"Детство - это смех и радость!"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» г.Медногорска»
Методическая разработка городского конкурса
Номинация: «Лучшая методическая разработка мероприятия, посвященная Дню защиты детей, правам ребенка и т.п.»
Тема: «Детство - это смех и радость!»
Выполнил: воспитатель I квалификационной категории
Гурьянова Алла Владимировна
Давайте каждый день стараться
Тепло детишкам улыбаться,
Их будущее – делать краше,
Ведь дети – суть всей жизни нашей!
Екатерина Шелыгина
Актуальность темы.
1 июня в России, как и во многих странах мира, отмечается Международный День Защиты Детей. Этот детский праздник был учреждён в 1949 году, а проведён первый раз в 1950 году в 51 стране и с тех пор отмечается ежегодно.
Детство навсегда останется самой счастливой и беззаботной порой для многих из нас. Однако далеко не все люди могут похвастаться лишь радостными воспоминаниями о своём детском возрасте. День защиты детей был придуман для того, чтобы напомнить нам, взрослым, о чистоте, искренности и наивности детской души. О том, что дети нуждаются в нашей любви и защите. Что они, когда вырастут, должны вспоминать о своём детстве только с доброй улыбкой.
Права детей в России защищает Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России, а это наше с вами будущее и будущее России.
Новизна.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Проблема.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи, собственными интересами, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям; или, наоборот - в семье создалась гиперопека над ребенком. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». «Отдав» своих детей в руки специалистов, считают, что их детей будут и развивать, и воспитывать вместо них. Нередко можно услышать от родителей такие слова: «Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали умным, послушным, вежливым, трудолюбивым и т. д. – для этого и существует детский сад».
Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в сложившейся ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти над родителями, они хотят любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот то, чего не хватает как взрослым, так и детям в нашем обществе.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Цель: создать радостную атмосферу, доставить детям удовольствие от встречи с героями праздника; сохранение и поддержание психического и физического здоровья детей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о празднике «День защиты детей». Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека. Создать детям атмосферу радости и доверия.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, память, воображение, творчество;
расширять кругозор, словарный запас детей.
Закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес у детей; уважение к достоинству и личным правам другого человека; формировать основы толерантности.
Действующие лица:
Ведущий
Врака-забияка
Клоун Смешинкин
Место проведения: спортивная площадка детского сада.
Ход мероприятия:
Дети на спортивную площадку под весёлую детскую музыку, встают в полукруг
Ведущий: Сегодня праздник у ребят.
Встречает лето детский сад.
А что такое лето? – Это море света.
Это поле, это лес, это тысячи чудес!
Это в небе облака, это быстрая река,
Это тысячи дорог для ребячьих ног!
Дети читают стихи:
1. Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Приходите в гости к нам.
Рады мы всегда гостям.
2. Лето — это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето — яркие цветы
Необычной красоты,
3. Лето — тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.
4. С хорошим настроеньем
Мы в детский сад идём
И всех мы поздравляем
С чудесным летним днём!
5. День первый лета, стань ещё светлей!
Встречают первое июня всюду!
Ведь это – День защиты всех детей,
Его недаром отмечают его люди!
(Дети поют песню «Воскресенье» музыка, слова Л.Олифировой)
Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня у нас веселый праздник! Мы будем петь, плясать, веселиться! Посмотрим, как вы повзрослели, поумнели и подросли за этот учебный год! Ну что ж, вы готовы веселиться? Тогда начинаем!
(Под музыку появляется Врака-забияка, говорит ехидным голосом.)
Врака-забияка: Ну вот, еще одну гадость я удачно совершила. Насыпала соли в компот, пусть теперь попьют солёненький компотик! Ха! Ха! Ха! (Замечает детей) Ага, сюда-то мне и надо!
Ведущий: Куда это сюда? 1
Врака-забияка: Куда, куда? Да сюда где много детей! Я из них буду своих помощников делать!
Ведущий: Да кто же вы такая?
Врака-забияка: Я-Вракочка-забиякочка! Можно просто Врака-забияка! Я слышала, что у вас тут праздник какой-то?
Ведущий: Не какой-то, а День защиты детей! Мы пришли повеселиться, посмотреть друг на друга, как все повзрослели! Ведь ребята из средней группы скоро перейдут в старшую, а ребята из старшей в подготовительную к школе группу! Вот какие они у нас взрослые!
Врака-забияка: Это вот эти детишечки –коротышечки взрослые? Ой, насмешили! Так и хочется дать им пустышку (предлагает детям пустышки)
Ведущий: Подожди, подожди! Врака-забияка! Чтобы узнать, на самом ли деле повзрослели наши дети, нужно их проверить в играх, танцах, песнях.
Врака-забияка: Проверить? Пожалуйста! Вот мяч! Кто его не поймает, тот не вырос, а так и остался малышкой-коротышкой! (начинает беспорядочно, обманывая детей, кидать им мяч).
Ведущий: Ну, нет! Так не пойдет! Если уж играть, то по-настоящему. По правилам! Мы и тебя научим!
Врака-забияка: Ну, это мы еще посмотрим кто-кого научит!
Польская народная игра « Лавата».
(Врака-забияка всех путает, мешает, ведущая просит её не мешать детям).
Ведущий: Ребята, я знаю, с кем нужно познакомить Враку-забияку, чтобы она перестала проказничать, и стала доброй, веселой. С клоуном Смешинкиным. Но для того, чтобы он тут появился, нужно громко, от души рассмеяться. Давайте все дружно засмеемся!
(Дети смеются, Врака-забияка прячется, затыкает уши)
(Под веселую музыку входит Клоун Смешинкин с мыльными пузырями.)
Клоун Смешинкин: А вот и я. Услышал смех и понял, что меня здесь ждут. Правда, ребята? У вас праздник? Веселье? Как я все это люблю! Ой, а как вы все повзрослели! Подросли!
Врака-забияка: Да, большие! Малыши-коротыши!
Клоун Смешинкин: А, Врака-забияка, ты уже здесь? И опять вредничаешь!
Ведущий: Представляешь, Смешинкин, Врака-забияка утверждает, что наши дети за год не выросли, и ничего не умеют делать!
Клоун Смешинкин: А я думаю совсем наоборот. Ребята за этот учебный год многому научились. И сейчас мы тебе покажем, как мы умеем веселиться, читать стихи, отгадывать загадки, танцевать! Объявляю «Вальс друзей».
Дети исполняют «Вальс друзей».
Врака-забияка: Все у вас прекрасно и расчудесно. Но среди вас у меня все равно есть помощники. Они такие озорники! Ну, идите сюда, врушечки мои милые!
(Выходят дети. Клоун - Смешинкин удивляется. )
Клоун Смешинкин: Как, не может быть!
Ведущий: Не волнуйся, Смешинкин! Ты сначала послушай!
Дети читают стихотворение М. Карима «Врунишки»
Я видел, как на Солнце
Сидели, свесив лапки,
Два маленьких утёнка
И грызли шоколадки.
Подумаешь! Вот чудо:
Я видел на Луне,
Как муравьи верблюда
Таскали на спине!
А я на небе видела
Две маленьких сосиски.
Из камешков повидло
Они варили в миске.
А я, на тучке беленькой,
Я видел, плыли мышки,
Крича, что вы бездельники
И страшные врунишки!
Врака-забияка: Эх, вы! Не получилось из вас моих помощников. Ну почему я такая невезучая?
Клоун Смешинкин: Ты еще спрашиваешь? Да ты взгляни на себя; разве можно с таким вредным лицом, на котором никогда не бывает улыбки, найти друзей?
Ведущий: А ведь Смешинкин прав. Только к доброму, веселому человеку тянутся другие люди. Вот послушайте, какую добрую. Веселую песню споют нам дети. Может быть, от этой песни и у тебя, Врака-Забияка, зажжется искорка тепла и доброты!
( Дети поют «Песенку друзей», муз. В.Герчик, сл. Я. Акима)
Врака-забияка: (улыбается, радуется) Какая чудесная песня! Я еще такую не слышала!
Клоун Смешинкин: Друзья, произошло чудо! Врака-забияка в первый раз сказала правду! Вот что значит сила музыки!
Врака-забияка: Как? Не может этого быть! Что это со мной! Кем же я теперь буду, если разучусь врать?
Ведущий: Ты у нас станешь хорошей, доброй и веселой. Мы тебе и имя новое дадим. Хочешь?
Врака-забияка: (смущаясь) Ну, я не знаю…Смогу ли я?
Клоун Смешинкин Сможешь! Сможешь! А мы с ребятами тебе поможем!
Ведущий: Ребята! А давайте придумаем Враке-забияке новое хорошее имя (советуется с детьми) Правильно! Мы с ребятами посоветовались и решили дать тебе имя Веселушка-хохотушка. Думаем, оно тебе понравится.
Клоун Смешинкин: Но с этого момента ты должна делать только добрые дела и всегда улыбаться! Согласна?
Врака-забияка: А как эти добрые дела делать? Я не знаю.
Клоун Смешинкин: А вот одно из них. Я насобирал летние цветочки, да кажется они не простые, а с загадками! Сейчас мы с тобой по очереди будем загадывать загадки ребятам! Договорились?
Врака-забияка: Я попробую!
Загадки:
1. Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает (бабочка)
2. Поднялись ворота, всему миру красота,
Приказало солнце: «Стой! Семицветный мост крутой!» (радуга)
3. С ветки на – тропинку, с травки на былинку.
Прыгает пружинка, зеленая спинка! (кузнечик)
4. Растет в траве Аленка в красной рубашонке. Кто ни пройдет, всяк
поклон отдает (земляника)
5. Шапочка да ножка-вот и весь Ермошка (гриб)
6. Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены (березы).
Врака-забияка: Теперь я и вправду вижу, что ребята выросли и поумнели. А знаете почему? Потому что я потихонечку превращаюсь в Веселушку-хохотушку. Хочу вас всех развеселить, и предлагаю поиграть в игру.
Веселушка проводит английскую народную игру
«Давайте всё делать как я!»
Веселушка: Играли вы весело, хорошо! Но это легко! А вот стихи вы читать умеете? (дети читают стихи о лете, детском саде и др.)
Клоун Смешинкин: Молодцы! А чтобы еще лучше читать стихи, надо уметь быстро говорить скороговорки. Давайте поучимся!
Сороговорки:
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки!
Шла Саша по шоссе, и сосала сушку!
Нашей Маше дали манной каши!
(дети повторяют с ускорением)
Веселушка: Ой как здорово вы научились говорить скороговорки! Особенно мне понравилась про манную кашу!
Ведущий: А наши ребята знают песню про манную кашу, давайте ее все вместе весело споем!
( Дети поют « Песню про манную кашу» муз.и сл. Л.Абелян)
Клоун Смешинкин: Какие вы ребята молодцы! И «киску накормили, и барбоса!» (в песне) А вот с заинькой поиграть хотите?
(Русская народная игра «Заинька»)
Веселушка: Ой! Какая игра интересная! А танцевать вы любите?
Ведущий: А сейчас тебе наши дети ответят:
(дети читают стихи)
Проходит время, за веком век…Рожден веселым был человек.
Менялись моды и ритмы тоже, но мы без танца прожить не можем.
Проходит время, за веком век. Пусть между нами растает снег.
И пусть на нашей большой планете танцуют дети и солнце светит.
(Все исполняют танец «Девочки и мальчики»)
Клоун Смешинкин: Ну что, понравился тебе наш праздник, Веселушка-хохотушка?
Веселушка: Еще бы! Ведь я стала совсем другой!
Ведущий: А в этом тебе помогли наши ребята!
Веселушка: Я хочу их за это отблагодарить. Угощу– ка я их мухоморчиком!
Клоун Смешинкин: Вот тебе раз! Ты опять за свое? Мухоморы разве можно есть?
Веселушка: Вы что, забыли? Я же перевоспиталась, я стала хорошей. И вообще, я пошутила. Это не мухомор, а сладкий-пресладкий гриб!
Клоун Смешинкин: Ты опять шутишь?
Веселушка: Нет! Я не шучу! Возьмите, пожалуйста!
(Преподносит большой бутафорский гриб, внутри конфеты. Угощают детей.)
Ведущий: Ребята, давайте скажем спасибо нашим веселым гостям!
Клоун Смешинкин : А нам с Веселушкой-хохотушкой пора в нашу сказочную страну Хохотанию. А как только мы услышим ваш задорный дружный смех, всегда будем у вас в гостях! До свидания! До новых встреч!
( Уходят под веселую музыку.)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Но есть у нас для вас сюрприз – разноцветные мелки.
В руки мы мелки возьмем
С ними рисовать пойдем
Пусть в рисунках ваших будут:
Счастье, солнце, дружба.
Использованная литература:
1. «От рождения до школы» - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2001;
6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М. : Просвещение, 1986;
7. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. Учебно-методическое пособие. Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
8.Интегрированные развлечения в детском саду. Зацепина М.Б., Быстрюкова Л.В., Липецкая Л.Б. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 С. (Новый детский сад с любовью)
Приложение 1
Дополнительные игры для праздника
"Как живешь?"
Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)
Как идешь? – Вот так! (идут на месте)
Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Как грустишь? – Вот так! (грустят)
А шалишь? – Вот так! (кривляются)
А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)
Кукурузные палочки.
Чья команда быстрее съест кукурузные палочки (надо подбежать и съесть по одной).
Водохлёбы.
Кто быстрее выпьет газировку ложкой.
Кукурузные хлопья.
10 шт. Кто быстрее съест и запьёт газировкой.
Пробеги с зонтиком.
(2 команды, 2 ориентира, 2 зонтика 2 пары калош. Задача – надеть калоши, взять зонтик, добежать до ориентира и обратно, передать следующему игроку, и т.д. пока все дети не пробегут)
Передай мяч поверху.
Для этой и последующих двух эстафет необходимо собрать 2 команды и построить их в две колонны, на небольшом расстоянии друг от друга. Ноги чуть шире плеч. Руки вверху. Мяч у капитанов команды. По команде ведущего участники передают мяч поверху.
Горячая картошка. (сачок)
Дети встают в круг. По команде ведущей начинают передавать мяч из рук в руки по кругу. Как только ведущая скажет: “Стоп!”, игра останавливается. Игрок, у которого мяч оказался в руках выходит из игры. Играют до тех пор, пока не победит последний игрок.