Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста
Методика № 1. «Изучение уровня развития произвольной образной памяти»
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель:
Определить уровень развития, объём и особенности произвольной зрительной образной памяти.
Материалы:
8 карточек (5×6 см) с изображениями: чайник, пальто, варежки, шорты, чашка, миска, шапка, платье;
Большая карта (24×30 см), разделённая на 24 клетки (5×6 см), в каждой группе по 3 изображения:
идентичное,
отличающееся деталями,
Схожесть только в силуэте и назначении.
Процедура:
Ребёнку показывают карточку на 1–2 секунды, после чего он должен найти точно такое же изображение на большой карте.
Критерии оценки:
Правильность распознавания:
идентичное — 3 балла,
похожее по силуэту — 2 балла,
ошибочное — 0 баллов.
Время поиска.
Принятие и сохранение мнемической задачи.
Использование мнемических приёмов (например, вербализации).
Уровни развития:
Высокий уровень (21–24 балла): узнавание за 3–5 секунд, сохранение задачи, использование вербализации.
Средний уровень (17–20 баллов): узнавание за 6–10 секунд, частичное сохранение задачи, вербализация.
Низкий (<16 баллов): узнавание >10 секунд, слабое понимание задачи, отсутствие мнемических приёмов.
Методика № 2. «Удержание членов ряда»
(П. И. Зинченко)
Цель:
Изучить особенности произвольного и непроизвольного запоминания.
Материал:
13 картинок: холодильник, стол, стул, плита, огурец, помидор, свекла, курица, гусь, утка, кукла, машинка, мяч.
Процедура:
Картинки хаотично разбросаны по столу.
Ребёнок запоминает их в течение 20 секунд .
Затем в течение не более 6 секунд называет запомнившиеся изображения.
Оценка:
Высокий уровень — воспроизведены все 13 картинок (3 балла).
Средний уровень — 8–9 картинок (2 балла).
Низкий уровень — 5–6 картинок (1 балл).
Методика № 3. «Весёлые картинки»
(Т. В. Розанова)
Цель:
Изучить уровень развития образной памяти при совместном использовании зрительных и слуховых стимулов.
Материал:
27 слов, сгруппированных по количеству (от 2 до 7 слов в серии), с иллюстрациями:
2 слова: лампа, санки;
3 слова: книга, мясо, лодка;
…
7 слов: кукла, дерево, машина, книга, луна, картина, солнце.
Процедура:
Взрослый показывает карточку с картинками и однократно зачитывает слова.
Сразу после этого ребёнок воспроизводит услышанные слова вслух.
Оценка:
За каждое правильно воспроизведённое слово — 1 балл (максимум — 27 баллов).
Высокий уровень: 25–27 баллов.
Средний уровень: 17–24 балла.
Низкий уровень: ≤16 баллов.
Эти три методики позволяют комплексно оценить зрительную, слуховую, образную, произвольную и непроизвольную память у детей старшего дошкольного возраста и служат основой для последующей коррекционно-развивающей работы.