Статья на тему «Роль внеурочной деятельности в формировании творческого потенциала у младших школьников»

0
0
Материал опубликован 25 February 2021

«РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


 

Фаткуллина Анна Рашитовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2 с у.и.о.п» г.Реутов

E-mail: fania.94@mail.ru


 

Творчество является сильнейшим импульсом становления личности. Особенно важно развивать неординарные способности в начальных классах, поскольку в этом возрасте дети наиболее любознательны, открыты и легко воспринимают новое.

Творческий потенциал относится к образовательным результатам школьного обучения, определяемым федеральным государственным стандартом, и объединяет в себе ряд личностных качеств:

высокий интеллектуальный уровень;

саморазвитие;

интерес к учёбе и творчеству;

открытость всему новому;

умение анализировать и критически мыслить;

способность сотрудничать со старшими и ровесниками;

навыки проектной и исследовательской деятельности.

Согласно ФГОС начального образования творческий потенциал реализуется через систему внеурочной деятельности. Формируется он в несколько этапов. Первый из них является подготовительным, и он должен быть пройден ещё до поступления в школу, а вот остальные – основные этапы – приходятся именно на 1-4 классы:

1 класс. Учитель знакомится с возможностями детей через разные виды деятельности. Он использует индивидуальные и групповые формы работы, создаёт благоприятный психологический климат в классе, работает на его сплочение и обучает культуре общения. Формы внеурочной деятельности: игры, соревнования, проведение праздников.

2 класс. Осуществляется совместная деятельность, в ходе которой учитель находит у детей творческие способности, объединяет их в группы согласно интересам, выявляет лидеров, знакомит с нравственными нормами и культурными ценностями. Используемые формы: конкурсы, эстафеты, состязания, экскурсии, организация выставок из работ учеников, посещение библиотеки.

3-4 классы. Ученики получают опыт самостоятельной деятельности. Здесь через раскрытие творческие способности каждого ученика, учитель старается развивать их, сохраняя неповторимость личности каждого воспитанника. Формы внеурочной работы: создание проектов, научная деятельность, олимпиады, конференции, диспуты, литературные гостиные, соревнования, поездки, групповые творческие работы.

Помочь ребёнку познать свой внутренний мир и пробудить заложенные творческие задатки – одна из главных задач учителя младших классов. Внеурочная деятельность представляет собой отдельное содержательное направление в работе педагога, поскольку является весьма нестандартной. Учитель постоянно находится рядом с детьми и играет сразу несколько ролей:

воспитателя, когда идёт процесс адаптации к школе;

наставника при изучении нового материала;

организатора внеурочных мероприятий.

Для младших школьников педагог является примером. Порой его авторитет даже больше родительского, поэтому его влияние на развитие творческого потенциала учеников очевидно.

Внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей, должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок попадал в соответствующую атмосферу. При этом важно учитывать его интересы и возможности, а также индивидуально подбирать посильные и увлекательные дела. Дети должны участвовать в такой работе добровольно, иначе будут потеряны стимул и возможность достижения успеха в определенном направлении.

Круг творческих задач необычайно широк. Это может быть как простая головоломка, так и целый проект. Главное, чтобы в ходе решения ребёнок проявил наблюдательность, сообразительность, способность анализировать. Всё это поможет ему найти новый путь или иначе взглянул на конкретную ситуацию.

Результатами процесса развития творческого потенциала младших школьников являются:

создание и защита творческих проектов;

проведение базовых научных исследований;

участие в конкурсах и общественной жизни класса, школы, своего района или города;

усвоение духовных и нравственных ценностей;

составление портфолио личных достижений.

Внеурочная деятельность по развитию творческого потенциала помогает познать то, чему нельзя научиться на обычном уроке. Она способствует повышению активности, работоспособности, самостоятельности детей, снятию напряжения и гармоничному развитию полноценной личности с богатым духовным миром в целом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации