Статья «Педагогические технологии, формирующие у школьников технологическое мышление»

1
0
Материал опубликован 24 January 2018 в группе

Павкина Галина Геннадьевна, учитель технологии высшей категории

МБОУ Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара


 

Статья на тему: «Педагогические технологии, формирующие у школьников технологическое мышление»


 

«Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.»

Владимир Павлович Беспалько

Поиски ответов на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс.

Речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.

Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

• строгое и однозначное выявление цели обучения;

• выбор содержания, структурирование материала;

• оптимальность организации учебной деятельности;

• приемы, методы, средства обучения.

В своей деятельности на уроках технологии мы используем различные педагогические технологии в зависимости от рода предполагаемых занятий.

Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.

Проектное обучение проходит сквозной нитью по всему курсу «Технология» в нашей школе. На начальном этапе изучения технологии в 5 классе учащиеся получают знания об окружающем мире через осознание собственных потребностей и реализацию их посредством различных технологических решений. Это может быть индивидуальная работа по сбору информации или работа в группе при формировании и оформлении информационных мини–проектов. Например, мини–проект «Потребность в пище». Учащимся нужно переработать большое количество информации, анализировать её и сделать доступной для одноклассников. Подходы к решению могут быть разными. Отсюда и проекты выглядят по-разному, а так же их представление проходит каждый раз по-новому.

Групповые технологии – работа требующая временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Это отражено в работе над групповым мини–проектом «Потребность в жилище». При работе над этим проектом учащиеся знакомятся не только с разными видами домов, но и с различными материалами, используемыми в строительстве, а так же со строительными профессиями.

Проблемное обучение основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Очень хорошим примером может послужить работа над учебными проектами в 6 классе «Дизайн-анализ технологической системы» и «Пенал будущего». Уже в 6 классе мы можем сказать, что учащихся развивается системный подход к анализу и синтезу информации, выбору оптимального решения и обоснованию своего выбора с технологической точки зрения.

В основе педагогики сотрудничества — глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.

Педагогика сотрудничества особенно эффективна при работе учащихся над индивидуальными проектами в 7–9 классах. Учитель выступает в роли консультанта и руководителя, учащийся же является творцом своего проектного продукта. При этом каждый может выполнять свою часть, объединяя проект в единое целое. При работе с учащимися нужно учитывать психические возрастные особенности, при этом очень могут помочь психологические требования по И. П. Волкову (педагог–новатор, КПН, учитель черчения и рисования).

• творчеством могут заниматься все;

• нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если ребенок не успевает по другим предметам;

• нельзя навязывать ребенку своего мнения;

• оценивать работу ребенка доброжелательно, снисходительно, избегая раздражительности.

Такой подход к работе с учащимися помогает проводить уроки на спецкурсах и внеурочной деятельности технического направления «Конструирование» и «Робототехника».
 

ТРКМ–технология развития критического мышления – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути, синоним качественного мышления. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: вызов, осмысление, рефлексия.

Используемые методические приемы известны всем, мы чаще всего применяем:

Кластер

Таблица

Учебно- мозговой штурм

Интеллектуальная разминка

Эссе

Приём «Корзина идей»

Метод контрольных вопросов

Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

Да - нет

Приём « Взаимоопрос»

Модульное обучение чаще всего используется в высшем профессиональном образовании, но может быть приемлем и в средней школе. Целью обучения выступает формирование ряда универсальных учебных действий, а средством достижения служит модульное представление содержания информационного проекта и структуры получения информации для наполнения проекта необходимым содержанием. Особенно актуально это в связи с тем, что по ФГОС все учащиеся выполняют индивидуальные проекты, часть из них могут быть информационными, включающими в себя несколько различных модулей по разным предметам, объединенными в единое целое для решения проблемной ситуации и осуществления целей и задач проектирования.  
 

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

— исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

— подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Примером может служить игра «Необитаемый остров», которую мы проводим в 6 и 7 классах и она звучит в каждой параллели по-разному, но всегда вызывает бурный отклик у учащихся.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.

Интегрированное обучение на уроках технологии применяется при работе в 6 классе над информационным проектом «Ось времени». Учащимся предлагается найти и обработать информацию не только в области технологии, но и совместить на оси времени с информацией о достижениях и вехах в науке, культуре и обществе. При этом учащиеся дифференцируются по темам проекта, а затем соединяют вместе собранную и обработанную информацию и презентуют свой проект.

Интегрированное обучение, так же, как и модульное, тем более становится актуальным в настоящее время потому, что учащиеся к окончанию общей школы должны защитить свой проект, который зачастую является межпредметным, например, технология, физика, информатика.

Таким образом, мы можем отметить, что применяя различные педагогические технологии в обучении можно добиться формирования у школьников технологического мышления:

Знания и понимания основных принципов современных технологий (преобразование вещества, энергии, информации; системный подход).

Умения решать практические проблемы, используя методы проектирования (проектирование (дизайн); метод проектов).

Умения прогнозировать и оценивать влияние технологических решений на природу и общество (тенденции развития технологий; технология и экология; технология и общество.

Информационные источники:

http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24387

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации