение техникой «коллаж»;

- создать условия для развития художественного вкуса, творческого воображения;

- развивать внимание, аккуратность, терпение и упорство в достижении цели работы.

Воспитательные:

- создать условия для приобщения учащихся к решению социальных проблем;

- создать условия для ответственного отношения учащихся к безопасности дорожного движения;

- создать условия для формирования у учащихся навыков успешной командной работы (осуществление взаимного контроля, оказание помощи);

Форма занятия: творческая мастерская.

Планируемые результаты:

Учащиеся:

- повторят основные правила дорожного движения для пешеходов, велосипедистов и пассажиров;

- познакомятся с техникой «коллаж», понятиями «плакат», «композиция».

- примут участие в мероприятии по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Учащиеся будут:

самостоятельно находить варианты решения творчес­кой задачи.

осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния задачи с использованием предоставленных материалов;

использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния творческих задач и представления их результатов;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по раз­ным критериям;

строить рассуждения об объекте;

использовать методы и приемы художественно-твор­ческой деятельности;

понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

формулировать собственное мнение и позицию;

стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Методы: словесные, наглядные, практические методы.

Материалы для занятия: цветные картинки с ситуациями соблюдения и нарушения правил дорожного движения пешеходами, ножницы, клей, чернографитный карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши.

Ход занятия

Педагог объявляет тему занятия, обсуждает с учащимися проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения, с целью актуализации знаний учащихся по данной теме.

Педагог ставит перед учащимися задачу – создать плакат по профилактике нарушений правил дорожного движения. Рассказывает о технике «коллаж». Предлагает обсудить, какие идеи композиции и названия плаката могут быть. Проводит инструктаж по охране труда.

Далее педагог предлагает сформировать рабочие группы для выполнения задания по изготовлению плакатов. Рекомендуемое количество учащихся в группе по изготовлению 1 плаката 2-3 человека.

Учащиеся изучают предоставленный материал для изготовления изделия.

При изготовлении плаката используется стратегия У. Диснея, когда учащиеся негласно занимают позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик».

Учащиеся выбирают из предложенного материала картинки, согласовывают и обосновывают выбор в группе и с педагогом, вырезают нужные фрагменты (если это требует пространство листа), формируют пространство плаката.

Картинки, предлагаемые педагогом, могут быть «негативными», т.е. показывать ситуации, связанные с нарушениями правил дорожного движения. При использовании таких материалов в своем творчестве учащиеся должны придумать им оформление (перечеркнуть красным цветом или сделать дополнительные надписи). Таким образом используется метод социальных инверсий.

Учащиеся обсуждают полученные варианты композиции с педагогом. Меняют композицию, если это необходимо, вносят дополнительные надписи, рисунки.

«Утвержденный» вариант композиции коллажа приклеивается.

Созданные плакаты изучаются, обсуждаются.

Заключение

Полученные знания и практический опыт на занятиях по изготовлению наглядных материалов по профилактике дорожно-транспортных происшествий учащиеся могут применять при подготовке к конкурсам, посвященным безопасности дорожного движения.

Плакаты, созданные детьми, могут размещаться на стендах по профилактике дорожного травматизма. Такой материал привлекает к себе внимание других учащихся лучше стандартных стендов, изготовленных взрослыми. Данные плакаты могут в дальнейшем тиражироваться и использоваться как учебно-методический материал.

Литература

Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.

Креативный ребенок: диагностика и развитие творч. способностей / сост.: Т.А. Барышева и др. - Ростов Н/Д: Феникс, 2004. - 414 с.

Барышева Т.А., Григорьева М.В. Психологические факторы развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте//Психология образования в поликультурном пространстве №34 (2) (2016) 157 стр.

 


 

7

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.