Человек постоянно вкладывается во что-то своим трудом, мыслями, временем и поступками. Он вкладывается в свое образование, в работу, в свою семью и конечно же детей. Это его инвестиция, с которой в дальнейшем он будет иметь ответную реакцию. Нет. Сейчас речь идет не про финансовую грамотность. Ответная реакция – это неизбежное действие, которое мы запрограммировали, реализовывая то или иное свое право при воспитании и образовании ребенка.

Дети – вот самое главное вложение и главный проект жизни родителя! Именно за этот проект на протяжении всей жизни он несет ответственность. С самого рождения у него возникает ряд вопросов, касающихся дальнейшего развития своих детей. Например, в какой садик отправить ребенка; в какую школу он пойдет; кто будет руководителем класса, в который попадет ребенок и т.д. Мысли всегда тревожит информация о том, что педагог, к которому попадет их чадо будет проводить с ним большую половину дня, а соответственно и влиять на его мировоззрение. Педагог будет формировать среду для пребывания в ней ребенка.

Учитывая фактор неизбежности присутствия педагога в жизни каждого ребенка, на преподавателя возлагается ряд обязательств, которым он должен следовать, раз уж выбрал профессию по призванию. В зависимости от уровня образования федеральный государственный образовательный стандарт определяет набор универсальных учебных действий, направленных на развитие ребенка, которыми он должен обладать по выходу из учебного заведения. Мало того, что ФГОС обеспечивает единство образовательного пространства, он обеспечивает еще и духовно-нравственное развитие, и воспитание ребенка.

Теперь это нужно реализовать.

Работая в профессиональном колледже с обучающимися, где на момент их поступления подросткам от 15 до 17 лет невольно наблюдаешь картину формирования группы из 25 – 30 человек. Предполагается, что группа, вместе с педагогом – наставником – это единый целостный организм, который в идеале должен равномерно, постепенно, целенаправленно и, главное, без потерь двигаться к своему конечному результату – получению диплома. Обучение студентов, а точнее поступление на первый курс колледжа, как раз приходиться на один из сложнейших периодов в психологическом формировании личности. Пытаясь изучить себя, на что они способны, обучающиеся одновременно преодолевают ряд трудностей. Это и принятие своих внешних изменений; и желание быть принятыми и оцененными в обществе, особенно в своей среде среди сверстников; и ожидание понимания и внимания от педагогов, которое не всегда получают в полной мере; и желание быть самостоятельными и независимыми, но не владеющие в полной мере на это возможностями по возрасту, навыкам и наличию времени.

В данной ситуации педагог, имея свое внутреннее чутье, наблюдательность и соответствующее образование может помочь преодолеть хотя бы частичку того огромного груза, который на них сваливается, т.к. все это связано с социумом ребенка. Педагогу в данной ситуации нужно понимать, что тот прошлый мир, в котором обитал подросток – частично ушел и не подлежит восстановлению. Ушли привычные школьные друзья и возможность собраться, как раньше, своим тесным кругом уже представляется не такой уж и простой; исчезли прежние преподаватели, которые вели их на протяжении 5 лет; исчезла стабильность в общении и знакомые с полуслова шутки и разговоры. Теперь новая среда обитания. Но тот фундамент, который будет заложен в колледже преподавателями, в силу возрастных особенностей ребенка, повлияет на всю его дальнейшую жизнь, а именно – на его отношение к учебе и продолжению профессионального развития в выбранной сфере; на построение карьеры после окончания учебного заведения; на коммуникабельность и открытость в общении на протяжении всей дальнейшей жизни; реализации себя, как профессионала.

По моему убеждению, и личному опыту хочется отметить, что в какой бы среде ребенок не находился, самое главное, чтоб ему было комфортно с теми участниками образовательного процесса, с которыми он сталкивается, а именно группой обучающихся. Не все обучающиеся с первого дня начинают дружить и общаться с группой. Кому –то на адаптацию требуется неделя, месяц, год, а кому-то и всех 3 – 4 лет обучения мало для обретения друзей или единомышленников для общения. Все это сказывается на учебе, и как следствие на поведении подростка. Классный руководитель здесь играет решающую роль.

Не имея для первого раза опыта классного руководства, но понимая трудности детей в психологическом плане, в качестве эксперемента решила разработать несколько неизбежных правил для своей группы.

Правило 1 - «Командный дух». На каждом мероприятии (на собраниях, классном часу и т.д.), да и в отдельности, всем студентам я всегда проговаривала, что они «единая команда». Моей целью было зародить командный дух в группе и научить нести ответственность друг за друга: за их успеваемость; за недоброжелательность к кому-либо; за участие в мероприятиях.

Правило 2 – «Никто не забыт». День рождения – это очень важный праздник для всех подростков, а особенно когда уделяется много внимания в этот день. Еще в начале первого курса я решила выделить творческую команду, состоящую из 5 – 6 человек. Для каждого обучающегося в группе творческая команда готовила самодельные сюрпризы на день рождения. В качестве сюрприза были плакаты, поделки (например, коробки из бумаги; машины из картона, раскрашенные гуашью; пакеты с записками и пожеланиями от каждого студента и т.д.). И обязательным сопровождением для каждого сюрприза – это 3 воздушных шарика. В день рождения обучающийся всегда имел самодельный подарок; шумное и громкое поздравление во время какой-либо пары от всей группы; кучу аплодисментов, в честь праздника и 3 воздушных шара, с которыми ходил на протяжении всего дня в колледже.

Правило 3. «Один за всех и все за одного». В колледже всегда есть стандартные мероприятия, для которых готовятся выступления от каждой группы. Это могут быть тематические праздники, день студента, посвящение в студенты и т.д. В зависимости от отношения детей и руководителя к мероприятию частенько бывает так, что на сцену выходят 2-3 активных человека группы и что-то показывают, но не в данной ситуации. Для моей группы была четкая установка, что мы обязательно участвуем и кроме того участие обговаривалось только совместное и командное.

Правило 4 – «Вне колледжа – вместе». Данное правило говорит о том, что стены колледжа – это одно, но должно быть и другое общение – в не формальной обстановке. Мне казалось, что необходимо развить активную внеурочную деятельность на сплочение коллектива (поездки куда – либо, экскурсии и т.д.). И опять же старались ехать все, а не несколько активных.

Конечно же соблюдение данных правил требовали своей собственной организации, как педагога и как личности; требовало контроля за собой; дисциплину. Но это стоило того!

После того, как обучающиеся окончили учебное заведение, да надо признаться и во время их учебы, многие преподаватели выделяли данную группу среди всего потока, как саму доброжелательную, творческую и дружную. Очень хочется верить, что то, что заложено было в эти четыре года не останутся для них не замеченными.

Какова роль педагога в формировании личностных качеств ребенка? Наиважнейшая!! Самое главное, чтоб педагог это понимал и относился к детям не как к работе, а как к своему личному творческому и очень любимому проекту.

Комментарии
Комментариев пока нет.