12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслова Анна Максимовна36

Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»

Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «СОЗВЕЗДИЕ»





















Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Джем»



Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся:
4-14 лет









Автор-составитель:
Маслова Анна Максимовна,
Педагог дополнительного образования







п. Таксимо
2020 год

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.  

         Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. 

        Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.


Отличительные особенности этой дополнительной образовательной программы, является то, что каждый раздел реализуется на протяжении нескольких занятий - освоения основ театральной азбуки, актерского мастерства. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения с детьми от 4 до 14 лет.





Актуальность


Театр - коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.



Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.


Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, ролей;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.





Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения разных возрастных категорий детей:

Группа № 1 - 1 года обучения –дети от 4 до 6 лет , 3 часа в неделю (академический час 30 минут)

группа № 2 - 1 года обучения – школьники ( от 7 до 14 лет) 3 часа в неделю (академический час 45 минут)

Индивидуальные занятия 3 часа в неделю

Проверка достижений учащихся

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний. Целесообразно применять следующие критерии: текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценка законченной работы, участие в конкурсах .

Для проверки знаний, умений и навыков учащихся проводятся контрольные занятия в форме викторины, интеллектуальной игры, фронтальной беседы в форме «вопрос-ответ», общие контрольные работе, мастер-классы.

В начале учебного года проводится первое контрольное занятие, цель которого – определить способности ребенка, проблемы развития и наметить пути достижения целей.

В середине учебного года проводится еще одно контрольное занятие, чтобы проверить, как хорошо идет учебный процесс и при необходимости скорректировать дальнейшую образовательную деятельность.

В конце учебного года проводится итоговая проверка и спектакль с участием всех групп.



Взаимодействие педагога с родителями

Педагог организует родительские собрания, а также встречается с родителями учеников индивидуально. В начале обучения педагог знакомится с родителями воспитанников, представляет план обучения, в дальнейшем – информирует их об актуальных задачах, рассказывает об успехах детей и их трудностях в обучении. Кроме того, родители или другие законные представители ребенка могут быть приглашены на мероприятия, проводимые в центре дополнительного образования. Педагог проводит совместные занятия для родителей и детей.

Учебно-тематический план 1 год обучения, для детей от 4 до 6 лет

Занятия 3 часа в неделю

п/п

Раздел программы

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль»

1

1

2

2.

Театральная азбука

Театры России,

Кукольный театр,

Национальные театры,

Национальные театры

Культура и техника речи,

Учусь говорить красиво,

Интонация, динамика речи, темп речи

Викторина «Что я знаю о театре?»

6

25

31

3.

Основы актёрского мастерства

Актеры, кто они,

Чтение сценария спектакля,

Распределение ролей, разыгрывание этюдов

Изготовление декораций

Оформление вместе с детьми сцены, зала

Генеральная репетиция спектакля,

Премьера спектакля

4

71

75

Итого:

11

97

108



 

4. Содержание программы.

Содержание программы включает такие разделы как:

1 раздел программы : Ознакомительный

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.

2 раздел программы: театральная азбука



Театры России Уточнение и расширение представлений детей о театрах (драматический, кукольный, музыкальный, национальный).

 Кукольный театр. Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театре марионеток и театре теней.

Национальные театры. Рассказ воспитателя о национальном театре.

Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей, работающих в театре.

Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.

Формы сценической деятельности. Беседа о сценических движениях

Ритмопластика. средства и особенности  выразительности движений

 Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о      словах паразитах речи. Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции, используя знакомые детям игры.

 Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.



3 раздел программы : основы актерского мастерства

 Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.

 Чтение сценария спектакля.  Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .

Распределение ролей, разыгрывание этюдов.  Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят» на новый лад. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

 Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

 Оформление вместе с детьми сцены, зала

 Генеральная репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительких умений и показа перед незнакомыми зрителями.



















 

Содержание программы первого года обучения 7-14 лет

Занятия 3 часа в неделю

п/п

Раздел программы

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

Знакомство,

«Что такое театр»,

Понятие театрализованная игра


1

7

8

2.

Культура и техника речи

Ритмопластика ,

Работа над техникой речи,

Театральная игра


6

30

36

3.

Показ спектакля

Чтение спекталя

Разбор спектакля

Распределение ролей, разыгрывание этюдов

Изготовление декораций

Оформление вместе с детьми сцены, зала

Генеральная репетиция спектакля,

Премьера спектакля


6

58

64

Итого:

13

95

108



Содержание программы первого года обучения, младшие школьники (7-14 лет)

1 раздел программы: ознакомительный

Введение в рабочую программу. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.Выявить знания детей театральной терминологии ("театр", "занавес", "реквизит", "режиссер", "мизансцена"). Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Беседа – диалог о существующих видах театра.

2 раздел программы: культура и техника речи

Развивать память, воображение детей. Разучивание упражнения для контролирования и правильного выполнения движений, для координирования речи и движений. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. Познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Работа над скороговорками. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать у детей интонационную выразительность, общение детей.


3 раздел программы: показ спектакля

 Чтение сценария спектакля.  Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки .

Распределение ролей, разыгрывание этюдов.  Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки, развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 Репетиция спектакля . Репетировать спектакль с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах.

Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

Оформление вместе с детьми сцены, зала

 Генеральная репетиция спектакля. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

12.Премьера спектакля. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.







Индивидуальные занятия

Данная программа будет разработана под каждого ребенка в отдельности, но по трем дисциплинам – актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение. В этих занятиях более подробнее будет изучены такие моменты : умение держать внимание аудитории, вести мысли , насыщать свою речь яркими образами, сделать свою речь более эмоциональной, зажигательной, будем находить в себе качества харизматичного оратора, обработка дикции, отрабатывать навыки чтения стихотворного текста.



























Ожидаемые результаты освоения программы

В конце первого года обучения дети будут уметь:

уверено выполнять любые упражнения по актерскому мастерству , упражнения с воображаемыми предметами ;

Уметь придумывать и исполнить

Иметь представление об этюде, воплощать пластические решения образа

Уметь действовать и импровизировать в предлагаемых обстоятельствах

Уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи, совмещать сценическую речь и движение

Оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному

























Ученик будет способен

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

контролировать свои действия в процессе выполнения и по завершении работы;

просить помощи и оказывать ее самому;

собирать и анализировать информацию;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность и право на существование различных точек зрения;

аргументировать свое мнение;

видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, интересоваться творчеством других людей.

























Примерный алгоритм проведения занятия

Организация урока, вступительная часть;

Игра;

Диалог;

Создание плана работы;

Различные виды тренингов (дыхательные, психологические);

Выполнение работы по плану, под контролем преподавателя;

Слушание;

Чтения произведении.

Подготовка к праздникам, спектаклям

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для обучающихся, с использованием игровых элементов.



Материально-техническая база

Музыкальный зал;

звуковая аппаратура, микрофоны;

музыкальный центр;

а/записи;

декорации;

театральные костюмы;

маски;

мягкие игрушки;

книги со сказками;

ширма;

фотографии, картинки, иллюстрации.

 





Список используемой литературы

1. Анищенкова, Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]: пособие для родителей и педагогов» - М  .:АСТ:Астрель.2007. - с.58.

2. Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]:  Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с.128.

3. Буренина, А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1[Текст]:  От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – с.114.

4. Власенко,  О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.- с.411.

5.Губанова, Н.В.«Театрализованная деятельность», [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с.234.

6. Жучкова, Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики [Текст]:практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.- с.64.

7. Маханёва, М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2009.- с.156.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – с.208.

9. Сорокина, Н.Ф  «Театр – творчество – дети» [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2010. – с.189.

10. Щеткин, А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2009. –с. 144.

11. Интернет ресурсы



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.