Разработка урока по теме «Столбчатые диаграммы. Построение диаграмм»

0
1
Материал опубликован 27 September 2017 в группе
Цель урока: повторить и закрепить знания о круговых диаграммах, познакомить учащихся с новой формой представления информации - столбчатыми диаграммами.

Задачи урока:

Образовательные:

подчеркнуть роль наглядных форм информации, сформировать представления о возможности визуализации информации с помощью диаграмм;

рассмотреть алгоритм построения столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц и с помощью карандаша и линейки;

закрепление навыков чтения диаграмм;

закрепление практических навыков применения изученного материала.

Развивающие:

развитие коммуникативности, навыков фронтальной и индивидуальной практической работы;

развитие навыков проектной деятельности с использованием местного материала;

развитие логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

повышение мотивации учащихся путём использования регионального компонента на уроке;

воспитание творческого подхода к выполняемой работе.

Тип урока: интегрированный, комбинированный – изучение нового материала, практическая работа.

Оборудование урока:

Таблица «Виды информации»

ЦОР: презентация к уроку «Диаграммы»

Раздаточный материал: опорные схемы, карточки с текстовой информацией, карточки-задания, сигнальные карточки для обратной связи, руководство по выполнению практической работы.

План урока:

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока – 1мин.

II. Актуализация знаний учащихся – 7 мин

III. Изучение нового материала -15 мин

IV. Практическая работа учащихся -17 мин

V. Физкультминутка -1мин

VI. Рефлексия -2 мин

VII. Домашнее задание – 3мин

Технологическая карта урока

Вид деятельности

Задачи

Формы и виды деятельности учащихся

Формы и виды деятельности учителя

Организационный момент

Подготовить учащихся к учебной деятельности

Проверка наличия принадлежностей, необходимых для работы на уроке

Обеспечение готовности учащихся класса к работе на уроке, объявление темы, целей и задач урока.

Актуализация знаний учащихся

Повторение ранее изученного материала, необходимого при изучении новой темы, создание мотивации к изучению нового материала.

Выполнение устных упражнений, самостоятельная работа

 

Изучение нового материала

Расширить представления учащихся о способах визуализации информации, дать представление о новом типе диаграмм – столбчатых.

Чтение диаграмм, представленных на слайде, преобразование табличной информации в графическую: построение столбчатой диаграммы по алгоритму

Создание проблемной ситуации. Определить
что такое диаграмма, обратить внимание на правильное написание слова «диаграмма»
и его происхождение. Алгоритм построения столбчатой диаграммы.

Первичное осмысление изученного

Проверить умение учащихся читать диаграмму, навыки построения диаграмм.

Самостоятельная работа, самоконтроль

Проверка выполнения задания, выяснение проблем, с которыми столкнулись учащиеся, обсуждение заданий.

Практическая работа

Научить построению диаграмм с использованием электронных таблиц

Работа в парах и индивидуальная работа, консультации учителя, самоконтроль

Использование интеграции информатика - математика - география Калмыкии для повышения мотивации учащихся при выполнении заданий практической работы. Корректировка деятельности учащихся

Физкультминутка

Профилактика заболеваний глаз, опорно-двигательной системы при работе за компьютером

Выполнение упражнений

Организация и проведение физкультурной минутки

Подведение итогов, рефлексия

Повторить рассмотренные понятия

Диалог с учителем, самоанализ деятельности на уроке

 

Домашнее задание

Обеспечить понимание способов выполнения домашнего задания

   

ХОД УРОКА

I. Учитель:

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Линейка, карандаш, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

На учителя глядят?

(проверить наличие чертёжных принадлежностей, необходимых на уроке)

II. Актуализация знаний учащихся и подготовка к изучению нового материала:

Повторить понятие информации и источников информации

Давайте вспомним, в какой форме может быть представлена информация? Я буду показывать опорный сигнал, а вы называть форму представления информации:

Фамилия

Имя

Алик

Володя

Миша

Юра

Балашов

 

Петров

+

Лунин

 

 

Симонов

 

 

 

 

 

Мне приятно общаться с вами

 

 

 

текстовая

 

Символьная

табличная

 

 

 

 

 

 

 

 

графическая

 

 

числовая

Используется таблица «Виды информации»: приведите мне, пожалуйста, примеры представления информации в этих формах. (Особо остановиться на графической форме представления информации – рисунки, фотографии, чертежи, карты, схемы, круговые диаграммы, известные из курса математики и информатики 5 класса)

Как вы понимаете известную китайскую пословицу: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю»? (диалог с учащимися)

Ребята, давайте вспомним, с помощью каких органов человек воспринимает информацию? Как называются эти виды информации? (Работа с таблицей «Виды информации», слайд № 2)

Показать, что наибольшее количество информации человек воспринимает с

помощью зрения, подчеркнуть важность зрительной информации для познания мира («я вижу - и запоминаю»). Работа со слайдами №3, 4:

(при ответе на 6-й вопрос использовать сигнальные карточки, проанализировать выбор ответов).

III. Изучение нового материала: На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с возможностями визуализации информации. Для сравнения соотношений между величинами используют такой вид графической информации как диаграммы. (слайд 5)

 

1. Показать учащимся, что кроме круговых диаграмм, визуально представить информацию можно и с помощью других типов диаграмм (слайд № 6)

 

Показать, что круговая и столбчатая диаграммы показывают соотношения между различными видами органолептической информации; на линейчатой диаграмме показано, сколько компьютеров приобрела наша школа по годам (фронтальная работа по чтению диаграмм)

 

 

2. Попросить учащихся вспомнить, где они встречали представление информации в виде диаграмм. (телеигра «Кто хочет стать миллионером» - столбчатая, телепередача «Достояние республики» - линейчатая, изменение цены на нефть, в школьных учебниках, газетах, журналах)

3. Предложить учащимся информацию, представленную в табличной форме визуализировать в виде столбчатой диаграммы.

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество учеников

3

6

12

3

Алгоритм построения столбчатой диаграммы в тетради: (учитель выполняет на доске)

Каждый столбик диаграммы должен иметь одинаковое основание, выберем – 1см;

Высота каждого столбика соответствует количеству учеников, получивших оценку каждого вида. Масштаб выбираем сами: например, 1 клетка тетради – 1 ученик, строим диаграмму.

Выполнение самостоятельного задания: Раздаточный материал на бумаге в клетку.

1 вариант: В нашей школе 75 учеников. В средних классах на 5 учеников меньше, чем в младших. Постройте диаграмму, показывающую, сколько учащихся в средних и старших классах.

2 вариант: 45 учащихся школы посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу и теннису. Количество учеников в волейбольной секции на 10 больше, чем в секции по теннису. Постройте диаграмму, показывающую, сколько детей занимается в секциях по баскетболу и волейболу.

(задания выполняются самостоятельно, листочки собираются для проверки, обсуждение и проверка выполнения задания, самоконтроль – слайд № 7)

Обсуждение вопроса о недостатках построения диаграмм с помощью карандаша и линейки: неточность, неудобства при выборе масштаба, затраты времени.

Учитель: Ребята, существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически.

Компьютер людям помогает:

Где труд тяжёлый – облегчает,

Где быстрый нужен счёт – считает.

Работой сложной управляет.

А человек творит, мечтает,

Стихи и песни сочиняет,

И фантазировать машине

Он за себя не позволяет.

И ты запомни, мой дружок,

В чём заключается урок.

Учиться мыслить не ленись

Да добросовестно учись.

Для построения столбчатых диаграмм мы воспользуемся известной вам программой Microsoft Excel. (Перед началом работы на компьютерах учитель напоминает о необходимости соблюдения правил ТБ)

1. Назовите регионы России, с которыми граничит наш район? наша республика? Демонстрируется слайд № 8. Составим таблицу, которую назовём «Соседние регионы».

2.Учащиеся заполняют таблицу по образцу (слайд 9).

Каждому учащемуся выдается карточка:

 

Республика Калмыкия расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км. По результатам переписи населения 2010г на территории республики проживают 289,4 тыс.чел

Дагестан омывает Каспийское море. По размерам территории (50,3 тыс. кв. км.) и численности населения (2,1 млн. человек) — это самая крупная республика на Северном Кавказе.

К началу 2008 г. численность населения Ростовской области - составила 4,254 млн человек.

На территории Ростовской области площадью 100,8 тыс. кв. км могли бы разместиться три таких государства, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые.

Астраханская область занимает площадь 44,1 тыс. кв.км. Численность населения области составляет 1032,8 тыс. чел. Население Волгоградской области составляет 2 млн 673,1 тыс. человек, а её площадь - 113,9 тыс. кв. км. Ставропольский край занимает не так уж много места на карте мира: его общая площадь составляет всего 66,5 тыс. кв.м. (48 место в Российской Федерации). В настоящее время в крае проживает - 2 млн.735 тыс. человек, что составляет 1,8% населения России.

 

 

Учитель:
- в какой форме представлена информация? ( в текстовой)
- можно эту информацию представить в табличной форме? Какими данными дополним нашу таблицу «Соседние регионы»? (столбцы: площадь, численность населения, слайд № 10)

 

Задание для учащихся: Все числовые данные, встречающиеся в тексте, записать цифрами.

(Визуальная проверка, слайд11)

 

 

IV Практическая работа учащихся (Приложение №1)

Задание №1 практической работы учащиеся выполняют по указаниям к практической работе под контролем учителя.
 

Физкультминутка:

Над доской вывешены таблички с рисунками диаграмм, способов представления информации ( в форме «восьмёрки»). Выполняются упражнения для глаз:
1).Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4. Поднимите глаза, посмотрите на рисунки над доской. Не поворачивая головы, переводите взгляд на названные мною рисунки (называются в таком порядке, чтобы глаза «выписывали восьмёрку», а затем в обратную сторону).
2) Посмотрите в окно на линию горизонта, переведите взгляд на кончик носа. Повторите упражнение 3 раза.
Упражнения для туловища и рук:


Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом, наоборот.
Сделай вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок.
Руки вниз опустили,
И тихонько сели.

Задание №2 выполняется самостоятельно (при необходимости – консультация соседа или учителя)

(Результаты построения учащиеся сверяют с изображениями на слайдах, самоконтроль)

Задание №3 выполняется при наличии времени или сильными учениками, иначе задание можно выполнить на следующем уроке.

VI.Рефлексия и подведение итогов урока: (диалог с учащимися: что нового вы узнали на уроке? что понравилось вам? что осталось непонятным?, выставление оценок за практическую работу и работу на уроке)

VII. Домашнее задание и пояснения к нему:

Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание для выполнения мини-проекта. (Приложение 2). Работы выполняются на компьютере. (Те, у кого дома нет компьютера, выполняют задание в школе во внеурочное время).

Демонстрируется последний слайд презентации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Построение столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц»

Задание №1: диаграмма «Площади регионов»

 

Выделите диапазон ячеек А3:В9 в таблице.

Выполните команду <Вставка>-<Диаграмма>

Выберете Тип Гистограмма, Вид

Нажмите кнопку <Далее>

Вы получили столбчатую диаграмму.

Нажмите кнопку <Далее>

В строку <Ось Х> впишите РЕГИОНЫ

В строку <Ось у> впишите ПЛОЩАДЬ

Нажмите кнопку <Легенда>-<Внизу>-<Далее>
Легенда – надпись, поясняющая диаграмму

Диаграмму разместите на имеющемся листе,
нажмите кнопку <Готово>.

Изменим цвета столбиков диаграммы, для этого
а) выполним щелчок левой кнопкой мыши на любом из столбцов;
б) щелчок левой кнопкой на столбце Республика Калмыкия, выберите цвет заливки жёлтый;
в) выполните аналогичные действия для заливки столбцов диаграммы: Астраханская обл. – зелёный, Волгоградская обл. – красный, Ростовская – синий, Дагестан – оранжевый, Ставропольский край – лиловый.

Проследите, как изменилась легенда.

 

Задание №2: диаграмма «Численность населения»

Выделите диапазон ячеек А4:А9, а затем, при нажатой клавише Ctrl -диапазон С3:С9

Повторите действия 2-7 из задания№1, выбрав в пункте 3 тип диаграммы Круговая,
в пункте 8 впишите: ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Диаграмму разместите на отдельном листе.

Измените цвета секторов диаграммы по своему усмотрению

(слайд 12)

Задание №3: диаграмма «Плотность населения»

Из курса географии вам известно, что для нахождения плотности населения надо численность населения региона разделить на площадь региона. Плотность населения показывает, сколько человек приходится на 1 кв.км. площади.

В ячейку Д3 таблицы впишите – Плотность населения

В ячейку Д4 введите формулу: = С4/В4, нажмите клавишу Enter, в ячейке Д4 – плотность населения Республики Калмыкия.

Выделите ячейку Д4, используя Мастер автозаполнения, получите значения плотности населения в других регионах.

Постройте столбчатую диаграмму «Плотность населения»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примеры заданий для выполнения мини-проектов:

Первый уровень

 

Тема проекта «Подписка на детские журналы и газеты»

План проекта:

1.В сельском отделении связи узнайте, сколько учащихся школы подписались на детские издания «Баир», «Баирта», «Мурзилка», «Карусель».

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте столбчатую диаграмму.

 

 

 

Тема проекта «Коммунальные выплаты»

План проекта:

1. По расчётным квитанциям определите, сколько куб.метров газа потребляет ваша семья за отопительный сезон (октябрь-апрель) по месяцам.

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте столбчатую диаграмму.

 

 

Второй уровень

 

Тема проекта «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

План проекта:

1. В школьном музее найдите информацию о том, сколько наших односельчан погибло на фронтах войны, пропало без вести, скончалось от ран в госпиталях, вернулось домой.

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте круговую диаграмму.

 

 

 

Тема проекта «Сведения о репрессированных»

План проекта:

1. Познакомиться с архивными документами школьного музея. Определите, сколько женщин, мужчин, детей было выслано из села в 1943 году.

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте столбчатую диаграмму.

4. Узнайте, сколько человек было выслано в 1943г и сколько вернулось из мест высылки в 1957-1958гг. Постройте круговую диаграмму.

 

 

Третий уровень

 

Тема проекта «Распределение бюджета семьи»

План проекта:

1. Вместе с родителями обсудите распределение месячного бюджета вашей семьи и выясните, какая часть бюджета ( в процентах) приходится на питание, покупку одежды и обуви, оплату коммунальных услуг, отдых и прочие затраты.

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте круговую диаграмму.

 

 

 

Тема проекта «Сравнение результатов переписи населения»

План проекта:

1. Найдите в Интернете результаты переписи населения в 2002 и 2010 годах для «Соседних регионов» (таблица из практической работы)

2. Полученную информацию представьте в табличной форме.

3. Постройте столбчатую диаграмму, отображающую численность населения в 2002 и в 2010 гг

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая методразработка к занятию. Жаль, что нельзя оценить нет презентации. Где презентация к занятию?

28 November 2017