Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста

1
0
Материал опубликован 9 October в группе

Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста

Методика № 1. «Изучение уровня развития произвольной образной памяти»

(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель:
Определить уровень развития, объём и особенности произвольной зрительной образной памяти.

Материалы:

8 карточек (5×6 см) с изображениями: чайник, пальто, варежки, шорты, чашка, миска, шапка, платье;

Большая карта (24×30 см), разделённая на 24 клетки (5×6 см), в каждой группе по 3 изображения:

идентичное,

отличающееся деталями,

Схожесть только в силуэте и назначении.

Процедура:
Ребёнку показывают карточку на 1–2 секунды, после чего он должен найти точно такое же изображение на большой карте.

Критерии оценки:

Правильность распознавания:

идентичное — 3 балла,

похожее по силуэту — 2 балла,

ошибочное — 0 баллов.

Время поиска.

Принятие и сохранение мнемической задачи.

Использование мнемических приёмов (например, вербализации).

Уровни развития:

Высокий уровень (21–24 балла): узнавание за 3–5 секунд, сохранение задачи, использование вербализации.

Средний уровень (17–20 баллов): узнавание за 6–10 секунд, частичное сохранение задачи, вербализация.

Низкий (<16 баллов): узнавание >10 секунд, слабое понимание задачи, отсутствие мнемических приёмов.


Методика № 2. «Удержание членов ряда»

(П. И. Зинченко)

Цель:
Изучить особенности произвольного и непроизвольного запоминания.

Материал:
13 картинок: холодильник, стол, стул, плита, огурец, помидор, свекла, курица, гусь, утка, кукла, машинка, мяч.

Процедура:

Картинки хаотично разбросаны по столу.

Ребёнок запоминает их в течение 20 секунд .

Затем в течение не более 6 секунд называет запомнившиеся изображения.

Оценка:

Высокий уровень — воспроизведены все 13 картинок (3 балла).

Средний уровень — 8–9 картинок (2 балла).

Низкий уровень — 5–6 картинок (1 балл).


Методика № 3. «Весёлые картинки»

(Т. В. Розанова)

Цель:
Изучить уровень развития образной памяти при совместном использовании зрительных и слуховых стимулов.

Материал:
27 слов, сгруппированных по количеству (от 2 до 7 слов в серии), с иллюстрациями:

2 слова: лампа, санки;

3 слова: книга, мясо, лодка;

7 слов: кукла, дерево, машина, книга, луна, картина, солнце.

Процедура:

Взрослый показывает карточку с картинками и однократно зачитывает слова.

Сразу после этого ребёнок воспроизводит услышанные слова вслух.

Оценка:

За каждое правильно воспроизведённое слово — 1 балл (максимум — 27 баллов).

Высокий уровень: 25–27 баллов.

Средний уровень: 17–24 балла.

Низкий уровень: ≤16 баллов.


Эти три методики позволяют комплексно оценить зрительную, слуховую, образную, произвольную и непроизвольную память у детей старшего дошкольного возраста и служат основой для последующей коррекционно-развивающей работы.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации