Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»

Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «СОЗВЕЗДИЕ»





















Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Джем»



Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся:
4-14 лет









Автор-составитель:
Маслова Анна Максимовна,
Педагог дополнительного образования







п. Таксимо
2020 год

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.  

         Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. 

        Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


Отличительные особенности этой дополнительной образовательной программы, является то, что каждый раздел реализуется на протяжении нескольких занятий - освоения основ театральной азбуки, актерского мастерства. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения с детьми от 4 до 14 лет.





Актуальность


Театр - коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.



Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.


Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, ролей;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.





Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения разных возрастных категорий детей:

Группа № 1 - 1 года обучения –дети от 4 до 6 лет , 3 часа в неделю (академический час 30 минут)

группа № 2 - 1 года обучения – школьники ( от 7 до 14 лет) 3 часа в неделю (академический час 45 минут)

Индивидуальные занятия 3 часа в неделю

Проверка достижений учащихся

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний. Целесообразно применять следующие критерии: текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценка законченной работы, участие в конкурсах .

Для проверки знаний, умений и навыков учащихся проводятся контрольные занятия в форме викторины, интеллектуальной игры, фронтальной беседы в форме «вопрос-ответ», общие контрольные работе, мастер-классы.

В начале учебного года проводится первое контрольное занятие, цель которого – определить способности ребенка, проблемы развития и наметить пути достижения целей.

В середине учебного года проводится еще одно контрольное занятие, чтобы проверить, как хорошо идет учебный процесс и при необходимости скорректировать дальнейшую образовательную деятельность.

В конце учебного года проводится итоговая проверка и спектакль с участием всех групп.



Взаимодействие педагога с родителями

Педагог организует родительские собрания, а также встречается с родителями учеников индивидуально. В начале обучения педагог знакомится с родителями воспитанников, представляет план обучения, в дальнейшем – информирует их об актуальных задачах, рассказывает об успехах детей и их трудностях в обучении. Кроме того, родители или другие законные представители ребенка могут быть приглашены на мероприятия, проводимые в центре дополнительного образования. Педагог проводит совместные занятия для родителей и детей.

Учебно-тематический план 1 год обучения, для детей от 4 до 6 лет

Занятия 3 часа в неделю

п/п

Раздел программы

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль»

1

1

2

2.

Театральная азбука

Театры России,

Кукольный театр,

Национальные театры,

Национальные театры

Культура и техника речи,

Учусь говорить красиво,

Интонация, динамика речи, темп речи

Викторина «Что я знаю о театре?»

6

25

31

3.

Основы актёрского мастерства

Актеры, кто они,

Чтение сценария спектакля,

Распределение ролей, разыгрывание этюдов

Изготовление декораций

Оформление вместе с детьми сцены, зала

Генеральная репетиция спектакля,

Премьера спектакля

4

71

75

Итого:

11

97

108



 

4. Содержание программы.

Содержание программы включает такие разделы как:

1 раздел программы : Ознакомительный

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.

2 раздел программы: театральная азбука



Театры России Уточнение и расширение представлений детей о театрах (драматический, кукольный, музыкальный, национальный).

 Кукольный театр. Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театре марионеток и театре теней.

Национальные театры. Рассказ воспитателя о национальном театре.

Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей, работающих в театре.

Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.

Формы сценической деятельности. Беседа о сценических движениях

Ритмопластика. средства и особенности  выразительности движений

 Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о      словах паразитах речи. Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции, используя знакомые детям игры.

 Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.



3 раздел программы : основы актерского мастерства

 Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.

 Чтение сценария спектакля.  Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .

Распределение ролей, разыгрывание этюдов.  Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят» на новый лад. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

 Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

 Оформление вместе с детьми сцены, зала

 Генеральная репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительких умений и показа перед незнакомыми зрителями.



















 

Содержание программы первого года обучения 7-14 лет

Занятия 3 часа в неделю

п/п

Раздел программы

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

Знакомство,

«Что такое театр»,

Понятие театрализованная игра


1

7

8

2.

Культура и техника речи

Ритмопластика ,

Работа над техникой речи,

Театральная игра


6

30

36

3.

Показ спектакля

Чтение спекталя

Разбор спектакля

Распределение ролей, разыгрывание этюдов

Изготовление декораций

Оформление вместе с детьми сцены, зала

Генеральная репетиция спектакля,

Премьера спектакля


6

58

64

Итого:

13

95

108



Содержание программы первого года обучения, младшие школьники (7-14 лет)

1 раздел программы: ознакомительный

Введение в рабочую программу. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.Выявить знания детей театральной терминологии ("театр", "занавес", "реквизит", "режиссер", "мизансцена"). Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Беседа – диалог о существующих видах театра.

2 раздел программы: культура и техника речи

Развивать память, воображение детей. Разучивание упражнения для контролирования и правильного выполнения движений, для координирования речи и движений. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. Познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Работа над скороговорками. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать у детей интонационную выразительность, общение детей.


3 раздел программы: показ спектакля

 Чтение сценария спектакля.  Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .

Распределение ролей, разыгрывание этюдов.  Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 Репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах.

Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

Оформление вместе с детьми сцены, зала

 Генеральная репетиция спектакля. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.







Индивидуальные занятия

Данная программа будет разработана под каждого ребенка в отдельности, но по трем дисциплинам – актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение. В этих занятиях более подробнее будет изучены такие моменты : умение держать внимание аудитории, вести мысли , насыщать свою речь яркими образами, сделать свою речь более эмоциональной, зажигательной, будем находить в себе качества харизматичного оратора, обработка дикции, отрабатывать навыки чтения стихотворного текста.



























Ожидаемые результаты освоения программы

В конце первого года обучения дети будут уметь:

уверено выполнять любые упражнения по актерскому мастерству , упражнения с воображаемыми предметами ;

Уметь придумывать и исполнить

Иметь представление об этюде, воплощать пластические решения образа

Уметь действовать и импровизировать в предлагаемых обстоятельствах

Уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи, совмещать сценическую речь и движение

Оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному

























Ученик будет способен

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

контролировать свои действия в процессе выполнения и по завершении работы;

просить помощи и оказывать ее самому;

собирать и анализировать информацию;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность и право на существование различных точек зрения;

аргументировать свое мнение;

видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, интересоваться творчеством других людей.

























Примерный алгоритм проведения занятия

Организация урока, вступительная часть;

Игра;

Диалог;

Создание плана работы;

Различные виды тренингов (дыхательные, психологические);

Выполнение работы по плану, под контролем преподавателя;

Слушание;

Чтения произведении.

Подготовка к праздникам, спектаклям

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для обучающихся, с использованием игровых элементов.



Материально-техническая база

Музыкальный зал;

звуковая аппаратура, микрофоны;

музыкальный центр;

а/записи;

декорации;

театральные костюмы;

маски;

мягкие игрушки;

книги со сказками;

ширма;

фотографии, картинки, иллюстрации.

 





Список используемой литературы

1. Анищенкова, Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]: пособие для родителей и педагогов» - М  .:АСТ:Астрель.2007. - с.58.

2. Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]:  Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с.128.

3. Буренина, А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1[Текст]:  От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – с.114.

4. Власенко,  О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.- с.411.

5.Губанова, Н.В.«Театрализованная деятельность», [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с.234.

6. Жучкова, Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики [Текст]:практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.- с.64.

7. Маханёва, М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2009.- с.156.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – с.208.

9. Сорокина, Н.Ф  «Театр – творчество – дети» [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2010. – с.189.

10. Щеткин, А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2009. –с. 144.

11. Интернет ресурсы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.