Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Детско-юношеский центр «Красногвардеец»
Программа рассмотрена и принята на Педагогическом совете ГБУДО «ДЮЦ «Красногвардеец» "___"_______________ _______ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ Михайлов А.Б. Приказ № _______ от ____________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная студия»
художественной направленности
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
3 года обучения
Разработчик:
Степанова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы «Театральная студия» (далее – программа) художественная.
Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Актуальность
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления; театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше; при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения, у детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Театру требуются профессиональные актеры, основными требованиями к которым становится чуткость, глубина восприятия, внимательность к окружающим, умение «читать» язык настроения и жеста, перевоплощаться, выражая то, что он пронаблюдал. Поэтому ребенок – актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать их мотивы и поступки. Ребенок – актер учится побеждать смущение, активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, коммуникативные способности, и даже, если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность, что не менее важно.
Отличительные особенности данной программы:
Учащиеся, занимающиеся в театральной студии, получают дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике. Большая часть детей, занимающихся в студии – гиперактивные дети, для которых неумение управлять собственными эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло становится проблемой в учебном процессе. Поэтому театральная студия, выполняющая воспитательную и организующую функцию для таких детей особенно необходима. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Ребята развивают тем самым: ритмику, артистизм, творческое мышление, память и многое другое. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет
Объем и срок реализации программы:
Программа составлена на три года обучения от четырех до восьми часов в неделю. Программа имеет вариативный характер. 432 часа – объем учебных часов для менее подготовленных детей. Объем учебных часов для более подготовленных детей – 720 часов.
Цель программы:
создание условий для творческого развития через создание театрального действа.
Задачи:
Обучающие
познакомить детей с театральной терминологией;
научить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
научить пользоваться словами выражающие основные чувства;
познакомить детей с видами театрального искусства;
познакомить с устройством зрительного зала и сцены.
Развивающие
активизировать познавательный интерес;
развить речевое дыхание и артикуляцию;
развить зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
развить интерес к сценическому искусству;
развить способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
развить чувство ритма и координацию движения;
развить умение согласовывать свои действия с другими детьми;
развить дикцию на материале скороговорок и стихов
Воспитательные:
воспитать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
воспитать культуру поведения в театре;
воспитать и развить художественный вкус и уважение к искусству
Условия реализации образовательной программы.
Условие набора в коллектив
На обучение по программе принимаются все дети указанного возраста, желающие заниматься. В течение всех лет обучения программе возможен дополнительный набор учащихся на любом этапе обучения после просмотра и собеседования, показывающих готовность учащихся включиться в образовательный процесс
Условие формирования групп:
В группы первого года обучения набираются дети примерно одного возраста. Возможно формирование разновозрастных групп. На второй и третий год обучения допускается дополнительный набор детей, ранее занимавшихся по аналогичной программе, вновь прибывшие дети принимаются по результатам собеседования. Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и действующим СанПиНом.
Материально-технические средства:
Для реализации образовательной программы требуется просторный учебный кабинет, оснащенный:
№ п/п | Наименование | Количество штук |
1. | Столы | 2 |
2. | Стулья | 15 |
3. | Шкафы для хранения | 3 |
4. | Мячики для речи | 15 |
5. | Компьютер с доступом к интернету | 1 |
6. | Синтезатор | 1 |
7. | Видеокамера | 1 |
8. | Штатив | 1 |
9 | Прожектор | 1 |
10. | Музыкальный центр | 1 |
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
К концу обучения учащиеся будут проявлять:
-самостоятельность,
-потребность учиться,
-творческую индивидуальность и способность к сотворчеству,
-ответственность и способность работать на результат
Учащиеся будут осознанно соблюдать этические нормы поведения.
Учащиеся обретут социальный опыт совместной работы, публичных выступлений, общения с людьми разного возраста.
Метапредметные
К концу обучения учащиеся владеют: познавательными учебными универсальными действиями (УУД):
•умеют находить необходимую информацию из разных источников для создания этюдов, концертных номеров и сценария спектакля,
умеют выполнить самостоятельно творческую работу с опорой на логику, воображение, интуицию, развитое образное мышление, художественное видение мира,
умеют спланировать и скорректировать свои действия при выполнении творческой работы, проанализировать ее результаты
•умеют выстраивать взаимоотношения с педагогом и своими сверстниками при работе в команде, сотрудничать при выполнении общей работы.
Предметные
По завершению обучения учащиеся владеют: театральной терминологией, ключевыми понятиями в рамках содержания программы.
практическими навыками, позволяющими свободно выступать на сцене, видеть и слышать партнеров по сцене и владеть вниманием зрителей.
Учебный план.
Первый год обучения
Вариант плана на 4 часа в неделю
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Комплектование | 4 | 0 | 4 | - |
2 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3 | Актерское мастерство | 38 | 14 | 24 | Этюды, сценки |
4 | Сценическая речь | 24 | 10 | 14 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Оформление спектакля | 12 | 2 | 10 | Наблюдение за выполнением заданий |
6 | Сценическое движение. Пластика | 20 | 6 | 14 | Наблюдение за выполнением заданий |
7 | Театральные традиции России | 16 | 2 | 14 | опрос |
8 | Современный театр | 14 | 6 | 8 | опрос |
9 | Спектакль | 12 | 0 | 12 | Выступление |
10 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 144 | 42 | 102 |
Вариант плана на 6 часов в неделю
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Комплектование | 6 | 0 | 6 | - |
2 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
3 | Актерское мастерство | 60 | 10 | 50 | Этюды, сценки |
4 | Сценическая речь | 38 | 14 | 24 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Оформление спектакля | 16 | 4 | 12 | Наблюдение |
6 | Сценическое движение. Пластика | 28 | 12 | 16 | Наблюдение за выполнением заданий |
7 | Театральные традиции России | 24 | 4 | 20 | опрос |
8 | Современный театр | 16 | 2 | 14 | опрос |
9 | Спектакль | 24 | 0 | 24 | Выступление |
10 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 216 | 48 | 168 |
Второй год обучения
Вариант плана на 4 часа в неделю.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Актерское мастерство | 28 | 8 | 20 | Этюды, сценки |
3 | Сценическая речь | 26 | 6 | 20 | Наблюдение за выполнением заданий |
4 | Оформление спектакля | 10 | 2 | 8 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Сценическое движение. Пластика | 20 | 10 | 10 | Наблюдение за выполнением заданий |
6 | Театральные традиции России | 10 | 2 | 8 | опрос |
7 | Современный театр | 16 | 6 | 10 | опрос |
8 | Спектакль | 30 | 0 | 30 | Выступление |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
Вариант плана на 6 часов в неделю
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Актерское мастерство | 64 | 12 | 52 | Этюды, сценки |
3 | Сценическая речь | 40 | 12 | 28 | Наблюдение за выполнением заданий |
4 | Оформление спектакля | 16 | 4 | 12 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Сценическое движение. Пластика | 28 | 12 | 16 | Наблюдение за выполнением заданий |
6 | Театральные традиции России | 24 | 4 | 20 | опрос |
7 | Современный театр | 16 | 2 | 14 | опрос |
8 | Спектакль | 24 | 0 | 24 | Выступление |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 216 | 48 | 168 |
Третий год обучения
Вариант плана на 4 часа в неделю
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Актерское мастерство | 42 | 10 | 32 | Этюды, сценки |
3 | Сценическая речь | 20 | 5 | 15 | наблюдение за выполнением заданий |
4 | Оформление спектакля | 10 | 2 | 8 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Сценическое движение. Пластика | 16 | 6 | 10 | Наблюдение за выполнением заданий |
6 | Театральные традиции России | 8 | 2 | 6 | опрос |
7 | Современный театр | 20 | 2 | 18 | опрос |
8 | Спектакль | 24 | 0 | 24 | Выступление |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 144 | 29 | 115 |
Вариант плана на 8 часов в неделю.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Охрана труда. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2 | Актерское мастерство | 74 | 12 | 62 | Этюды, сценки |
3 | Сценическая речь | 50 | 12 | 38 | Наблюдение за выполнением заданий |
4 | Оформление спектакля | 26 | 12 | 14 | Наблюдение за выполнением заданий |
5 | Сценическое движение. Пластика | 42 | 10 | 32 | Наблюдение за выполнением заданий |
6 | Театральные традиции России | 34 | 4 | 30 | опрос |
7 | Современный театр | 28 | 10 | 18 | опрос |
8 | Спектакль | 30 | 0 | 30 | Выступление |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Беседа | |
Итого: | 288 | 62 | 226 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа | ||||
2 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа | ||||
3 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
144 | 288 | 4 раза в неделю по 2 часа |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы осуществляется на основе описание ценностных ориентиров содержания программы, методик проведения занятий, учебно-методического комплекса.
Ценностные ориентиры программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству, мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Ценность театрального искусства – как способ познания красоты, гармонии,
духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Психологическая характеристика возраста
В психологии период 7-13 лет относятся к младшему школьному возрасту, который характеризуется завершением развития самосознания и такой ведущей деятельностью, как учение. При этом учение на практике не обязательно совпадает с обучением в школе.
Совпадение возможно в том случае, если обучение организовано сродни игре. Ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой. При этом педагог должен понимать, что продукт учебной деятельности –сам человек, поэтому необходимо особенно внимательно подходить к отбору и содержанию игр. Данный возрастной период характеризуется такими новообразованиями, как личностная рефлексия и интеллектуальная рефлексия. Одной из значимых категорий личной рефлексии является самооценка. В возрасте 7-11 лет у детей продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости. Благодаря развитию самосознания складывается самооценка, которая в большой степени зависит и от обратной связи с наиболее авторитетными окружающими, чьим мнением ребенок особо дорожит.
Уже к 12-14 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, самооценка приобретает стабильный характер и утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха.
Интеллектуальная рефлексия ребенка обнаруживается в усложненной организации процессов мышления. Ребенок становится способен корректировать мыслительные операции с точки зрения логики и поступающей теоретической информации. В этот период дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Умственное развитие в младшем школьном возрасте характеризуется совершением конкретных мыслительных операций. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, но не исчезает полностью. Поэтому целесообразно выстраивать занятия в театральной студии с преобладанием коллективных упражнений.
Эмоциональное развитие ребенка в данном возрасте зависит, в большей степени, от того опыта, который он приобретает вне дома. В этой связи, важной составляющей педагогического руководства детским театром является коллективное посещение театров, музеев, концертных залов с целью развития детской эмоциональности и опыта общения с разными видами искусства.
В отношениях со взрослыми ребенок действует в зависимости от стиля руководства (авторитарный, демократический или попустительский (анархический), который очень влияет на его поведение. Наиболее благоприятным стилем педагогического руководства для развития ребенка в этом возрасте является демократический. В данный период ребенок все больше времени проводит времени с другими детьми, причем почти всегда одного с ними пола. В отношениях со сверстниками часто усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. В этой связи совместная работа над постановкой может стать полем борьбы, если педагог заранее не установит правила уважительного общения детей между собой и с педагогами.
Методика проведения занятия
Подготовка занятий включает в себя несколько этапов
:
1.Определяется новый материал для изучения, если учащиеся достаточно подготовлены для его восприятия;
2.Намечаются новые примеры (этюды) в соответствии с задачами каждой части задания с целью дальнейшего укрепления и совершенствования знаний и навыков учащихся;
3.Вводится новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления исполнительных навыков;
4.Определяется совместно с педагогами выбор материала для постановки спектакля.
Занятия строятся по принципу от простого к сложному и являются очередным последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.
Каждое занятие состоит из следующих частей.
Первая часть
– тренинг, включающий в себя упражнения на дыхание, дикцию, разминку резонаторов, развитие голосового диапазона, постановка голоса, подключение эмоционального ряда, картинок видений, погружение в различные предлагаемые обстоятельства. Тренинг проходит в форме актерских игр - это развитие и воспитание психических и психофизических качеств ребенка, двигательных навыков; это пластическое воспитание актера, развитие гибкости и подвижности тела, развитие внимания, памяти, навыков преодоления зажима, тренировка вестибулярного аппарата, быстрота реакции. Все эти занятия проходят в игровой форме.
Вторая часть
– этюды, наблюдения и воспоминания из жизни и попытка прожить вновь уже знакомую ситуацию на сцене. На занятиях учащиеся делают упражнения и этюды на отработку элементов внутренней техники актера. В процессе занятий происходит воспитание творческой натуры, вырабатывается гражданская позиция, культура поведения на сцене, пластическая выразительность тела и рук, характеристика и эмоциональная выразительность жеста, развитие подвижности пальцев кисти рук, ног, понятие ритма и темпо-ритма, слуховое, мышечное и зрительное раскрепощение.
Третья часть
– умение жить поступками и мыслями исполняемого персонажа, умение
держать действенную линию. Действие - основа сценического искусства. Отработка элементов внутренней техники юного актера, его игры происходит на этюдах. На занятиях ребенок учится плодотворному взаимодействию с партнером и несколькими партнерами сразу, овладевает навыками коллективного творчества. Задача заключается в том, чтобы помочь ребенку в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества. Изучение логики действия в предлагаемых обстоятельствах позволяет не только научить не выполнять «слепо» поставленную педагогом задачу, но и предлагать свои варианты органического существования. Одновременно происходит воспитание личности, способной к сознательному, систематическому труду, самостоятельной работе над ролью.
Четвертая часть
– работа над этюдами (с 1-го года обучения). Работа над будущим спектаклем (со 2-го года обучения) включает в себя: читку пьесы, определение темы, жанра; ознакомление с эпохой, автором, другими произведениями автора; распределение ролей по желанию детей; анализ поступков героев; определение темпо-ритма и атмосферы спектакля; первоначальный легкий грим, детали костюмов, свет в театре, театральные эффекты, сценическое самочувствие, показ декораций; постановочную работу, спектакль; обсуждение после спектакля и многое другое.
Формы занятий
В работе с детьми используются традиционные учебно-тренировочные занятия в кабинете, беседы, репетиции (сводные и индивидуальные), открытые занятия, праздники, «капустники», спектакли старших детей для младших групп, конкурсы и участие в фестивалях разных уровней, посещение театров и музеев.
Обучение детей происходит в группах, подгруппах, индивидуально.
Методы проведения занятий:
1.Словесные методы обучения:
•устное изложение материала
•беседа
•обсуждение и анализ этюда
2. Наглядные методы обучения:
•показ исполнения педагогом варианта предлагаемого домашнего задания
•наблюдение
3. Практические методы обучения:
пластические и речевые тренинги
упражнения на развитие актерского мастерства
театрализованные игры
самостоятельная творческая работа
Методическое обеспечение программы.
Речевые тренинги Алферовой, Стрельникова, Вановской, Виноградовой.
Таблички со всеми гласными звуками «У», «О», «А», «Э», «И», «Ы».
Картинки: диафрагма человека, голосовые связки
«Работа актера над собой» Станиславский К.
Сборники стихотворений Блока, Пушкина, Маяковского.
Сказки народов мира.
Сборники пьес Шварца, Шекспира, Островского, Метерлинка, Гоголя.
.
Список литературы для педагога.
Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.
Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998
В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1997
Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984.
В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л., 1980.
Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. - СПб., 2005
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
Список литературы для учащихся.
Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987.
Голубовский В. «Актер – самостоятельный художник» М., 2000.
Ершова А., Букатов В. «Актерская грамота – детям» - С.-П., 2006.
Ершов П.М. «Режиссура, как практическая психология» - М., 1999.
Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып 21 – М., 2002.
Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004.
Ковакин Л.Д. «Классические основы режиссуры» - Кр., 1997.
Немеровский А. «Пластическая выразительность актера» - М., 1982.
Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» -М., 1990.
Рекомендации по проведению практических занятий.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности. Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Оценочные и методические материалы
Анкета для выявления микроклимата в группе.
Диагностика начинается с изучения детского коллектива и определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся группы.
1) Кого из ребят из группы ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?
2) С кем из ребят ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?
3) Кому из ребят ты мог бы доверить свою тайну?
4) Если бы ты был руководителем кружка, кого бы ты перевел в другую группу?
5) С кем из ребят тебе больше всего нравится работать?
№ | Признаки здорового психологического климата | Шкала оценки | Признаки нездорового психологического климата | ||||
1 | 2 | 3 | |||||
1. | Я редко вижу в начале занятия хмурые и постные лица своих коллег. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Большинство ребят приходят на занятие с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. |
2. | Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Ребята нашей группы проявляют безразличие к эмоциональному общению. |
3. | В нашем общении преобладают доброжелательность и доверие | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Нервозность, явная или скрытая раздражительность преобладают у нас в группе |
4. | Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. |
5. | В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
6. | В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
7. | Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
8. | У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». |
9. | Неожиданное выступление или конкурс у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Неожиданное выступление или конкурс у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
10. | Нарушитель дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Нарушитель дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
11. | Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
Эта простая анкета помогает выявить лидера и аутсайдера. Заполняется детьми анонимно, чтобы отвечающий на вопросы не испытывал никакого давления или смущения. Имея подобную информацию, педагог может сделать для себя определенные выводы и распределять ребят в нужные группы. Моей целью было и остается равноправное и равномерное распределение сил. Ко мне приходят разные ребята, кто-то из них легко заводит друзей, кто-то нет. А самый лучший способ подружить ребят - это дать им совместную работу. Где зачастую те ребята, которые до этого не могли найти общего языка, начинали творить чудеса.
Диагностика психологического климата в группе
(модификация методики В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелест).
Оцените, пожалуйста, каждую из нижеприведенных характеристик по пятибалльной шкале (пятый — высший уровень) и отметьте знаком «+» в соответствующей графе степень выраженности данной характеристики.
Фамилия Имя | Пластика и координация движений | Актерские способности | Чувство Ритма | Речь | Память | |||||
Сент. | Апрель | Сентябрь | Апрель | Сентябрь | Апрель | Сентябрь | апрель | Сентябрь | Апрель | |
Имея на руках подобную таблицу основных показателей, необходимых для театрального искусства, а именно: ПЛАСТИКА, РЕЧЬ, АКТ.СПОСОБНОСТИ (раскованность и фантазия), ПАМЯТЬ и ЧУВСТВО РИТМА, мы можем увидеть динамику развития детей. Оценивается по пятибалльной шкале, где пять – наивысший бал.
Критерии оценки весьма субъективны и индивидуальны. Зависят от качества выполнения того или иного задания. Одному человеку все дается легко и потому он, не напрягаясь, делает все, что и другие, но не растет над собой. Такому человеку я поставлю три балла. Ибо роста у данного человека не происходит, и он с чем пришел – с тем и ушел. Другой же человек, которому не дается что-то так же легко, например, речь, но я вижу, что он действительно старается, выполняет все, что я говорю и даже больше, то ему ставится пятерка.