Методические рекомендации «Диагностика музыкальных способностей ребенка в процессе обучения в ДШИ по программе «Музыкальный фольклор»

1
0
Материал опубликован 21 October 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края


 


 


 


 

Диагностика музыкальных способностей ребенка в процессе обучения

в Детской школе искусств

по программе «Музыкальный фольклор»


 

Методические рекомендации из опыта работы


 

 


 


Выполнила: преподаватель высшей категории

отделения «Музыкальный фольклор»

Сумарокова И.В.


 

г. Краснокаменск 2020

 

 

 

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………................3

2. Значение диагностики музыкальных способностей ребенка

в процессе обучения в Детской школе искусств……………................4

3. Определение уровня музыкальности детей…………………...............6

4. Компоненты развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

на начальном этапе обучения и критерии их оценок……................8

5. Заключение…………………………………………………………….......................16

6. Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы……………17

7. Приложение ……………………………………………………………......................18


 

Пояснительная записка

   Данная работа представляет собой методические рекомендации по вопросу диагностики музыкальных способностей учащихся младших классов в ДШИ, основанные на многолетнем опыте работы преподавателя в классе фольклорного искусства. Материал сопровождается таблицами, включающими критерии и компоненты музыкального диагностирования, заданиями в виде интонационных упражнений и методиками диагностирования способностей А.И. Бурениной и О.А. Скорлуповой (приложение).

  Цель методических рекомендаций - методическое сопровождение практических занятий на начальном обучении ребенка в Детской школе искусств.

 Задача методических рекомендаций - дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления о музыкальной диагностике детей, как вспомогательном средстве для сравнительного анализа развития ребенка в начале и конце учебного года.

 Методические рекомендации адресованы преподавателям хоровых и вокальных коллективов Детских школ искусств, музыкальным руководителям детских вокальных коллективов культурно-досуговых учреждений.


 


Значение диагностики музыкальных способностей ребенка в процессе обучения в Детской школе искусств


  Детская школа искусств - это сложный организм, стремящийся к развитию детей их творческих способностей, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов. И развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей.

  Проблема диагностирования способностей, вызывает интерес не только психологов и педагогов, но и родителей, которым необходимо знать склонности ребенка к какой-либо определенной деятельности. Можно заметить, что кульминация достижений многих видов творческой деятельности приходится на очень молодой возраст, поэтому для реализации творческих перспектив ребенка процесс диагностирования способностей необходимо проводить как можно раньше.

 Раннюю диагностику музыкальных способностей детей, проводят музыкальные руководители в детских садах. Особо талантливым детям, рекомендуют для развития музыкальных способностей поступать в детские музыкальные школы или в любую другую сферу дополнительного музыкального образования.

  Вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Не стоит судить о них по первому впечатлению. Здесь, не маловажную роль играет недостаточная подготовленность и волнение. Ведь ребенок может и не показать весь свой потенциал возможностей. И признавая динамичность развития музыкальных способностей, надо понимать, что предсказывать музыкальное будущее ребенка, основываясь на разовом вступительном испытании, не стоит. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

  Планирование и учёт работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль над приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение имело развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Следует помнить, что проявление способностей всегда индивидуально, и это обязательно должно найти отражение в диагностике и интерпретации ее результатов.

  Каждому педагогу детской музыкальной школы приходится определять направление обучения учащихся в сторону профессионального музыкального развития или общей музыкальной подготовки (воспитания). Такой подход позволяет учащимся, которые не смогут или не захотят в дальнейшем приобрести профессию в сфере музыки, стать хорошими слушателями и ценителями музыкального искусства. Разумеется, у каждого педагога на интуитивном уровне складываются те или иные впечатления от ученика, от меры и степени его природной одарённости, от его индивидуальных качеств.

  Педагогу всегда следует помнить, что уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности любить, чувствовать, оценивать музыкальные произведения.


 

Определение уровня музыкальности детей


 Чтобы определить уровень музыкальности ребенка, необходимо разработать индивидуальную тактику развития музыкальности в контексте общего развития ребенка. Диагностические задания должны давать представление не только об отдельных структурных компонентах музыкальных способностей, но и, по возможности, объективно определять уровень музыкального развития ребенка в целом.

  Изучение музыкально-творческих способностей, проводится в виде игровых упражнений и заданий. Методика диагностирования музыкально-творческих способностей включает определение звуковысотного слуха, диапазона голоса, чувства ритма и темпа, выявление уровня развития координации движений, пластики, моторики, музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого воображения, эмоциональной отзывчивости.

 Для качественной работы при диагностировании ребенка, необходимо соблюдать следующие принципы, которые способствуют точному проведению диагностики:

- содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых качеств ребенка;

- диагностическая методика в целом и каждое задание, должно достаточно точно и конкретно выявлять искомую способность;

- диагностика должна быть простой и понятной для педагога;

- диагностические задания должны включать точные оценки, позволяющие определить уровень искомого качества или способности у детей.

  С учетом выделенных принципов, основными задачами диагностики, можно выделить задачи диагностирования ребенка на начальном этапе обучения:

- изучение музыкального опыта детей (изучение особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности);

- изучение своеобразия музыкально-творческой одаренности детей определенного возраста;

- изучение особенностей самовыражения ребенка с помощью музыки.

   Диагностический процесс включает в себя три этапа:

- выявление уровня развития музыкальных интересов;

- диагностику музыкально-творческих способностей;

- диагностику психоэмоционального состояния детей.

    Диагностические задания выявляют уровни трех степеней: высокого, среднего и низкого, которые, в свою очередь, позволяют определить уровень искомого качества.

   В целом, диагностические методики, применяются для отслеживания за динамикой продвижения учащегося в освоении программы, по которой работает преподаватель.

   В моей практике, проводится диагностика учащихся, которые поступили в Детскую школу искусств по программе ДПОП «Музыкальный фольклор» в возрасте от 7 до 9 лет. Такую диагностику можно проводить два раза в год, в начале и в конце учебного года. Именно в этот период закладывается осознанная основа восприятия музыки, ребенок адаптируется к системе музыкального воспитания и обучения в качестве учащегося детской школы искусств.


 

Компоненты развития музыкальных способностей

детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения и критерии их оценок

Таблица №1

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценок музыкальных способностей

1.Музыкальный слух

Чистое интонирование, чувство лада, слуховое внимание, владение широким диапазоном голоса

2.Музыкальная память

Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального «багажа» памяти и умение им пользоваться

3.Чувство ритма

Точность, четкость передачи ритмического рисунка

4.Танцевальные движения

Запас танцевальных движений, умение повторять за педагогом не сложные танцевальные элементы.

5.Творческие навыки

Умение сочинить ритмический рисунок, небольшую мелодию на 3-4-х нотах. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении движении, игре на музыкальных инструментах)


 

При составлении данной таблицы предусматривалось решение следующих задач:

- выявление компонентов, критериев, показателей, уровней развития музыкальных способностей детей

- определение среднего уровня музыкального развития ребенка

Для решения второй задачи, предлагаются следующие задания для детей:

Задание № 1

Цель: выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания

Ребенку предлагается повторить за педагогом мелодическую линию народной попевки: «Ходит зайка по саду, по саду», «Василек, василек, мой любимый цветок», «Как под горкой под горой» и т.д. Мелодии данных попевок имеют поступенное движение вверх и вниз. Если у ребенка есть затруднения, то педагог помогает своим голосом или подыгрывает на инструменте.

Задание № 2

Цель: выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания

Педагог исполняет любую мелодию в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривается, что песенку исполняют разные животные (высокий регистр - мышка, средний регистр - зайчик, низкий регистр - медвежонок). В форме музыкальной загадки ребенку предлагается угадать, кто из животных поет свою песенку. В конце года, при повторном диагностировании для учащегося не составляет труда определить высоту регистра.

Задание № 3

Цель: определить наличие у ребенка звуковысотного слуха, слухового внимания

Задание на умение подражать звукам в интервале терции от разных звуков. Например, кукушки (ку-ку) мычание коровы ( му - му), вороны (кар-кар) и т.д. В конце года, возможно, применить и другие интервалы (кварта, квинта).

Задание №4

Цель: выявить у ребенка наличие музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу

Ребенок поет или играет на фортепиано, наизусть ранее изученные распевки, потешки, не сложные народные песни для детей, изученные по программе в течение всего года.

Задание № 5

Цель: определить наличие и чувство ритма у ребенка

Прохлопать заданный ритмический рисунок, показанный педагогом, или прохлопать ритмический рисунок попевки, которую исполнит педагог (Например «Барашеньки - крутороженьки» «Сорока-сорока») и т.п. В конце года, предложить ребенку прохлопать ритм по нотам с проговариванием самих нот или же проиграть на музыкальном инструменте.

Задание № 6

Цель: выявить наличие у ребенка творческих навыков

Сочинить на четверостишье мелодию, состоящую из нескольких нот. Придумать ритмический рисунок при исполнении той или иной песни с использованием шумовых музыкальных инструментов (ложки, трещотки, бубен, свистульки). Причем предложить ребенку в одной песне воспользоваться разными шумовыми инструментами по желанию.

Задание № 7

Цель: определить наличие у ребенка двигательных навыков, свободу выполнения движений

Повторить под музыку за педагогом несколько танцевальных движений. Например: «ковырялочка», покружиться на месте, «приставной шаг», приставной шаг «зигзаг». В конце года, у ребенка должен быть сформирован достаточный запас танцевальных движений, которые он бы мог самостоятельно продемонстрировать под ту или иную мелодию.


 

Таблица

развития компонентов музыкальных способностей (уровни)

таблица №2

Компонент

УРОВНИ

Высокий

Средний

Низкий

М.С

Чистое интонирование мелодической линии, слуховое внимание, широкий диапазон (не менее 6-7 звуков)

Правильное интонирование отдельных моментов, улучшение после повторного показа (диапазон голоса 4-5 звуков), слуховое внимание не постоянное

Не чистое интонирование, нет слухового внимания, диапазон 2-3 ноты

Ч.Р

Чёткая точная передача ритмического рисунка

Передача отдельных элементов ритмического рисунка, улучшение показателей после повторного показа

Нет точности передачи ритмического рисунка, нет улучшений после повторного показа

М.П

Быстрое запоминание, узнавание воспроизводимого музыкального материала

Неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала

Несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания музыкального материала

Т.Н

Способность придумать попевку на 2-3 нотах, придумать ритмический рисунок, умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности(пении, танцевальных движениях, игре на музыкальных инструментах)

Не всегда может сочинить что-то от себя, проще повторить за другим человеком, стеснителен в проявлении творческих заданий.

Затрудняется в выражении своих эмоций, не может ничего придумать своего, отказывается от творческих заданий, замыкается в себе, не идет на контакт.

Т.Д

Свободное повторение музыкальных движений

Повторяет за педагогом, но испытывает трудности в самостоятельном подборе танцевальных движений и их показ

Отсутствие навыков элементарных танцевальных движений, не способность их повторить за педагогом

Для составления таблицы, можно использовать условные обозначения:

Таблица №3

М.С - музыкальный слух

 

Н.Г-начало года

В.У - высокий уровень

Т. Д - танцевальные движения

К.Г-конец года

С.У - средний уровень

М. П - музыкальная память

 

Н.У - низкий уровень

Т.Н - творческие навыки

 

 

Ч. Р – чувство ритма

 

 


 

Таблица исследования музыкальных способностей

учащихся 1-го класса, обучающихся по программе

«Музыкальный фольклор»

(в целях ознакомления)

Таблица №3

Ф.И.ребенка

М.С

М.П

Ч.Р

Т.Д

Т.Н

 

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

итог

1.Данил В.

С.У

С.У

В.У

В.У

С.У

В.У

Н.У

С.У

С.У

В.У

С.У

2.Артем Б.

В.У

В.У

В.У

В.У

В.У

В.У

Н.У

С.У

В.У

В.У

В.У

3.Лера Ф.

С.У

В.У

С.У

В.У

С.У

В.У

С.У

С.У

Н.У

С.У

С.У

4.Алиса П.

С.У

С.У

С.У

С.У

С.У

В.У

С.У

С.У

Н.У

С.У

С.У

5.Вероника К.

В.У

В.У

С.У

В.У

С.У

В.У

Н.У

С.У

С.У

В.У

В.У


 

По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития музыкальных данных в целом, что благотворно сказалось на развитии музыкальных способностей детей. На основании чего, можно сделать вывод:

- На протяжении всего учебного года, проводилась качественная работа по целенаправленному развитию музыкальных способностей детей, которые показали в конце года следующие результаты:

1.Музыкальный слух

а) Мелодический слух. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер её движения, правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией

б) Тембровый слух. Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику

в) Звуковысотный слух. Дети имеют широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, чисто интонируя звуки лада.

2.Чувство ритма

У детей есть опыт с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнить в виде хлопков, без особого труда.

3. Музыальная память

Дети имеют достаточно большой объем памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять характер и образ музыкального произведения, ритмические рисунки и достаточно точно воспроизводить мелодическую линию произведения

4.Танцевальные движения

При выполнении заданий, у детей отмечается разнообразие движений соответствие создаваемому образу. Дети могут свободно двигаться в заданном ритме и применять те танцевальные движения, которые они изучили за время обучения.

5.Творческие навыки

  Творческие навыки у детей только улучшились и перестали вызывать какие-либо затруднения. В творчестве детей присутствовало разнообразие образов и характеров, дети раскрепощены и испытывают удовольствие от своих результатов.

  Данное обследование проводилось два раза в год. Что позволило более грамотно спланировать дальнейшую работу по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

   Из данных первичного обследования следует, что относительно сформированными у детей, на начальном этапе обучения, оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость, динамический и тембровый слух, и те стороны чувств ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой более позднее развитие при систематическом обучении в детской школе искусств.

  Итак, своевременная диагностика состояния музыкального развития детей, позволяет определить уровень их музыкальных способностей, варьировать музыкальный материал, развивая у детей певческие навыки.

Результаты проводимых диагностических тестов, позволили сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:

1. Составить перспективный план развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

2. Проводить промежуточные дополнительные тестирования с применением новых разработок и тестов

3. Провести занятия с применением музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей по разработанному плану

4. Спланировать работу по интеграции с преподавателями смежных дисциплин в ДШИ

5. Провести анализ эффективности проведенной работы

6. Организовать родительские собрания, на которых с помощью анкетирования провести анализ, о степени участия родителей в музыкальном развитии ребенка.


 

Заключение

  Диагностирование, помогает определить наличие творческой составляющей у учащихся, что является базой для развития музыкальных способностей. С помощью диагностики можно наметить путь, по которому будет следовать педагог в музыкальном развитии ребенка.

  Диагностика музыкальных способностей, на начальном этапе обучения, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка, определяет его пригодность к определенной музыкальной деятельности, то есть направленность одаренности учащихся и соответственно корректировать содержание уроков. И наконец, диагностика дает возможность выявить основные компоненты профессиональной одаренности, которые включают в себя:

а) слуховые данные;

б) музыкально-ритмическое чувство;

в) музыкальную память;

г) воображение и эмоциональную отзывчивость на музыку;

Именно практика обучения, позволяет провести процесс диагностики полноценно. То, насколько ученик способен решать поставленные задачи, и является материалом для диагностирования.


 

Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). / Ю. Б. Алиев. - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. - 350 с.

2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.- 240 с.

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста) - 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /Избранные труды: в 2-х т., Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

6. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-diagnostike-muzykalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

7. https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostey-na-nachalnom-etape-obucheniya-kak-opredelyayuschiy-faktor-dlya-realizatsii-tvorcheskih-perspektiv-1

8. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac194.htm


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка младшего школьного возраста

(Автор А.Буренина)

Цель диагностики: выявление музыкального и психомоторного развития ребенка начального уровня (динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Таблица №1

Ф.И ребёнка

Музыкальность

Эмоциональная сфера

Творческие проявления

Внимание

Память

Координация движений

Данную таблицу, в параметрах необходимо будет заполнять на начало учебного года и в конце учебного года по пятибалльной системе.

Оценка музыкального и психомоторного развития детей младшего школьного возраста

5 баллов - Эмоционально отзывчивый, выражает при пении в движениях музыкальный образ, проявляет фантазию и самостоятельность, ритмичен, легко запоминает текст песен, способен повторить ранее изученный материал.

4-2 балла - Не всегда ритмичен, при помощи педагога может создать тот или иной эмоциональный образ, стеснителен, есть ошибки при исполнении песен на память.

1 балл - не контактен, зажат, рассеян, с трудом запоминает ритм и текст.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема обследования музыкального развития детей младшего школьного возраста

(Автор Скорлупова О.А)

Таблица №2

Показатели

Ф.И. ребёнка

баллы

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

 

1.Эмоционально и увлечённо слушает музыку, народные песни

 

 

2.Слышит в музыке весь комплекс выразительных средств

 

 

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

 

1.Уверенно танцует

 

 

2.Может двигаться соответственно музыке, стараясь эмоционально выразить в движениях ее характер, создавая образ

 

 

3.Использует язык жестов и мимики

 

 

ПЕНИЕ

 

 

1.Выразительное исполнение песен в удобном диапазоне

 

 

2.Чисто интонирует мелодию с аккомпанементом и без аккомпанемента

 

 

3.Владеет элементарными певческими навыками (четкая дикция, правильно распределяет дыхание, пропевает длинные звуки)

 

 


Обозначение: по пятибалльной системе.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации