Детская театральная студия Курс «Актерское мастерство» Тема 14. Темпо-ритм. Атмосфера
Детская театральная студия
Курс «Актерское мастерство»

Тема 14. Темпо-ритм. Атмосфера
Цель занятия:
Формирование понимания роли темпо-ритма в актерском искусстве и развитие чувства ритма.
Задачи занятия:
Образовательные:
Познакомить с понятиями темпа и ритма
Изучить роль темпо-ритма в создании образа
Освоить основные темпо-ритмы
Развивающие:
Развить чувство ритма
Улучшить координацию движений
Освоить навыки создания атмосферы постановки
Воспитательные:
Воспитать чувство командной работы
Сформировать понимание целостности спектакля
Содержание занятия:
Теория: Темп – скорость выполняемого действия. Ритм – степень внутреннего напряжения. Роль темпо – ритма в формировании активного действия. Развитие чувства ритма у актёра. Ритм в этюде. Десять номеров темпо – ритма. Атмосфера спектакля
Практика: Упражнение «Передай хлопок». Задание на определённый темпо - ритм. Задание на действие в разных темпо-ритмах (медленный, осторожно-внимательный, сосредоточенно-внимательный). Найти оправдание данных темпо-ритмов: внешне спокойный, медлительный, а внутренне тревожный, напряженный. Действовать в ритме № 5, №1 и т.д.
Дидактические и технические средства обучения:
Ноутбук, диапроектор, фото- и видеоматериалы.
Структура занятия (80 минут)
1. Организационный момент (5 минут)
Сюрпризный момент от специально назначенных для этого воспитанников;
Перекличка воспитанников;
Введение в творческое самочувствие
2. Теоретическая часть (25 минут)
Темп и ритм. Темп – скорость выполняемого действия. Ритм – степень внутреннего напряжения темпо-ритмах. Взаимосвязь темпа и ритма.
Виды: медленный, осторожно-внимательный, сосредоточенно-внимательный
Роль темпо-ритма: формирование активного действия, создание атмосферы, выражение характера
Десять номеров темпо-ритма. Примеры из спектаклей
Атмосфера спектакля. Понятие, влияние на восприятие зрителя
3. Практическая часть (45 минут)
Упражнение «Передай хлопок». Командная работа. Цель: развитие чувства ритма, синхронности действий, чувства ансамбля. Передача ритма по кругу, изменение темпа, синхронность
Упражнения на темпо-ритмы: Медленный темпо-ритм: ходьба, действия. Осторожно-внимательный темпо-ритм: исследование пространства, поиск предмета, наблюдение. Внешне спокойный, внутренне тревожный темпо-ритм: создание контраста, проявление внутреннего состояния, проявление характера через темпо-ритм
Действие в разных темпо-ритмах, поиск оправданий
4. Рефлексия (5 минут) Подведение итогов занятия, анализ, обсуждение
Домашнее задание: наблюдение за темпо-ритмами в повседневной жизни. Занесение примеров в творческий дневник
Рекомендуемая литература:
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера
Станиславский К.С. Работа актера над собой
Ершов П.М. Технология актерского искусства
Кнебель М.О. О технике актера
Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств
Збруева Т.Д. Основы актерского мастерства
Топорков А.В. Актерское мастерство
Методические пособия по сценической речи