Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное спортивно - техническое моделирование»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
| |
| |
| |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"Начальное спортивно - техническое моделирование"
Уровень – базовый |
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет |
Срок освоения программы – 1 год, 216 часов |
Жестков Илья Борисович, |
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
с. Сицкое, 2019
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Начальное спортивно – техническое творчество» является дополнительной общеобразовательной программой, общеразвивающей по виду; технической по направленности, соответствует базовому уровню сложности.
При составлении использовались программы А. П. Журавлёвой «Кружок начально- го технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеоб- разовательных школ, Техническое творчество учащихся»: М.Просвещение.1988г.) и Его- шина И.Л. «Техническое моделирование» г. Сергач, 2015.
Отличительной особенностью данной программы можно считать комплексный подход к основным видам технического творчества. Обучающийся получает возможность познакомиться с каждым видом технического творчества в отдельности и, к окончанию обучения, у него складывается представление о техническом творчестве в целом.
Адресат программы – обучающийся от 7 до 10 лет. Группа формируется из уча- щихся общеобразовательных школ, проявляющих интерес к технике и техническому творчеству.
Место программы в образовательной деятельности организации (техническая направленность)
Цель: формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к техниче- скому творчеству, спортивно-техническим видам спорта.
Задачи:Обучающие:
Познакомить с основными методами проектирования и конструирования моделей.
Познакомить с основными технологиями ручной и механической обработки мате- риалов, основными технологиями современного производства, основными приёмами и методами изготовления моделей из различных конструкционных материалов.
Изучение основных законов и сил в механики, соблюдение и учитывание которых необходимо для успешного запуска моделей.
Изучение методов настройки различных моделей.
Развивающие:
Стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конструкторской (изготовление моделей) и дизайнерской (отделка моделей) деятельности.
Способствовать развитию навыков работы с ручным инструментом.
Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческой индивидуальности
Стимулировать развитие творческих способностей обучающихся в направлении технического творчества;
Воспитательные:
Воспитание технической культуры, аккуратности и трудолюбия.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Срок реализации программы 1 год; количество часов в неделю – 6 часов (2 занятия по 3 часа), всего за год 216 часов.
Занятия проводятся преимущественно в мастерской, где обучающиеся получают теоретические знания, изготавливают, настраивают и запускают модели. Для некоторых разделов программы («Основы авиамоделирования», «Основы ракетомоделирования») предусмотрены настройка и запуск моделей на открытом воздухе.
Основная форма занятий – групповая, но также может использоваться индивидуаль- ная форма работы при подготовке спортсмена к соревнованиям.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 3 часа. Всего за год 216 часов.
В результате освоения данной программы обучающиеся
должны знать:
меры безопасности при работе в столярной мастерской;
основные технические термины и понятия;
меры безопасности при экспериментальном судо, авиа, авто и ракетомоделирова- нии;
центровку модели;
основные части авиамоделей, воздушных змеев, автомобилей, ракет, и судов;
условия, при которых летает (плавает) модель;
технологии изготовления моделей;
меры безопасности при испытаниях моделей;
краткую историю отечественной авиации и флота.
должны уметь:
правильно использовать ручной инструмент;
наносить разметку на заготовку согласно чертежу;
уметь читать и создавать чертежи;
изготавливать простейшие модели по чертежам;
самостоятельно запускать и регулировать модели.
Учебные модули | Количество часов с учётом промежу- точной аттестации | Форма промежуточной аттестации | |
Модуль 1 полугодия | Теория | Практика | Ходовые испытания и стендовый смотр |
17 | 85 | ||
Итого | 102 | ||
Модуль 2 полугодия | 11 | 103 | Ходовые испытания и стендовый смотр |
Итого | 114 | ||
Всего часов по программе | 216 |
Учебно – тематический план модуля 1 полугодия
№ п/п | Темы занятий | Кол- во часов | В том числе | Формы текущего контроля успева- емости и проме- жуточной атте- стации | ||
Тео- рия | Прак- тика | |||||
1. | Общие сведения о содержании про- граммы. | 3 | 3 | | | |
2. | Основы графической документации. Изучение типов линий и основных правил построения чертежа. Выпол- нение и чтение чертежа плоской де- тали. | 3 | 1 | 2 | | |
3. | Основы проектирования и конструи- рования моделей. История автомоби- лестроения. | 3 | 3 | | | |
4. | Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (изготовление деталей кузова) | 3 | | 3 | | |
5. | Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (изготовление деталей подвески) | 3 | | 3 | | |
6. | Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (сборка модели). | 3 | | 3 | | |
7. | Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (отделка и покраска). | 3 | | 3 | | |
8. | Настройка и проверка ходовых ка- честв моделей И-1, способы улучше- ния ходовых качеств. Знакомство с понятиями инерция и трение. | 3 | 1 | 2 | | |
9. | Изготовление инерционных объём- ных моделей И-2 по готовым черте- жам . Знакомство с понятием «раз- вёртка», правилами склеивания раз- вёрток. | 3 | 1 | 2 | | |
10. | Изготовление инерционных объём- ных моделей И-2 по готовым черте- жам (изготовление деталей кузова модели). | 3 | | 3 | | |
11. | Изготовление инерционных объём- ных моделей И-2 по готовым черте- жам (изготовление деталей подвески). | 3 | | 3 | | |
12. | Изготовление инерционных объём- ных моделей И-2 по готовым черте- жам (сборка, отделка ). | 3 | | 3 | | |
13. | Настройка и проверка ходовых ка- | 3 | 1 | 2 | |
| честв моделей И-2, способы улучше- ния ходовых качеств. | | | | |
14. | Выставка моделей, соревнования внутри объединения в классах И-1 и И-2. | 3 | | 3 | Текущий кон- троль успеваемо- сти: стендовый смотр |
15. | Введение в раздел. Техника безопас- ности. Основы теории полета. Беседы по истории авиации. Обзор материа- лов и инструментов. | 3 | 3 | | |
16. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с раз- махом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
17. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с раз- махом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
18. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с раз- махом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
19. | Настройка и проверка лётных ка- честв моделей, способы их улучше- ния качеств. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | 3 | 1 | 2 | |
20. | Изготовление модели планера из пе- нопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
21. | Изготовление модели планера из пе- нопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
22. | Изготовление модели планера из пе- нопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
23. | Изготовление модели планера из пе- нопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | |
24. | Настройка и проверка лётных ка- честв моделей, способы их улучше- ния качеств. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | 3 | 1 | 2 | |
25. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | 3 | | 3 | |
26. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | 3 | | 3 | |
27. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | 3 | | 3 | |
28. | Настройка и проверка лётных ка- честв моделей, способы их улучше- | 3 | 1 | 2 | |
| ния качеств. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | | | | | ||
29. | Изготовление катапультной модели из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | | ||
30. | Изготовление катапультной модели из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | | ||
31. | Изготовление катапультной модели из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | | ||
32. | Изготовление катапультной модели из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | 3 | | 3 | | ||
33. | Настройка и проверка лётных ка- честв моделей, способы их улучше- ния качеств. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | 3 | 1 | 2 | | ||
34. | Выставка моделей, соревнования внутри объединения среди моделей планера с размахом крыла до 250 мм и катапультных моделей. | 3 | | 3 | Промежуточная аттестация: ходо- вые испытания и стендовый смотр | ||
Тематический план модуля 2 полугодия | | ||||||
35. | История и конструктивные особен- ности воздушных змеев. Правила запуска воздушных змеев. | 3 | 3 | | | ||
36. | Основные схемы воздушных змеев. Изготовление плоского воздушного змея ромбовидной формы. | 3 | 1 | | | ||
37. | Изготовление плоского воздушного змея ромбовидной формы. | 3 | | | | ||
38. | Изготовление плоского воздушного змея прямоугольной формы. | 3 | | | | ||
39. | Изготовление плоского воздушного змея прямоугольной формы. | 3 | | | | ||
40. | Изготовление катушки, для запуска плоских воздушных змеев. | 3 | | | | ||
41. | Настройка и проверка лётных ка- честв моделей, способы их улучше- ния качеств. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | 3 | 1 | | | ||
42. | Соревнования внутри объединения по запуску воздушных змеев. | 3 | | | Текущий контроль успеваемости: опрос | ||
43. | Теория полета моделей ракет. Обзор материалов и инструментов. | 3 | 3 | | | ||
44. | Изготовление простейшей модели ракеты, не требующей двигателя. | 3 | | | | ||
45. | Изготовление одноступенчатой мо- | 3 | | | |
| дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление деталей фюзеляжа) | | | | |
46. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление деталей хвостового оперения) | 3 | | | |
47. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление парашюта и термозащиты) | 3 | | | |
48. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (сборка модели, установка системы спасения) | 3 | | | |
49. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (отделка модели) | 3 | | | |
50. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление деталей фюзеляжа) | 3 | | | |
51. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление деталей хвостового оперения) | 3 | | | |
52. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изготовление ленты (стримера) | 3 | | | |
53. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (сборка модели, установка системы спасения) | 3 | | | |
54. | Изготовление одноступенчатой мо- дели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (отделка модели) | 3 | | | |
55. | Наземное оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при за- пуске моделей ракет. Ракетные дви- гатели. Маркировка двигателей и моделей. | 3 | | | Текущий контроль успеваемости: опрос. |
56. | Запуск моделей. | 3 | | | |
57. | Введение в раздел. Демонстрация моделей. Основы гидродинамики. Правила техники безопасности при изготовление судомоделей. Обзор материалов и инструментов. | 3 | 3 | | |
58. | Бумажные модели судов. (Изготов- ление каркаса) | 3 | | | |
59. | Бумажные модели судов.(Обшивка каркаса). | 3 | | | | ||
60. | Бумажные модели су- дов.(Изготовление и установка надстройки, разработка и изготовле- ние подставки). | 3 | | | | ||
61. | Изготовление простейшей модели катамарана из пенопласта. (Изготов- ление деталей каркаса и поплавков, сборка модели) | 3 | | | | ||
62. | Изготовление простейшей модели катамарана из пенопласта. (Изготов- ление и установка паруса). | 3 | | | | ||
63. | Модели судов из пенопласта. (Вы- бор модели и изготовление каркаса). | 3 | | | | ||
64. | Модели судов из пенопласта. (Сбор- ка и обшивка каркаса). | 3 | | | | ||
65. | Модели судов из пенопласта. (Изго- товление и установка надстройки). | 3 | | | | ||
66. | Модели судов из пенопласта. (Раз- работка и изготовление подставки для модели) | 3 | | | | ||
67. | Изготовление контурной модели с резиномотором (Выбор модели, из- готовление деталей). | 3 | | | | ||
68. | Изготовление контурной модели с резиномотором (Изготовление дета- лей корпуса). | 3 | | | | ||
69. | Изготовление контурной модели с резиномотором (Изготовление дета- лей надстройки). | 3 | | | | ||
70. | Изготовление контурной модели с резиномотором (Сборка модели, из- готовление деталей моторно- винтовой группы). | 3 | | | | ||
71. | Изготовление контурной модели с резиномотором (Отделка модели, изготовление подставки). | 3 | | | | ||
72. | Итоговые занятия. Запуск моделей. | 3 | | | Промежуточная аттестация: ходо- вые испытания и стендовый смотр | ||
ИТОГО | 216 | 28 | 88 | |
Содержание программы.
Общие сведения о программе.
Теория: Цели, задачи и содержание работы на учебный год. Общие сведения о техниче- ском моделирование. Ознакомление с основными видами моделей . Знакомство с основ- ными инструментами и материалами. Правила поведения и техники безопасности при ра- боте в мастерской.
Основы графической документации. Изучение типов линий и основных правил по- строения чертежа. Выполнение и чтение чертежа плоской детали.
Теория: Изучение понятий – чертеж, масштаб, эскиз, технический рисунок. Изучение ти- пов линий и основных правил построения чертежа.
Практика: Разработка и выполнение чертежа на деталь, предложенную учителем, Чтение чертежа.
Введение в раздел, техника безопасности, демонстрация моделей. Основы проекти- рования и конструирования моделей. История автомобилестроения.
Теория: Автомобильная промышленность и ее значение в экономике страны. Ознакомле- ние с лучшими достижениями обучающихся предыдущих лет. Правила техники безопас- ности.
Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (изготов- ление деталей кузова)
Практика: Выбор модели, подбор материалов, изготовление деталей кузова.
Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (изготов- ление деталей подвески)
Практика: Изготовление деталей подвески .
Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (сборка модели).
Практика: сборка модели.
Изготовление инерционных плоских моделей И-1 по готовым чертежам (отделка и покраска).
Практика: отделка и покраска модели.
Настройка и проверка ходовых качеств моделей И-1, способы улучшения ходовых качеств. Знакомство с понятиями инерция и трение.
Теория: Знакомство с понятиями инерция и трение ,смазочные материалы, применяемые в автомоделизме. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и пря- моходность.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности, выбор смазочного материалы.
Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготов- ление деталей кузова модели). Знакомство с понятием «развёртка», правилами склеивания развёрток.
Теория: Знакомство с понятием «развёртка», «беговка» правилами склеивания развёрток, линии сгиба и их обозначение на чертеже
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей.
Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготов- ление деталей кузова модели).
Практика: Изготовление деталей кузова модели.
Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготов- ление деталей подвески).
Практика: Изготовление деталей подвески.
Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (сборка, отделка).
Практика: Сборка модели. Отделка и покраска модели.
Настройка и проверка ходовых качеств моделей И-2, способы улучшения ходовых ка- честв.
Теория: Влияние сил инерция и трения. Смазочные материалы, применяемые в автомоде- лизме. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и прямоход- ность.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности, выбор смазочного материалы.
Выставка моделей, соревнования внутри объединения в классах И-1 и И-2.
Практика: Проведение стендового смотра моделей и ходовых испытаний.
Введение в раздел. Техника безопасности. Основы теории полета. Беседы по исто- рии авиации. Обзор материалов и инструментов. Теория: Авиация и ее значение в эконо- мике страны. Ознакомление с лучшими достижениями обучающихся предыдущих лет. Правила техники безопасности.
Теория: Знакомство различными классами авиамоделей, силы, действующие на модель, развитие авиации в мире. Обзор материалов и инструментов, необходимых для работы. Правила техники безопасности при изготовление и запуске моделей.
Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Изготовление составных частей бумажной модели самолета, соединение ча- стей с помощью клея. Определение центра тяжести модели. Регулировка модели.
Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Изготовление составных частей бумажной модели самолета, соединение ча- стей с помощью клея. Определение центра тяжести модели. Регулировка модели.
Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения качеств. Правила техники безопасности при запуске моделей.
Теория: Элементы управления на модели – рули направления и высоты. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и прямоходность.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности.
Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей.
Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей.
Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей.
Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей.
Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения качеств. Правила техники безопасности при запуске моделей.
Теория: Элементы управления на модели – рули направления и высоты. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и прямоходность.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности.
25-27. Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей, сборка, декорирование.
28. Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения качеств. Правила техники безопасности при запуске моделей.
Теория: Элементы управления на модели – рули направления и высоты. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и прямоходность.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности.
29-32. Изготовление катапультной модели из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей, сборка, декорирование.
Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения качеств. Правила техники безопасности при запуске моделей.
Теория: Элементы управления на модели – рули направления и высоты. Центр тяжести модели и влияние его положения на управляемость и прямоходность. Влияние длинны катапульты на дальность полёта.
Практика: Настройка модели по весу и прямоходности.
Выставка моделей, соревнования внутри объединения среди моделей планера с размахом крыла до 250 мм и катапультных моделей.
Практика: Показательные запуски авиамоделей, Проведение соревнований внутри объ- единения
История и конструктивные особенности воздушных змеев. Правила запуска воз- душных змеев.
Теория: Первые воздушные змеи. Применение воздушных змеев. Устройство и особенно- сти конструкции, обзор материалов и инструментов. Правила техники безопасности при изготовление и запуске воздушных змеев.
Основные схемы воздушных змеев. Изготовление плоского воздушного змея ром- бовидной формы.
Теория: Основные части воздушного змея, наиболее распространенные схемы, особенно- сти конструкции данного вида моделей.
Практика: Изготовление плоского воздушного змея ромбовидной формы.
Изготовление плоского воздушного змея ромбовидной формы. Практика: Изготовление плоского воздушного змея ромбовидной формы. 38-39. Изготовление плоского воздушного змея прямоугольной формы.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей, сборка, декорирование.
Изготовление катушки, для запуска плоских воздушных змеев.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей, сборка, декорирование.
Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения качеств. Правила техники безопасности при запуске моделей.
Теория: Уздечка воздушного змея и угол атаки, назначение хвоста и расчет длинны.
Практика: Подбор длины уздечки и хвоста.
Соревнования внутри объединения в запуске воздушных змеев.
Практика: Показательные запуски воздушных змеев, Проведение соревнований внутри объединения
Введение в раздел. Техника безопасности. Демонстрация моделей. Теория полета моделей ракет. Обзор материалов и инструментов.
Теория: Модель ракеты и её аэродинамика, обтекаемость, сопротивляемость и его состав- ляющие. Устойчивость модели в полете. Центр массы и давления. Определение силы вет- ра, термических и динамических потоков для полета моделей ракет. Определение центра массы и давления на макете ракеты.
Изготовление простейшей модели ракеты, не требующей двигателя.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей ракеты и пусковой установки, сборка, декорирование.
45-49. Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чер- тежам
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей ракеты и системы спасения – парашюта, установка системы спасения в ракету. Отделка и покраска модели.
50-54. Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чер- тежам
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей ракеты и системы спасения – ленты (стримера), сборка, установка системы спасения в ракету. От- делка и покраска модели.
55. Наземное оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при запуске моделей ракет. Ракетные двигатели. Маркировка двигателей и моделей.
Теория: Стартовое оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при запуске моделей ракет. Конструкция наземного оборудования.
Итоговые занятия Запуск моделей.
Практика: Показательные запуски моделей.
Введение в раздел. Демонстрация моделей. Основы гидродинамики. Правила тех- ники безопасности при изготовление судомоделей. Обзор материалов и инструментов. Теория: Основы гидродинамики, силы, действующие на корабль, Правила техники без- опасности при изготовление судомоделей. Обзор материалов и инструментов.
57-60. Бумажные модели судов.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей модели, сборка, отделка и покраска модели. Разработка и изготовление подставки.
61-62. Изготовление простейшей модели катамарана из пенопласта.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей модели отделка и покраска модели. Разработка и изготовление подставки.
63-66. Модели судов из пенопласта.
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей модели отделка и покраска модели. Разработка и изготовление подставки.
67-71. Изготовление контурной модели с резиномотором
Практика: Выбор модели, подбор материалов, разметка и изготовление деталей модели отделка и покраска модели. Изготовление и сборка резиномотора. Разработка и изготов- ление подставки.
Итоговые занятия. Запуск моделей.
Теория: Демонстрация изготовленных моделей. Сообщения на заданные темы. Показа- тельный запуск моделей.
Календарный учебный график (см. Приложение №1)
Материально – техническое обеспечение.
Занятия проходят в кабинете, с двойным освещением – естественное и искусствен- ное, укомплектованном мебелью:
Столы – 5 шт.
Стулья – 12 шт.
Шкаф для инструментов и материалов - 3.
Верстаки – 6 шт
Учебная доска
Инструменты: дрель, карандаши, кисточки, лекала, линейки, лобзики, молотки, набор сверл по дереву, наждачная бумага, напильники, ножницы, ножовки по дереву, ножовки по металлу, пилки для ножовок по металлу и лобзиков, рубанки, стенды, струбцины, сту- сло, угольники, циркули, шила, штангенциркули.
Материалы: двигатели, для моделей ракет, калька, канцелярские скрепки, капроновые ни- ти, картон, клей ПВА, кнопки, копировальная бумага, скотч, краски, пенопласт, пилома- териалы: сосна, липа; полиэтилен, фанера.
ТСО: Ноутбук, проектор, экран.
Формы аттестации
Промежуточная аттестация организуется в форме ходовых испытаний и стендового смот- ра в конце каждого полугодия, 2 раза в год. Проводится в условиях занятия. Общая оценка складывается из среднеарифметической оценки стендового смотра и ходовых испытаний модели. Оформляется согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального ка- зённого учреждения дополнительного образования Школа прикладного искусства
Оценочные материалы для организации промежуточной аттестации обучающихся
Период обучения/форма ор- ганизации | Содержание и форма фик- сации | Шкала оценивания |
Модуль I полугодия, Занятие № 34 «Выставка моделей, соревнования внутри объединения среди моделей планера с размахом крыла до 250 мм и ката- пультных моделей». | Ходовые испытания и стен- довый смотр моделей. Результат распределяется по трем уровням: высокий, средний, низкий и фиксиру- ется в журналах учёта рабо- ты педагога дополнительно- го образования с помощью обозначений: В - высокий, С - средний, Н – низкий | Оценке «Высокий уровень» соответствует среднеариф- метическому значению 2,1 - 3 балла; Оценке «Средний уровень» соответствует среднеариф- метическому значению в диапазоне 1,1 - 2 балла; Оценке «Низкий уровень» соответствует среднеариф- метическому значению ни- же 1,1 балла; Критерии для оценки пред- ставлены ниже. |
Модуль II полугодия, Занятие № 72 «Итоговые занятия. Запуск моделей». | Ходовые испытания и стен- довый смотр контурных мо- делей судов с резиномото- ром. Результат распределяется по трем уровням: высокий, средний, низкий и фиксиру- ется в журналах учёта рабо- ты педагога дополнительно- го образования с помощью обозначений: В - высокий, С - средний, Н – низкий |
Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости
Период обуче- ния/ | орма организации /форма фиксации | Шкала оценивания |
Занятие № 14 «Выставка мо- делей, соревно- вания внутри объединения в классах И-1 и И-2.» | Ходовые испытания и стендовый смотр мо- делей. Результат распределя- ется по трем уровням: высокий, средний, низкий и фиксируется в журналах учёта ра- боты педагога допол- нительного образова- ния с помощью обо- значений: В - высокий, С - средний, Н – низ- кий | Оценка «Высокий уровень» соответствует среднеарифметическому значению 2,1 - 3 бал- ла; Оценка «Средний уровень» соответствует среднеарифметическому значению в диапазоне 1,1 - 2 балла; Оценка «Низкий уровень» соответствует сред- неарифметическому значению ниже 1,1 балла; Критерии для оценки представлены ниже. |
Занятие № 42 «Соревнования внутри объеди- нения по запус- ку воздушных змеев» Занятие № 55 "Наземное обо- рудование для запуска моде- лей ракет. Без- опасность при запуске моде- лей ракет. Ра- кетные двига- тели. Марки- ровка двигате- лей и моделей". | Опрос Результат распределя- ется по трем уровням: высокий, средний, низкий и фиксируется в журналах учёта ра- боты педагога допол- нительного образова- ния с помощью обо- значений: В - высокий, С - средний, Н – низ- кий | За 1 правильный ответ – 0, 5 балла. Оценка «Высокий уровень» соответствует зна- чению 2,1 - 3 балла; Оценка «Средний уровень» соответствует значению в диапазоне 1,1 - 2 балла; Оценка «Низкий уровень» соответствует зна- чению ниже 1,1 балла; Вопросы представлены ниже. |
Критерии для оценки.
| Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Стендовый смотр | Модель соответ- ствует прототипу, в большом коли- | Модель соответ- ствует прототипу, изготовлены не- | Модель не соот- ветствует прото- типу, мелкие де- |
| честве изготовле- ны мелкие элементы (ручки, зеркала, прибор- ная панель, внут- ренняя отделка салона). | которые мелкие элементы (ручки, зеркала, прибор- ная панель, внут- ренняя отделка салона). | тали отсутствуют (ручки, зеркала, приборная па- нель, внутренняя отделка салона). | ||||
Ходовые испытания | |||||||
Автомоделирование | |||||||
Класс моделей | Критерий | Высокий уро- вень (3 балла) | Средний уро- вень (2 балла) | Низкий уро- вень (1 балл) | |||
И-1 И-2 | Расстояние, прой- денное моделью при спуске с горки высо- той 700 мм, м. | 8 - 10 | 6 – 7,9 | Менее 4 | |||
Авиамоделирование | |||||||
Катапультная модель | Расстояние, прой- денное моделью при запуске с катапуль- ты, м. | 7 - 10 | 4 – 6,9 | Менее 4 | |||
Модель плане- ра с размахом крыла до 250 мм | Расстояние, прой- денное моделью при запуске без ката- пульты, м. | 6 – 7,9 | 4 – 5,9 | Менее 2 | |||
Судомоделирование. | |||||||
Модель судна с резиномото- ром | Расстояние, прой- денное моделью при запуске, м. | 4 – 6 | 2 – 3,9 | Менее 2 |
Занятие № 42 «Соревнования внутри объединения по запуску воздушных змеев».
Когда был изобретен первый воздушный змей?
Как применялись коробчатые змеи и воздушные шары во время Первой мировой вой- ны?
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при запуске воздушного змея?
Использование воздушных змеев в настоящее время?
Основные конструктивные элементы воздушного змея?
Кто из учёных использовал воздушные змеи для своих опытов и что из этого получи- лось?
Занятие № 55 "Наземное оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при за- пуске моделей ракет. Ракетные двигатели. Маркировка двигателей и моделей".
Где появились первые ракеты?
Как назывался космический корабль, совершивший первый в мире полёт с космо- навтом (Гагарин Ю.А.) на борту?
В случае неудачной попытки, участнику дается право на вторую попытку. Что счи- тается неудачной попыткой?
Опишите процедуру запуска модели ракеты?
На какие классы делятся модели ракет и что это за классы?
Что такое модель ракеты?
Методическое обеспечение программы(Первый год обучения)
№ п/п | Раздел, тема. | Формы занятия | Приемы и методы органи- зации учебного процесса | Методический и дидакти- ческий материал | Формы контроля и подведения итогов |
1. | Общие сведения о содержании программы. | Групповое | Иллюстративный рассказ | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- лий | Опрос |
2. | Основы графической документации. Изучение типов линий и основных правил построения чер- тежа. Выполнение и чтение чертежа плоской де- тали. | Групповое | Рассказ, демонстрация наглядного материала, объяснение. | Образцы чертежей, эски- зов, технологических карт, | Анализ выполненной работы, смотр работ. |
3. | Введение в раздел, техника безопасности, де- монстрация моделей. Основы проектирования и конструирования моделей. История автомобиле- строения. | Групповое | Иллюстративный рассказ | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- лий | Анкетирование |
4. | Изготовление инерционных плоских моделей И- 1 по готовым чертежам (изготовление деталей кузова) | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
5. | Изготовление инерционных плоских моделей И- 1 по готовым чертежам (изготовление деталей подвески) | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
6. | Изготовление инерционных плоских моделей И- 1 по готовым чертежам (сборка модели). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
7. | Изготовление инерционных плоских моделей И- 1 по готовым чертежам (отделка и покраска). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
8. | Настройка и проверка ходовых качеств моделей И-1, способы улучшения ходовых качеств. Зна- комство с понятиями инерция и трение. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
9. | Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготовление деталей кузова модели). Знакомство с понятием «раз- | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
| вёртка», правилами склеивания развёрток. | | | | |
10. | Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготовление деталей кузова модели). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
11. | Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (изготовление деталей подвески). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
12. | Изготовление инерционных объёмных моделей И-2 по готовым чертежам (сборка). | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
13. | Настройка и проверка ходовых качеств моделей И-2, способы улучшения ходовых качеств. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
14. | Выставка моделей, соревнования внутри объ- единения в классах И-1 и И-2. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Методические разработки по проведению соревнова- ний | Соревнования по за- пуску. |
15. | Введение в раздел. Техника безопасности. Ос- новы теории полета. Беседы по истории авиации. Обзор материалов и инструментов. | Групповая | Иллюстративный рассказ | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- лий | Анкетирование |
16. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с размахом крыла, до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
17. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с размахом крыла, до 250 мм. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
18. | Бумажные летающие авиамодели. Изготовление модели планера с размахом крыла, до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
19. | Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
20. | Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
21. | Изготовление модели планера из пенопласта с | Групповая | Объяснение, показ, инди- | Чертежи, шаблоны, образ- | Оценка работ педаго- |
| размахом крыла, до 250 мм. | | видуальная помощь | цы изделий | гом |
22. | Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
23. | Изготовление модели планера из пенопласта с размахом крыла, до 250 мм. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
24. | Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
25. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
26. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
27. | Изготовление модели полукопии из пенопласта с размахом крыла до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
28. | Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы, соревнования по запуску. |
29. | Изготовление катапультной модели из пенопла- ста с размахом крыла, до 250 мм. | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
30. | Изготовление катапультной модели из пенопла- ста с размахом крыла, до 250 мм. | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
31. | Изготовление катапультной модели из пенопла- ста с размахом крыла, до 250 мм. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
32. | Изготовление катапультной модели из пенопла- ста с размахом крыла, до 250 мм. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
33. | Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
34. | Выставка моделей, соревнования внутри объ- единения среди моделей планера с размахом | Групповая | Выставка. Коллективное исполнение, самостоя- | Методические разработки по проведению соревнова- | Соревнования по за- пуску. |
| крыла до 250 мм и катапультных моделей. | | тельная работа | ний | |
35. | История и конструктивные особенности воз- душных змеев. Правила запуска воздушных зме- ев. | Групповое | Иллюстративный рассказ, демонстрация образцов | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- лий | Анкетирование |
36. | Основные схемы воздушных змеев. Изготовле- ние плоского воздушного змея ромбовидной формы. | Групповая | Рассказ, демонстрация наглядного материала, объяснение, исследование. | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Опрос |
37. | Изготовление плоского воздушного змея ромбо- видной формы. | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
38. | Изготовление плоского воздушного змея прямо- угольной формы. | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
39. | Изготовление плоского воздушного змея прямо- угольной формы. | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
40. | Изготовление катушки, для запуска плоских воз- душных змеев. | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
41. | Настройка и проверка лётных качеств моделей, способы их улучшения. Правила техники без- опасности при запуске моделей. | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Книги, журналы, схемы, эскизы, чертежи. | Анализ выполненной работы |
42. | Соревнования внутри объединения по запуску воздушных змеев. | Групповая | Выставка. Коллективное исполнение, самостоя- тельная работа | Методические разработки по проведению соревнова- ний | Соревнования по за- пуску. |
43. | Теория полета моделей ракет. Обзор материалов и инструментов. | Групповая | Иллюстративный рассказ | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- лий | Анкетирование |
44. | Изготовление простейшей модели ракеты, не требующей двигателя. | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
45. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- товление деталей фюзеляжа) | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
46. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
| товление деталей хвостового оперения) | | | | |
47. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- товление парашюта и термозащиты) | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
48. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (сборка модели, установка системы спасения) | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
49. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (отдел- ка модели) | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
50. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- товление деталей фюзеляжа) | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
51. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- товление деталей хвостового оперения) | Групповая | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
52. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (изго- товление ленты (стримера) | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
53. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (сборка модели, установка системы спасения) | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
54. | Изготовление одноступенчатой модели ракеты с одним двигателем по готовым чертежам (отдел- ка модели) | Групповая | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
55. | Наземное оборудование для запуска моделей ракет. Безопасность при запуске моделей ракет. Ракетные двигатели. Маркировка двигателей и моделей. | Групповая | Иллюстративный рассказ | Плакаты, схемы, книги, журналы, таблицы. | Опрос |
56. | Запуск моделей. | Групповое | Выставка. Коллективное исполнение, самостоя- тельная работа | Методические разработки по проведению соревнова- ний | Соревнования по за- пуску. |
57. | Введение в раздел. Демонстрация моделей. Ос- новы гидродинамики. Правила техники безопас- ности при изготовление судомоделей. Обзор ма- | Групповая | Иллюстративный рассказ | Книги, журналы, схемы, таблицы по технике без- опасности, образцы изде- | Анкетирование |
| териалов и инструментов. | | | лий | |
58. | Бумажные модели судов. (Изготовление каркаса) | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
59. | Бумажные модели судов.(Обшивка каркаса). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
60. | Бумажные модели судов.(Изготовление и уста- новка надстройки, разработка и изготовление подставки). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
61. | Изготовление простейшей модели катамарана из пенопласта. (Изготовление деталей каркаса и поплавков, сборка модели) | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
62. | Изготовление простейшей модели катамарана из пенопласта. (Изготовление и установка паруса). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
63. | Модели судов из пенопласта. (Выбор модели и изготовление каркаса). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
64. | Модели судов из пенопласта. (Сборка и обшивка каркаса). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
65. | Модели судов из пенопласта. (Изготовление и установка надстройки). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
66. | Модели судов из пенопласта. (Разработка и изго- товление подставки для модели) | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
67. | Изготовление контурной модели с резиномото- ром (Выбор модели, изготовление деталей). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
68. | Изготовление контурной модели с резиномото- ром (Изготовление деталей корпуса). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
69. | Изготовление контурной модели с резиномото- ром (Изготовление деталей надстройки). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
70. | Изготовление контурной модели с резиномото- ром (Сборка модели, изготовление деталей мо- торно-винтовой группы). | Групповое | Объяснение, показ, инди- видуальная помощь | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
71. | Изготовление контурной модели с резиномото- ром (Отделка модели, изготовление подставки). | Групповое | Объяснение, демонстра- ция, самостоятельная ра- бота | Чертежи, шаблоны, образ- цы изделий | Оценка работ педаго- гом |
72. | Итоговые занятия. Запуск моделей. | Групповое | Выставка. Коллективное исполнение, самостоя- тельная работа | Методические разработки по проведению соревнова- ний | Соревнования по за- пуску. |
Нормативно - правовые документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнитель- ным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образова- ния и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образова- ния детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразова- тельным программам".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима ра- боты образовательных организаций дополнительного образования детей".
Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года " 1726-Р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 613н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О методических рекомендациях по проектиро- ванию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые про- граммы)".
Гаецкий О.К. Авиамоделирование. – М.: ДОСААФ,1996.
Глуховцев С.А. Судомоделизм для начинающих. - М.: ДОСААФ, 1967.
Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.: Машиностроение, 1989.
Ельников Д.П., Ханин М.Б. Воспитание школьников в процессе обучения. – М., 1979.
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.:Просвещение, 1984.
Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1982.
Карпинский А., Самолис С. Модели судов из картона. - Л.: «Судостроение», 1989.
Прозоровский А.И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1973.
Рожов В.С. Авиамодельный кружок. Для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1986.
Соболев Д.А. История самолетов: Начальный период. – М., 1995.
Шепелев АМ. Столярные работы. – М., 1961.
Щетанов Б.И. Судомодельный кружок. - М.: Просвещение , 1983.
Воспитание школьников в условиях новых образовательных стандартов: метод. реко- мендации / под общ. ред. С.А. Фадеевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт раз- вития образования, 2013.
Дмитриев, Ю.А. Социализация и развитие личности младшего школьника в процессе трудового воспитания / Ю.А. Дмитриев// Школа и производство. – 2013. - № 7. – С. 3 – 7.
Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах: Программа и методические рекомендации для учителей и студентов вузов/ Н.М. Конышева. – СПб.: Спец Лит, 2000. – 79 с.
Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайн образования: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений / Н.М. Конышева. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 192с.
Павлова, М.Б., Дизайн-подход как основа обучения. Развитие детского творчества через технологические проекты / М.Б.Павлова, Питт Джеймс - Н.Новгород: Нижего- родский гуманитарный центр, 2000. – 286 с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки дореализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников/ Е.Г.
Речицкая. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003.
Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997
Завозотов, В.А. От идеи до модели/ В.А. Завозотов.–М.:Просвещение, 1988.–128 с.
Лизинский, В.М. Советы педагогам и родителям / В.М. Лизинский // Классный руково- дитель. – 2013. - № 4 – С. 39 – 44.
Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для школьников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.
Энциклопедия самоделок. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
Руджий Г. Как сделать и запустить воздушного змея. – М.: ЗАО Издательство Центрполи- граф, 2001.