Театральная студия «Джем»
Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «СОЗВЕЗДИЕ»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Джем»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 4-14 лет
Автор-составитель:
Маслова Анна Максимовна,
Педагог дополнительного образования
п. Таксимо
2020 год
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Отличительные особенности этой дополнительной образовательной программы, является то, что каждый раздел реализуется на протяжении нескольких занятий - освоения основ театральной азбуки, актерского мастерства. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения с детьми от 4 до 14 лет.
Актуальность
Театр - коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- ознакомить детей с различными видами театров;
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;
- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, ролей;
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;
- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
- воспитывать любовь к театру;
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения разных возрастных категорий детей:
Группа № 1 - 1 года обучения –дети от 4 до 6 лет , 3 часа в неделю (академический час 30 минут)
группа № 2 - 1 года обучения – школьники ( от 7 до 14 лет) 3 часа в неделю (академический час 45 минут)
Индивидуальные занятия 3 часа в неделю
Проверка достижений учащихся
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний. Целесообразно применять следующие критерии: текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценка законченной работы, участие в конкурсах .
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся проводятся контрольные занятия в форме викторины, интеллектуальной игры, фронтальной беседы в форме «вопрос-ответ», общие контрольные работе, мастер-классы.
В начале учебного года проводится первое контрольное занятие, цель которого – определить способности ребенка, проблемы развития и наметить пути достижения целей.
В середине учебного года проводится еще одно контрольное занятие, чтобы проверить, как хорошо идет учебный процесс и при необходимости скорректировать дальнейшую образовательную деятельность.
В конце учебного года проводится итоговая проверка и спектакль с участием всех групп.
Взаимодействие педагога с родителями
Педагог организует родительские собрания, а также встречается с родителями учеников индивидуально. В начале обучения педагог знакомится с родителями воспитанников, представляет план обучения, в дальнейшем – информирует их об актуальных задачах, рассказывает об успехах детей и их трудностях в обучении. Кроме того, родители или другие законные представители ребенка могут быть приглашены на мероприятия, проводимые в центре дополнительного образования. Педагог проводит совместные занятия для родителей и детей.
Учебно-тематический план 1 год обучения, для детей от 4 до 6 лет
Занятия 3 часа в неделю
№ п/п | Раздел программы | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1. | Вводное занятие | Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль» | 1 | 1 | 2 | ||
2. | Театральная азбука | Театры России, Кукольный театр, Национальные театры, Национальные театры Культура и техника речи, Учусь говорить красиво, Интонация, динамика речи, темп речи Викторина «Что я знаю о театре?» | 6 | 25 | 31 | ||
3. | Основы актёрского мастерства | Актеры, кто они, Чтение сценария спектакля, Распределение ролей, разыгрывание этюдов Изготовление декораций Оформление вместе с детьми сцены, зала Генеральная репетиция спектакля, Премьера спектакля | 4 | 71 | 75 | ||
Итого: | 11 | 97 | 108 |
4. Содержание программы.
Содержание программы включает такие разделы как:
1 раздел программы : Ознакомительный
Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.
2 раздел программы: театральная азбука
Театры России Уточнение и расширение представлений детей о театрах (драматический, кукольный, музыкальный, национальный).
Кукольный театр. Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театре марионеток и театре теней.
Национальные театры. Рассказ воспитателя о национальном театре.
Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей, работающих в театре.
Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.
Формы сценической деятельности. Беседа о сценических движениях
Ритмопластика. средства и особенности выразительности движений
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции, используя знакомые детям игры.
Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.
3 раздел программы : основы актерского мастерства
Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.
Чтение сценария спектакля. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .
Распределение ролей, разыгрывание этюдов. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят» на новый лад. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.
Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.
Оформление вместе с детьми сцены, зала
Генеральная репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.
12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительких умений и показа перед незнакомыми зрителями.
Содержание программы первого года обучения 7-14 лет
Занятия 3 часа в неделю
№ п/п | Раздел программы | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | ||
1. | Вводное занятие | Знакомство, «Что такое театр», Понятие театрализованная игра | 1 | 7 | 8 | ||
2. | Культура и техника речи | Ритмопластика , Работа над техникой речи, Театральная игра | 6 | 30 | 36 | ||
3. | Показ спектакля | Чтение спекталя Разбор спектакля Распределение ролей, разыгрывание этюдов Изготовление декораций Оформление вместе с детьми сцены, зала Генеральная репетиция спектакля, Премьера спектакля | 6 | 58 | 64 | ||
Итого: | 13 | 95 | 108 |
Содержание программы первого года обучения, младшие школьники (7-14 лет)
1 раздел программы: ознакомительный
Введение в рабочую программу. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.Выявить знания детей театральной терминологии ("театр", "занавес", "реквизит", "режиссер", "мизансцена"). Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Беседа – диалог о существующих видах театра.
2 раздел программы: культура и техника речи
Развивать память, воображение детей. Разучивание упражнения для контролирования и правильного выполнения движений, для координирования речи и движений. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. Познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Работа над скороговорками. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Развивать у детей интонационную выразительность, общение детей.
3 раздел программы: показ спектакля
Чтение сценария спектакля. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .
Распределение ролей, разыгрывание этюдов. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах.
Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.
Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.
Оформление вместе с детьми сцены, зала
Генеральная репетиция спектакля. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.
12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.
Индивидуальные занятия
Данная программа будет разработана под каждого ребенка в отдельности, но по трем дисциплинам – актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение. В этих занятиях более подробнее будет изучены такие моменты : умение держать внимание аудитории, вести мысли , насыщать свою речь яркими образами, сделать свою речь более эмоциональной, зажигательной, будем находить в себе качества харизматичного оратора, обработка дикции, отрабатывать навыки чтения стихотворного текста.
Ожидаемые результаты освоения программы
В конце первого года обучения дети будут уметь:
уверено выполнять любые упражнения по актерскому мастерству , упражнения с воображаемыми предметами ;
Уметь придумывать и исполнить
Иметь представление об этюде, воплощать пластические решения образа
Уметь действовать и импровизировать в предлагаемых обстоятельствах
Уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи, совмещать сценическую речь и движение
Оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному
Ученик будет способен
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
контролировать свои действия в процессе выполнения и по завершении работы;
просить помощи и оказывать ее самому;
собирать и анализировать информацию;
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность и право на существование различных точек зрения;
аргументировать свое мнение;
видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, интересоваться творчеством других людей.
Примерный алгоритм проведения занятия
Организация урока, вступительная часть;
Игра;
Диалог;
Создание плана работы;
Различные виды тренингов (дыхательные, психологические);
Выполнение работы по плану, под контролем преподавателя;
Слушание;
Чтения произведении.
Подготовка к праздникам, спектаклям
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для обучающихся, с использованием игровых элементов.
Материально-техническая база
Музыкальный зал;
звуковая аппаратура, микрофоны;
музыкальный центр;
а/записи;
декорации;
театральные костюмы;
маски;
мягкие игрушки;
книги со сказками;
ширма;
фотографии, картинки, иллюстрации.
Список используемой литературы
1. Анищенкова, Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]: пособие для родителей и педагогов» - М .:АСТ:Астрель.2007. - с.58.
2. Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с.128.
3. Буренина, А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1[Текст]: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – с.114.
4. Власенко, О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.- с.411.
5.Губанова, Н.В.«Театрализованная деятельность», [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с.234.
6. Жучкова, Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики [Текст]:практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.- с.64.
7. Маханёва, М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2009.- с.156.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – с.208.
9. Сорокина, Н.Ф «Театр – творчество – дети» [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2010. – с.189.
10. Щеткин, А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2009. –с. 144.
11. Интернет ресурсы