Разработка урока по теме «Столбчатые диаграммы. Построение диаграмм»
Задачи урока:
Образовательные:
подчеркнуть роль наглядных форм информации, сформировать представления о возможности визуализации информации с помощью диаграмм;
рассмотреть алгоритм построения столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц и с помощью карандаша и линейки;
закрепление навыков чтения диаграмм;
закрепление практических навыков применения изученного материала.
Развивающие:
развитие коммуникативности, навыков фронтальной и индивидуальной практической работы;
развитие навыков проектной деятельности с использованием местного материала;
развитие логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
повышение мотивации учащихся путём использования регионального компонента на уроке;
воспитание творческого подхода к выполняемой работе.
Тип урока: интегрированный, комбинированный – изучение нового материала, практическая работа.
Оборудование урока:
Таблица «Виды информации»
ЦОР: презентация к уроку «Диаграммы»
Раздаточный материал: опорные схемы, карточки с текстовой информацией, карточки-задания, сигнальные карточки для обратной связи, руководство по выполнению практической работы.
План урока:
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока – 1мин.
II. Актуализация знаний учащихся – 7 мин
III. Изучение нового материала -15 мин
IV. Практическая работа учащихся -17 мин
V. Физкультминутка -1мин
VI. Рефлексия -2 мин
VII. Домашнее задание – 3мин
Технологическая карта урока
Вид деятельности |
Задачи |
Формы и виды деятельности учащихся |
Формы и виды деятельности учителя |
Организационный момент |
Подготовить учащихся к учебной деятельности |
Проверка наличия принадлежностей, необходимых для работы на уроке |
Обеспечение готовности учащихся класса к работе на уроке, объявление темы, целей и задач урока. |
Актуализация знаний учащихся |
Повторение ранее изученного материала, необходимого при изучении новой темы, создание мотивации к изучению нового материала. |
Выполнение устных упражнений, самостоятельная работа |
|
Изучение нового материала |
Расширить представления учащихся о способах визуализации информации, дать представление о новом типе диаграмм – столбчатых. |
Чтение диаграмм, представленных на слайде, преобразование табличной информации в графическую: построение столбчатой диаграммы по алгоритму |
Создание проблемной ситуации. Определить |
Первичное осмысление изученного |
Проверить умение учащихся читать диаграмму, навыки построения диаграмм. |
Самостоятельная работа, самоконтроль |
Проверка выполнения задания, выяснение проблем, с которыми столкнулись учащиеся, обсуждение заданий. |
Практическая работа |
Научить построению диаграмм с использованием электронных таблиц |
Работа в парах и индивидуальная работа, консультации учителя, самоконтроль |
Использование интеграции информатика - математика - география Калмыкии для повышения мотивации учащихся при выполнении заданий практической работы. Корректировка деятельности учащихся |
Физкультминутка |
Профилактика заболеваний глаз, опорно-двигательной системы при работе за компьютером |
Выполнение упражнений |
Организация и проведение физкультурной минутки |
Подведение итогов, рефлексия |
Повторить рассмотренные понятия |
Диалог с учителем, самоанализ деятельности на уроке |
|
Домашнее задание |
Обеспечить понимание способов выполнения домашнего задания |
ХОД УРОКА
I. Учитель:
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Линейка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
На учителя глядят?
(проверить наличие чертёжных принадлежностей, необходимых на уроке)
II. Актуализация знаний учащихся и подготовка к изучению нового материала:
Повторить понятие информации и источников информации
Давайте вспомним, в какой форме может быть представлена информация? Я буду показывать опорный сигнал, а вы называть форму представления информации:
Фамилия |
Имя |
|||
Алик |
Володя |
Миша |
Юра |
|
Балашов |
– |
– |
– |
|
Петров |
– |
– |
+ |
– |
Лунин |
– |
|
– |
|
Симонов |
|
|
– |
|
Мне приятно общаться с вами
текстовая
Символьная
табличная
графическая
числовая
Используется таблица «Виды информации»: приведите мне, пожалуйста, примеры представления информации в этих формах. (Особо остановиться на графической форме представления информации – рисунки, фотографии, чертежи, карты, схемы, круговые диаграммы, известные из курса математики и информатики 5 класса)
Как вы понимаете известную китайскую пословицу: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю»? (диалог с учащимися)
Ребята, давайте вспомним, с помощью каких органов человек воспринимает информацию? Как называются эти виды информации? (Работа с таблицей «Виды информации», слайд № 2)
Показать, что наибольшее количество информации человек воспринимает с
помощью зрения, подчеркнуть важность зрительной информации для познания мира («я вижу - и запоминаю»). Работа со слайдами №3, 4:
(при ответе на 6-й вопрос использовать сигнальные карточки, проанализировать выбор ответов).
III. Изучение нового материала: На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с возможностями визуализации информации. Для сравнения соотношений между величинами используют такой вид графической информации как диаграммы. (слайд 5)
1. Показать учащимся, что кроме круговых диаграмм, визуально представить информацию можно и с помощью других типов диаграмм (слайд № 6)
Показать, что круговая и столбчатая диаграммы показывают соотношения между различными видами органолептической информации; на линейчатой диаграмме показано, сколько компьютеров приобрела наша школа по годам (фронтальная работа по чтению диаграмм)
2. Попросить учащихся вспомнить, где они встречали представление информации в виде диаграмм. (телеигра «Кто хочет стать миллионером» - столбчатая, телепередача «Достояние республики» - линейчатая, изменение цены на нефть, в школьных учебниках, газетах, журналах)
3. Предложить учащимся информацию, представленную в табличной форме визуализировать в виде столбчатой диаграммы.
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Количество учеников |
3 |
6 |
12 |
3 |
Алгоритм построения столбчатой диаграммы в тетради: (учитель выполняет на доске)
Каждый столбик диаграммы должен иметь одинаковое основание, выберем – 1см;
Высота каждого столбика соответствует количеству учеников, получивших оценку каждого вида. Масштаб выбираем сами: например, 1 клетка тетради – 1 ученик, строим диаграмму.
Выполнение самостоятельного задания: Раздаточный материал на бумаге в клетку.
1 вариант: В нашей школе 75 учеников. В средних классах на 5 учеников меньше, чем в младших. Постройте диаграмму, показывающую, сколько учащихся в средних и старших классах.
2 вариант: 45 учащихся школы посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу и теннису. Количество учеников в волейбольной секции на 10 больше, чем в секции по теннису. Постройте диаграмму, показывающую, сколько детей занимается в секциях по баскетболу и волейболу.
(задания выполняются самостоятельно, листочки собираются для проверки, обсуждение и проверка выполнения задания, самоконтроль – слайд № 7)
Обсуждение вопроса о недостатках построения диаграмм с помощью карандаша и линейки: неточность, неудобства при выборе масштаба, затраты времени.
Учитель: Ребята, существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически.
Компьютер людям помогает:
Где труд тяжёлый – облегчает,
Где быстрый нужен счёт – считает.
Работой сложной управляет.
А человек творит, мечтает,
Стихи и песни сочиняет,
И фантазировать машине
Он за себя не позволяет.
И ты запомни, мой дружок,
В чём заключается урок.
Учиться мыслить не ленись
Да добросовестно учись.
Для построения столбчатых диаграмм мы воспользуемся известной вам программой Microsoft Excel. (Перед началом работы на компьютерах учитель напоминает о необходимости соблюдения правил ТБ)
1. Назовите регионы России, с которыми граничит наш район? наша республика? Демонстрируется слайд № 8. Составим таблицу, которую назовём «Соседние регионы».
2.Учащиеся заполняют таблицу по образцу (слайд 9).
Каждому учащемуся выдается карточка:
Республика Калмыкия расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км. По результатам переписи населения 2010г на территории республики проживают 289,4 тыс.чел
Дагестан омывает Каспийское море. По размерам территории (50,3 тыс. кв. км.) и численности населения (2,1 млн. человек) — это самая крупная республика на Северном Кавказе.
К началу 2008 г. численность населения Ростовской области - составила 4,254 млн человек.На территории Ростовской области площадью 100,8 тыс. кв. км могли бы разместиться три таких государства, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые.
Астраханская область занимает площадь 44,1 тыс. кв.км. Численность населения области составляет 1032,8 тыс. чел. Население Волгоградской области составляет 2 млн 673,1 тыс. человек, а её площадь - 113,9 тыс. кв. км. Ставропольский край занимает не так уж много места на карте мира: его общая площадь составляет всего 66,5 тыс. кв.м. (48 место в Российской Федерации). В настоящее время в крае проживает - 2 млн.735 тыс. человек, что составляет 1,8% населения России.
Учитель:
- в какой форме представлена информация? ( в текстовой)
- можно эту информацию представить в табличной форме? Какими данными дополним нашу таблицу «Соседние регионы»? (столбцы: площадь, численность населения, слайд № 10)
Задание для учащихся: Все числовые данные, встречающиеся в тексте, записать цифрами.
(Визуальная проверка, слайд11)
IV Практическая работа учащихся (Приложение №1)
Задание №1 практической работы учащиеся выполняют по указаниям к практической работе под контролем учителя.
Физкультминутка:
Над доской вывешены таблички с рисунками диаграмм, способов представления информации ( в форме «восьмёрки»). Выполняются упражнения для глаз:
1).Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4. Поднимите глаза, посмотрите на рисунки над доской. Не поворачивая головы, переводите взгляд на названные мною рисунки (называются в таком порядке, чтобы глаза «выписывали восьмёрку», а затем в обратную сторону).
2) Посмотрите в окно на линию горизонта, переведите взгляд на кончик носа. Повторите упражнение 3 раза.
Упражнения для туловища и рук:
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом, наоборот.
Сделай вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок.
Руки вниз опустили,
И тихонько сели.
Задание №2 выполняется самостоятельно (при необходимости – консультация соседа или учителя)
(Результаты построения учащиеся сверяют с изображениями на слайдах, самоконтроль)
Задание №3 выполняется при наличии времени или сильными учениками, иначе задание можно выполнить на следующем уроке.
VI.Рефлексия и подведение итогов урока: (диалог с учащимися: что нового вы узнали на уроке? что понравилось вам? что осталось непонятным?, выставление оценок за практическую работу и работу на уроке)
VII. Домашнее задание и пояснения к нему:
Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание для выполнения мини-проекта. (Приложение 2). Работы выполняются на компьютере. (Те, у кого дома нет компьютера, выполняют задание в школе во внеурочное время).
Демонстрируется последний слайд презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Построение столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц»
Задание №1: диаграмма «Площади регионов»
Выделите диапазон ячеек А3:В9 в таблице.
Выполните команду <Вставка>-<Диаграмма>
Выберете Тип Гистограмма, Вид
Нажмите кнопку <Далее>
Вы получили столбчатую диаграмму.
Нажмите кнопку <Далее>
В строку <Ось Х> впишите РЕГИОНЫ
В строку <Ось у> впишите ПЛОЩАДЬ
Нажмите кнопку <Легенда>-<Внизу>-<Далее>
Легенда – надпись, поясняющая диаграмму
Диаграмму разместите на имеющемся листе,
нажмите кнопку <Готово>.
Изменим цвета столбиков диаграммы, для этого
а) выполним щелчок левой кнопкой мыши на любом из столбцов;
б) щелчок левой кнопкой на столбце Республика Калмыкия, выберите цвет заливки жёлтый;
в) выполните аналогичные действия для заливки столбцов диаграммы: Астраханская обл. – зелёный, Волгоградская обл. – красный, Ростовская – синий, Дагестан – оранжевый, Ставропольский край – лиловый.
Проследите, как изменилась легенда.
Задание №2: диаграмма «Численность населения»
Выделите диапазон ячеек А4:А9, а затем, при нажатой клавише Ctrl -диапазон С3:С9
Повторите действия 2-7 из задания№1, выбрав в пункте 3 тип диаграммы Круговая,
в пункте 8 впишите: ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Диаграмму разместите на отдельном листе.
Измените цвета секторов диаграммы по своему усмотрению
(слайд 12)
Задание №3: диаграмма «Плотность населения»
Из курса географии вам известно, что для нахождения плотности населения надо численность населения региона разделить на площадь региона. Плотность населения показывает, сколько человек приходится на 1 кв.км. площади.
В ячейку Д3 таблицы впишите – Плотность населения
В ячейку Д4 введите формулу: = С4/В4, нажмите клавишу Enter, в ячейке Д4 – плотность населения Республики Калмыкия.
Выделите ячейку Д4, используя Мастер автозаполнения, получите значения плотности населения в других регионах.
Постройте столбчатую диаграмму «Плотность населения»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры заданий для выполнения мини-проектов:
Первый уровень
Тема проекта «Подписка на детские журналы и газеты»
План проекта:
1.В сельском отделении связи узнайте, сколько учащихся школы подписались на детские издания «Баир», «Баирта», «Мурзилка», «Карусель».
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте столбчатую диаграмму.
Тема проекта «Коммунальные выплаты»
План проекта:
1. По расчётным квитанциям определите, сколько куб.метров газа потребляет ваша семья за отопительный сезон (октябрь-апрель) по месяцам.
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте столбчатую диаграмму.
Второй уровень
Тема проекта «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»
План проекта:
1. В школьном музее найдите информацию о том, сколько наших односельчан погибло на фронтах войны, пропало без вести, скончалось от ран в госпиталях, вернулось домой.
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте круговую диаграмму.
Тема проекта «Сведения о репрессированных»
План проекта:
1. Познакомиться с архивными документами школьного музея. Определите, сколько женщин, мужчин, детей было выслано из села в 1943 году.
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте столбчатую диаграмму.
4. Узнайте, сколько человек было выслано в 1943г и сколько вернулось из мест высылки в 1957-1958гг. Постройте круговую диаграмму.
Третий уровень
Тема проекта «Распределение бюджета семьи»
План проекта:
1. Вместе с родителями обсудите распределение месячного бюджета вашей семьи и выясните, какая часть бюджета ( в процентах) приходится на питание, покупку одежды и обуви, оплату коммунальных услуг, отдых и прочие затраты.
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте круговую диаграмму.
Тема проекта «Сравнение результатов переписи населения»
План проекта:
1. Найдите в Интернете результаты переписи населения в 2002 и 2010 годах для «Соседних регионов» (таблица из практической работы)
2. Полученную информацию представьте в табличной форме.
3. Постройте столбчатую диаграмму, отображающую численность населения в 2002 и в 2010 гг
Попова Марина Николаевна