Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по начальному техническому моделированию
Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по начальному техническому моделированию
Разработан педагогом дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «Дом юных техников им. Ю.А. Гагарина»
Глазковой Ириной Александровной
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов.
Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Программа «Юный моделист», срок реализации которой 2 года, предусматривает развитие творческих способностей детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Начальное техническое моделирование - первая ступенька к техническому творчеству. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка с помощью мониторинга. По итогам проведенных исследований будет выявлен уровень усвоения учебного материала у учащихся (повышенный, базовый или пониженный).
Вопросы для тестирования учащихся
(входящий контроль)
Теоретическая часть
1. Какие материалы вы знаете?
2. Какие виды бумаги вы знаете?
3. Какими свойствами обладает бумага? (подчеркнуть)
Легко режется, гибкая, твердая, не размокает в воде, рвется, колючая, моется.
4.Какие инструменты используются для работы с бумагой? (подчеркнуть)
Ножницы, линейка, карандаш, ножовка, резак, молоток.
5. Какие геометрические фигуры вы знаете?
6. О каком предмете идет речь?
Они могут быть: портновскими, маникюрными, канцелярскими, садовыми, кровельными, по железу
7. Почему у отвертки пластмассовые ручки?
а) удобно держать;
б) для защиты от тока;
в) легкий материал.
8. Можно или нет ходить по кабинету с ножницами?
а) можно
б) нельзя.
9. Чертежный инструмент, с помощью которого проводят линии и отмеряют длину
а) циркуль;
б) лекала;
в) линейка.
Практическая часть
10. Сверните лист бумаги так, чтобы получился цилиндр.
Ключ к тесту
1. Бумага, пластилин, пенопласт, древесина и др. |
2. картон, калька, писчая, газетная, гофрированная, офисная, копировальная |
3. Легко режется, гибкая, рвется |
4. Ножницы, линейка, карандаш, резак |
5. круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал |
6. ножницы |
7. Б |
8. Б |
9. В |
Критерии оценивания
Высокий: 9-10 правильных ответов из 10
Соответствует базовому уровню обязательных знаний и необходимых умений для занятий моделизмом.
Средний: 7-8 правильных ответов из 10
Достаточные базовые знания и развиты необходимые умения для занятий моделизмом.
Низкий: <6 правильных ответов из 10
Слабые знания, слаборазвиты умения для занятий моделизмом.
Вопросы для тестирования учащихся
(промежуточный контроль)
Теоретическая часть
1. Папье-маше – это…
а) красивая бумага;
б) жеваная бумага;
в) мокрая бумага.
2. Как с японского переводится слово «оригами»
а) сложенная бумага;
б) мятая бумага;
в) развернутая бумага.
3. Какого сгиба не существует в технике оригами?
а) сгиб долиной;
б) сгиб горой;
в) сгиб равниной.
4. Прямая линия, имеющая начало и не имеющая конца?
а) луч;
б) отрезок;
в) прямая.
5. С помощью какого инструмента можно разделить окружность на 3 равные части?
а) треугольник;
б) транспортир;
в) циркуль.
6. Что такое циркуль?
а) инструмент для черчения окружностей;
б) приспособление для черчения окружностей;
в) инструмент, предназначенный для измерения наружных и внутренних размеров.
7. Почему у отвертки пластмассовые ручки?
а) удобно держать;
б) для защиты от тока;
в) легкий материал.
8. Чертежный инструмент, с помощью которого проводят линии и отмеряют длину
а) циркуль;
б) лекала;
в) линейка.
9. Последовательность подготовительного этапа к выполнению творческой работы:
а) выбор темы, постановка цели, определение задач;
б) определение задач, постановка цели, выбор темы;
в) постановка цели, выбор темы, определение задач.
Практическая часть
10. Изготовление оригами «Собака» по схеме
Ключ к тесту
1. Б |
2. А |
3. В |
4. А |
5. В |
6. А |
7. Б |
8. В |
9. В |
Критерии оценивания
Высокий: 9-10 баллов из 10.
Средний: 7-8 баллов из 10.
Низкий: <6 правильных ответов из 10.
Вопросы для тестирования учащихся
(итоговый контроль)
Теоретическая часть
1. Условное изображение предмета, выполненное с помощью чертежных инструментов
а) чертеж;
б) рисунок;
в) эскиз.
2. Масштаб показывает
а) во сколько раз одна сторона чертежа больше другой;
б) во сколько раз уменьшена (увеличена) модель (изображение) по сравнению с оригиналом.
3. Как называется самолет, имеющий одну пару крыльев?
а) моноплан;
б) биплан.
4. Отличие геометрического тела от геометрической фигуры?
а) имеет два измерения: длину и ширину
б) имеет три измерения;
в) имеет объем.
5. Что такое планер?
а) безмоторный летательный аппарат;
б) летательный аппарат, который приводится в движение двигателем.
6. Самодвижущиеся машины, которые выполняют сельскохозяйственные, транспортные, строительные и многие другие виды работ
а) легковые автомобили;
б) грузовые автомобили;
в) тракторы.
7. Как называют машину, которая передвигается по рельсам?
а) легковая;
б) локомотив;
в) бульдозер.
8. Что означает штрихпунктирная линия с двумя точками
а) линия невидимого контура;
б) осевая линия;
в) линия сгиба.
9. Подберите к термину правильное определение: КВАДРАТ - это
а) прямоугольник, у которого все стороны равны;
б) четырехугольник, у которого все стороны равны;
в) четырехугольник, у которого все углы прямые.
Практическая часть
10. Обвести силуэт кошки на черную бумагу, вырезать ее и наклеить на белый лист картона.
Ключ к тесту
1. А |
2. Б |
3. А |
4. Б |
5. А |
6. В |
7. Б |
8. В |
9. А |
Критерии оценивания
Высокий: 9-10 правильных ответов из 10.
Средний: 7-8 правильных ответов из 10.
Низкий: 6 и меньше правильных ответов из 10.