Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» в 1 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменногорский центр образования»
Принято на педагогическом совете МБОУ «Каменногорский ЦО» Протокол № ___1___ от «__31___» __августа_ 2018г.
|
Утверждена приказом директора МБОУ «Каменногорский ЦО» приказ № – 173/1-од от 31.08.2018 |
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Начальное техническое моделирование»
технической направленности
Возраст детей: 7 лет
Срок реализации:1 год
Программу разработал
Педагог дополнительного образования.
Маныкин Александр Анатольевич
г. Каменногорск
2018г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» относится к технической направленности.
Программа разработана в соответствии:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма от 09 апреля 2014 года № 19- 1932/14-0-0 «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ», Устава Учреждения, санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
По уровню усвоения – общеразвивающая.
По виду программа – модифицированная.
Актуальность программы.
Сегодня особое значение в образовательном процессе приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С дидактической точки зрения проектирование, конструирование и изготовление технического устройства – это применение своих знаний на практике, развитие самостоятельности мышления, любознательности и инициативы. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской технической деятельности, к которым относится техническое конструирование.
Значительные образовательные возможности технической направленности дополнительного образования детей, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения обуславливают актуальность дополнительной общеразвивающей программы "Начальное техническое моделирование".
Педагогическая целесообразность программы
Техническое творчество способствует развитию общего мышления и, в частности, развитию технического мышления. Это объясняется тем, что в этом виде деятельности не стоят отдельно две относительно самостоятельные задачи - формирование понятий, знаний и обучение приемам их использования. Вторая задача не может быть решена без первой. Другими словами, можно сказать, что техническое творчество способствует формированию у ребенка преобразующего отношения к действительности. Это позволяет формировать у ребенка способности приобретать новые знания и умения на основе полученных. При этом накапливается практический опыт ребенка, который в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. Важным моментом является формирование у ребенка способности переносить знания и умения в новые условия для достижения новых результатов.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников - специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Среди детей и подростков не угасает интерес к техническомумоделированию и конструированию моделей из разных материалов. Изготовление интересных для них моделей предполагает значительные возможности для развития их способностей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она создана на базе дополнительной общеобразовательной программы педагога дополнительного образования «Дворца детского и юношеского творчества» г. Волхова Качулиной Н.В.
Цель: Развитие творческих способностей ребёнка через приобщение к начальному техническому моделированию.
Задачи.
Обучающие:
- научить дете й технологии изготовления макетов и моделей простых геометрических фигур;
- сформировать систему конструкторских знаний, умений и навыков из области начального технического моделирования;
- выработать технологические умения и навыки работы с простейшими инструментами по обработке различных материалов;
- формировать умение организовывать свою деятельность и находить информацию в разных источниках;
- познакомить с миром профессий, связанных с техническим моделированием.
Развивающие:
- способствовать развитию различных видов мышления (теоретического, логического, абстрактного, системного и др.);
- развивать потребности в самообразовании, накапливать опыт познавательной деятельности;
- развивать общие и специальные способности.
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к труду, потребность в нем, ответственность и чувство долга;
- создать условия для самоутверждения через участие в техническом творчестве;
- формировать, активную жизненную позицию.
Возраст детей
Программа рассчитана на 1 год для детей школьного возраста 7 лет.
Возможно обучение по данной программе и на последующие годы (на 2 и 3 годы обучения).
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий:аудиторная
Формы занятий: занятия проводятся всем составом объединения ипо группам
Режим занятий:Программа предусматривает учебную нагрузку 72 часа в год, 2 занятия в неделю по 1 часа.
Планируемые результаты.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Начальное техническое моделирование» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
учебно-познавательного интерес к моделированию, как одному из видов декоративно –прикладного творчества;
чувство прекрасного и эстетические чувства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание программы.
№ п. |
Раздел программы |
Количество часов |
1 |
Бумага |
4 |
2 |
Инструменты |
5 |
3 |
Аппликация |
6 |
4 |
Азы черчения |
5 |
5 |
Простые работы |
6 |
6 |
Объемные работы |
46 |
Всего: 72 |
1. Бумага.
Теория.Введение в программу. Цели и задачи на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности в кабинете. Бумага и ее технические свойства. Знакомство детей с поделками, ранее изготовленными в кружке начального технического моделирования.
Практическая работа. Проверка технических свойств бумаги на основе практических опытов. Изготовление бумаги своими руками.
2. Инструменты.
Теория. Знакомство с клеем, видами и свойствами. Знакомство с инструментами для работы с бумагой. Техника безопасности при работе с режущим инструментом.
Практическая работа. Приготовление клейстера и проверка его клеящих свойств. Вырезаем по шаблонам ножницами, с целью выявить уровень владения инструментом.
3. Аппликации.
Теория. Знакомство с техникой аппликация из бумаги. Азы работы с шаблонами.
Практическая работа. Учимся грамотно располагать детали на листе. Выполнение обводки и переноса деталей на лис с помощью готовых шаблонов. Выполнение простейших аппликаций.
4. Азы черчения.
Теория. Правила работы с линейкой (см и мм; как проводятся измерения). Знакомство с основными понятиями в черчении. Виды линий.
Практическая работа. Учимся пользоваться линейкой. Проводим различные измерения. Выполняем черчение простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал)
5. Простые работы.
Теория. Знакомство с головоломками «Танграмы» и «Колумбово яйцо»
Практическая работа. Учимся изготовлению плоских головоломок «Танграмы» и «Колумбово яйцо». Выполнение задач головоломок «Танграмы» и «Колумбово яйцо».
6. Объемные работы.
Теория. Знакомство с объемными фигурами: куб, блок, пирамида, конус. Правила построения объемных фигур.
Практическая работа. Учимся чертить простые объемные фигуры: куб, блок, пирамида, конус. Изготовление объемных головоломок: «Кубики Сома», кубик-трансформер; шкатулки и копилки из картона; кукольный домик и замок из бумаги (коллективная работа).
Методическое обеспечение программы
№ |
Тема по |
Форма |
Методы |
Дидактический |
Форма |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
учебному |
занятий |
организации |
материал и |
подведени |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
плану |
|
занятий. |
технические |
я |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
средства обучения. |
итогов |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
1. |
Введение в |
всем |
Словесные |
Фотоальбомы с |
Контрольны |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
составо |
|
образцами |
й опрос. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
программу |
наглядные |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
м |
|
моделей, книги, |
Анкетирова- |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
объедин |
|
учебные пособия |
ние. |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
ения |
|
по техническому |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
творчеству, |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
шаблоны, |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
трафареты. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
2. |
Конструиров |
Беседа |
Словесные, |
Пособие |
Самостоят |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
ание |
Практи |
наглядные, |
«Различные |
ельное |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
кум |
практические |
виды |
изготовле |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
Занятие |
|
Бумаги» |
ние |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
-игра. |
|
•Цветная |
шаблона |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Бархатная |
«самолёт» |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Писчая |
Игра - |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Альбомная |
соревнова |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Картон |
ние «Чей |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Наглядные |
самолёт |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
пособия |
поднимет |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Иллюстрации, |
ся выше». |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
рисунки, |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
проекты. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•демонстрация |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
трудовых |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
операций |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
3. |
Технология |
Беседа |
Словесные, |
Пособие |
Тестирован |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
изготовлени |
Практи |
наглядные, |
«Соблюдение |
ие с |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
я поделок из |
правил |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
кум |
практические |
элементам |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
бумаги. |
пользования |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Занятие |
|
и |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
инструментами». |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
-игра. |
|
практическ |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Цветная бумага, |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Комбин |
|
ой работы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
ватман, клей |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ированн |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
ПВА, |
Составлен |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
ое |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
«момент», |
ие |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
занятие |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
проволока, |
техническо |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
инструменты: |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
го рисунка |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
• Карандаши |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
чертежа |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Линейки |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Ножницы |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
работ. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
•Шило |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
4 . |
Технология |
Беседа |
|
Словесные, |
Книги и пособия |
Тестирова |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
изготовлени |
Практи |
|
наглядные, |
по НТМ, |
ние с |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
я поделок |
кум |
|
практические |
бросовый |
элементам |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
материал, ткани, |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
из |
Занятие |
|
|
|
|
|
и |
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
шерстенная |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
разных |
-игра. |
|
|
|
|
практичес |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
пряжа, цв. ленты |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
материалов. |
Комбин |
|
|
|
|
кой |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
ированн |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работы |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
ое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкурс |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Эскизы |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рисунка» |
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставки |
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работ. |
|
|
||||||||||||||||||||
5. |
Экскурсии, |
Праздн |
|
Словесные, |
Фотоаппарат. |
Творческий |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
выставки |
ик |
|
наглядные. |
|
|
отчёт. |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
6. |
Итоговое |
Практи |
|
Словесные, |
Раздаточный |
выставка |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
занятие |
кум |
|
наглядные. |
материал. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
Занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
-игра. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Тема по учебно-тематическому плану |
Какие ЗУН контролирует |
Формы проведения контроля |
1. Введение в программу. |
Знать: Виды и свойства бумаги. Уметь: пользоваться материалом и готовить его к работе. |
Собеседование: как сделана тетрадь. Практическая работа: сгибание, складывание, и разрыв бумаги. Изготовление бумаги своими руками.
|
2. Бумага. Сведения о материалах, инструментах. Бумага и ее технические свойства. |
||
3. Инструменты. Знакомство с клеем и инструментами |
Знать: Виды и свойства клея, Виды инструментов в работе с бумагой. Уметь: приготовить клейстер, пользоваться ножницами и карандашом. Вырезать строго по линии |
Собеседование: как приготовить клей (клейстер) и его использование в работе. Практическая работа: приготовление клейстера. Резание ножницами прямы и криволинейные линии. Заточка карандаша и правка кончика. |
4. Аппликация. Азы работы с шаблонами. |
Знать:приемы соединения различных деталей с помощью клея. Уметь: работать с шаблонами, экономноразмечать материал с помощью шаблонов. |
Собеседование:знакомство с работами в технике аппликация. Практическая работа: выполнение работ в технике аппликации. |
5. Азы черчения. Линейка |
Знать: Виды линий. Основные понятия черчения. Уметь: пользоваться линейкой, проводить измерения. |
Собеседование: Знакомство с основными понятиями в черчении. Практическая работа: Выполнение измерений, простейшие чертежи. |
6. Простые работы.головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо» |
Знать: правила игры головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо». Уметь: изготавливатьголоволомки «Танграм» и «Колумбово яйцо». |
Собеседование: Знакомство с головоломками «Танграм» и «Колумбово яйцо» Практическая работа: Выполнение головоломок «Танграм» и «Колумбово яйцо» |
7. Объемные работы. Объемные фигуры. Кубик-трансформер, шкатулка, головоломка «Кубики Сома», копилка, замок и кукольный домик из картона |
Знать: виды фигур, приемы соединения деталей. Уметь:изготавливать различные объемные фигуры, |
Собеседование: «Лес – наше богатство и его надо беречь» Практическая работа: Изготовление объемных фигур, Выполнение головоломки «Кубики Сома», сборка модели замка и кукольного домика из картона. |
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
самостоятельная практическая работа,
викторина,
выставка.
опрос
тестирование
собеседование
Учебно-материальная база. Техническое оснащение занятий.
Методические материалы.
Выставка поделок обучающихся
Уголок для обучающихся и родителей с различной информацией
Технической безопасности.
Журналы, книги, альбомы с фотографиями.
Дидактический материал.
Лекала, трафареты, шаблоны и т.д.
Таблицы- памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени.
Альбомы с образцами, фотографиями, с кальками и схемами.
Материалы, инструменты, приспособлениями:
Рамки разных размеров
Ножницы
Клей ПВА, Силикатный
Цветная и бумага
Цветной картон
Кисточки
Калька
Миллиметровая бумага
Циркули, линейки
Кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами и пр.)
Список литературы для педагога.
01.Агапова, Давыдова Мягкая игрушка своими руками Москва Айрис Пресс Рольдо 2001г.
02.Берта 200 моделей для умелых рук Санкт- Петербург Сфинкс СПб, Валери СПб 1997г.
03.З.Втюшев Изделия из бумаги Москва Издательский Дом МСП 2001г.
04.Докучева Н. Сказка из даров природы Санкт-Петербург Диамат Валери СПД 1998г.
05.Лежнева, Булатова Сказка своими руками Минск Полтмя 1994г.
06.Лосич Л.И. Игрушки - самоделки МинскЭлайда 1994г. 10.Ю.Молотобарова Кружок изготовления игрушек - самоделок Москва Просвещение 1983г.
07.Нагибина М.И Природные дары для поделок и игр Ярославль Академия развития, 1997г.
08.Неботова З.Л. Игрушка - самоделка Санкт - Петербург Лениздат,1995г.
09.Перевартина Г.И. Самоделки из разных материалов Москва Просвещение 1985г.
10.П.Стахурский Техническое моделирование в начальных классах Москва Просвещение 1974г.
11.Таробарина Оригами и развитие ребенка ООО Академия развития Ярославль 1996г.
Список литературы для обучающихся.
01.Берта 200 моделей для умелых рук» СПб Сфинкс СПб, Валери СПб, 1997г.
02.Втюшев Изделия из бумаги М: Издательский Дом МСП 2001г.
03.Докучева Н. Сказка из даров природы Санкт - Петербург ДиаматВалери СПД 1998г.Т.Зайцева И.Г. Мягкая игрушка Москва Издательский Дом МСП 2001г.
04.Лежнева, Булатова Сказка своими руками Минск Полтмя 1994г.
05.Лосич Л.И.Игрушки - самоделки МинскЭлайда 1994г.
06.Ю.Молотобарова Кружок изготовления игрушек - самоделок МоскваПросвещение 1983г.
07. Нагибина М.И Природные дары для поделок и игр ЯрославльАкадемия развития, 1997г.
08.В.Неботова З.Л. Игрушка - самоделка Санкт - Петербург Лениздат,1995г.
09.Перевартина Г.И. Самоделки из разных материалов Москва Просвещение 1985г.
10.Пищикова Г.Т. Работа с бумагой в нетрадиционной технике 1-2Москва 2007
11.Стахурский Техническое моделирование в начальных классахМосква Просвещение 1974г.
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года: 36 недель
начало учебного года - 10 сентября. окончание учебного года - 31 мая.
2. Количество учебных недель – 36.
Каникулы :
05.11.- 11.11.2018г. (7 дней)
30.12.2018 – 08.01.2019г.(10 дней)
25.03.2019 – 31.03.2019г. (7 дней)
3.Занятия в объединении проводятся в соответствии с учебной нагрузкой педагога и расписанием занятий на неделю:
2 раза в неделю по 1 часа
4.Продолжительность и количество занятий в неделю:
1 год обучения – 72 часа.
2 год обучения – 144 часа.
3 год обучения – 144 часа.
Продолжительность одного занятия –
5 минут. Перерыв между занятиями оставляет 10 минут.
Приложение
Оценочный материал по программе
Критерии оценки
высокий уровень развития познавательных интересов:дети в этой подгруппе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.
средний уровень развития познавательных процессов:дети проявляют познавательную активность при побуждении педагога, интерес в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.
низкий уровень развития познавательных процессов:дети отличаются познавательной инертностью, часто отвлекаются при затруднениях.
В связи с этим нужно проводить более тщательную подготовку при подборе материала для изучения новых тем, адаптируя его в первую очередь именно под тех детей, которые в этом нуждаются и после первичного объяснения необходимо повторить материал еще раз.
На этапе проверки и оценки важно выяснить, на каком уровне находится каждый обучающийся. Исходя из этого, составляются серии заданий повышенной и пониженной сложности. Разрабатывается раздаточный материал. Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать будущие результаты.
Любая работа на занятиях имеет характер новизны, при работе каждый учащийся постоянно преодолевает трудности.
Формирование навыков практической деятельности проходит в четыре этапа на протяжении всего обучения:
1. Предварительное планирование предстоящих действий, т.е. разметка деталей на материале или развертка с проведением простейших измерений и вычислений (расчетов).
2. Использование намеченного плана, овладение правильными приемами работы в процессе заготовки деталей, подгонки, сборки и отделки, исправление недостатков и окончательного завершения изготовления поделки.
3. Овладение основами трудовой культуры, знаниями и привычкой соблюдения гигиены труда, техникой безопасной работы колющимися и режущимися инструментами, умение работать аккуратно, точно, на своем рабочем месте и в коллективе, экономить материалы, усилия и время.
4. Расширение политехнического кругозора, применение в труде знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Развитие представления о различных инструментах и материалах, приобретение технических сведений о свойствах материалов. Умение связывать свой опыт с предметным и производственным окружением с доступным пониманию детей развитием техники.