12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Ивановна Потакова1434
Россия, Ростовская обл., Миллерово
2

Урок по теме «Построение диаграмм»



Тема: «Построение диаграмм».

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, ролевая игра, практическая работа за ЭВМ.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, изучение нового материала,  интегрированный урок с астрономией, физикой.

Планируемые образовательные результаты:     

предметные: научить строить и редактировать диаграммы; обобщить знания учащихся по теме «Планеты Солнечной системы»,  по теме «Вес  тела.

метапредметные: общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией, навыки визуализации данных, расширение  кругозора  учащихся,  

личностные:

·        формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре;

·        развитие памяти, внимания, самостоятельности, логического и образного мышления, находчивости, сообразительности;

·        развитие способности самостоятельного анализа представляемого материала, творческого самовыражения при составлении диаграмм;

Методы обучения: наглядно-практический, проблемно-поисковый, практический

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями.


ТЕСТ (Тест по теме "Электронные таблицы").

 У учащихся на рабочих столах компьютеров  файлы с заданиями

ДАННЫЕ О ПЛАНЕТАХ

ПЛАНЕТЫ

Урок сопровождается презентацией с показом на главном экране - бортовом компьютере. Папка с презентацией (Она заархивирована в формате zip и содержит видео и музыку). Кроме того в режиме заметок можно посмотреть что говорит и делает учитель в каждый момент урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Презентация по теме "Построение диаграмм")

Папка с презентацией в формате rar, в ней видео и музыка для урока:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Презентация к уроку "Построение диаграмм" с видео и музыкой)

Просто одна презентация к уроку, скачать ее, если низкая скорость Интернета:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Презентация к уроку "Построение диаграмм" без музыки и видео). А музыку учитель может подобрать на свое усмотрение.

 

Ход урока:

1.   Организация класса. (1 мин) 

1-2 слайд

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Эпиграфом к уроку станут слова:

"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский)

3 слайд

Мы с вами совершим путешествие в космос. Сейчас уже кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, уходят к другим планетам автоматические станции.

4 октября 1957 началась новая эра – эра освоения космоса. Советские люди запустили первый искусственный спутник Земли. Сейчас благодаря спутникам у нас работают мобильные телефоны, цифровое TV, радио, делаются метеопрогнозы, люди наблюдают за звездами и планетами. А кто знает когда и кто совершил первый космический полет?

4 слайд

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты наш Юрий Алексеевич Гагарин.

И вот, спустя более чем полвека и мы совершим путешествие в космос. До урока я вас поделила на 3 команды, которые  полетят на 3 ракетах. Я – глава ЦУП. Наша  цель подготовиться к полету, совершить его и вернуться на Землю,  а также получить новые знания и систематизировать имеющиеся.  Для этого нужно всем быть очень внимательными, собранными и четко выполнять все мои команды. Конечно, пока наш полет будет виртуальным, т.к. полеты в космос еще довольно опасны, да и по времени они занимают много времени. Мы же должны будем  уложиться за 45 минут.

5 слайд

На экране высвечиваются высказывания:

"Хорошая команда - залог успеха".  

Я думаю вы все согласны с этим утверждением.

Сейчас мы проверим, как вы можете работать в команде. Прежде, чем полететь в космос, космонавту  нужно пройти цикл подготовки на Земле. Ребята делятся на три команды. Удобно если класс делится, тогда в группе получается 12 человек, делим на 3 команды получается всего по 4 человека в команде. На компьютер на практическую работу они будут садиться по 2 человека за компьютер. Команда - это 2 компьютера.

5-9 слайд

  Итак: Тест (4 мин)

Сейчас каждая команда получит задания – тест по прошлому материалу. Вспомним все, что нам понадобится в полете.

На его решение 4 минуты (Звучит музыка):  Учитель проверяет,  что получилось.

 

Задания теста:

1. В электронной таблице ячейкой называют:

1) горизонтальную строку;              2) вертикальный столбец;

3) пересечение строки и столбца;   4) курсор–рамку на экране.

2. В электронной таблице невозможно удалить:

1) строку;          2) столбец;           3) содержимое ячейки;          4) имя ячейки.

 

3. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

1) 18D;                2) К13;                 3) 34;                                       4) АВ.

 

4 Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1) 11D;                 2) F12;                  3) АБ3;                                    4) В1А.

 

5. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

1)4;                      2) 8;                              3)9;                               4)10.

 

6.  В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1)текст;                2)число;       3)формула;                 4)лист.

 

7. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

1) формула записана с ошибкой;

2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;

3) в формуле есть циклическая ссылка;

4) столбец недостаточно широк.

8. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:

1)$;                      2)f;                       3)*;                                         4)=.

9. Укажите ячейку, адрес  которой является абсолютным:

1)$E1;                   2)$A3;                3)$B$1;                         4)C3.

10. Укажите ячейку, адрес  которой является относительным:

1)$E1;                   2)$A3;                3)$B$1;                         4)C3.

11. Как будет выглядеть формула =$A$1+3 при копировании из ячейки B1 в ячейку B2:

1)=$A$1+3;                   2) =$A$2+3;                3)=A1+3;                                4) =B2+3.

12. Дан фрагмент электронной таблицы,  содержащей числа и формулы. Какой результат будет получен в ячейке С2, если скопировать в эту ячейку формулу из ячейки С1:

 

A

B

C

1

1

3

=$A$1+B1

2

2

4

 

 

1)4;              2) 5;                    3)7;                               4) 6.

 Проверяем результаты тестов. Можно, чтобы команды проверили друг друга

Подводя итоги (1 мин) работы каждой группы, можно сделать вывод, что вы знаете определения, разбираетесь в терминологии, группы поработали слаженно.

2.   Проверка внимательности (4 мин)

10-11 слайд

Прежде, чем отправиться в космос проверим ваше внимание и умение видеть важное, существенное.

В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. 

Например, Хотя был установлен небольшой масштаб, лица можно было различить.

Найдите эти понятия.

1)Дорогая, чей кабриолет под окнами?

Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал  себя  другим человеком.

2)«А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович.

На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки.

3)Бистро «Камелия» уже закрылось.

Неужели, стоит изменить прическу и жизнь изменится?

Подчеркните  каждая команда по 2 понятия. (по 1 в каждом предложении)

3.   Объяснение нового материала: (10 мин)

12 слайд

 

Перед полетом космонавтов обучают всему, что нужно будет в полете: А в полете нам понадобится знания по теме нашего сегодняшнего урока.

Запишите в свои бортовые  журналы сегодняшнее число.       Тема урока «Построение диаграмм».

Области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.

13 слайд

Ребята, как вы думаете, для чего нужны диаграммы?

(Чтобы цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы строим диаграммы.)

Запишем:

Диаграмма (график) – наглядное графическое представление числовых данных.

Далее  посмотрим : «Назначение диаграмм».

  для сравнения нескольких величин;

  для сравнения нескольких значений одной величины;

  для слежения за изменением  значений величины.

14 слайд со слайда можно сделать гиперссылки сразу к файлам, с программами. Можно отредактировать этот слайд на основе имеющегося ПО.

 Учитель показывает особенности построения диаграмм  в 2 - 3 программах электронных таблицах., например, в Microsoft Office Excel  и в программе  OpenOffice.org Calc .

Учитель перед просмотром презентации открывает  все  файлы этих программ для быстроты и показа учащимся. Можно из презентации сделать ссылки на эти файлы.

Итак, задание.

Нам нужно сдать отчет о составе экспедиции.

Далее сразу создаем таблицу в программе Microsoft Office Excel 2007 или 2010:

 

Состав экспедиции

 девушек

8

юношей

10

 

Вспоминаем что нужно сделать, чтобы заголовок таблицы был красивым (кнопка объединить и поместить в центре), как увеличить размер шрифта в ячейке и ширину и высоту ячейки.  И по ней строим круговую диаграмму. Учитель показывает особенности построения  круговой диаграммы в Microsoft Office Excel. Далее копируем эту таблицу и заходим  в программу OpenOffice.org Calc и создаем диаграмму в этой программе. Учитель комментирует все свои действия.

Итак, следующее задание.

Конструкторы ваших ракет попросили им помочь. Построить график изменения температуры в зависимости от высоты. Знание температурного режима различных слоев атмосферы очень важно, т.к. без него невозможно сконструировать космический корабль. Учитель открывает вкладку с таблицей и строит по ней диаграмму.

Температура атмосферы на различной высоте над Землей:

Высота, км

Температура, 0С

0

15

0,050

14,67

0,1

14,35

0,2

13,7

0,3

13,05

0,5

11,75

1

8,5

2

2

3

-4,49

5

-17,47

8

-36,93

10

-49,9

12

-56,5

15

-56,5

20

-56,5

30

-46,64

50

-2

100

-76,55

120

61,27

 

 

Переходим на лист Высота-t над Землей. Выделяем данные.  Вставка>Диаграмма> Точечная с гладкими кривыми. Изменяем заголовок диаграммы.  Добавляем подписи осей, убираем легенду.

 

Но конструкторам захотелось, чтобы оси высота и температура были наоборот, для этого просто меняем столбцы местами и строим аналогично диаграмму. Переходим на лист  t над Землей-высота.  Показываем как она строится.

15 слайд

Давайте вспомним какие же основные типы диаграмм бывают?

Запишем (только виды):

Типы диаграмм:

1)   Гистограмма (столбчатая диаграмма) – для сравнения нескольких величин в нескольких точках

2)   Круговая – для сравнения нескольких величин в одной точке.

3)   График – для слежения за изменением нескольких величин  при переходе от одной точки к другой.

 16 слайд

А кто запомнил, какие основные элементы имеет диаграмма?

   Основные элементы диаграммы.

·         Название диаграммы

·         Легенда

·         Оси

 

·         Подписи осей

17 слайд

Итак, что нужно сделать для построения диаграммы, после того как оказались в нужной программе?

Запишем:

Этапы построения диаграммы.

1.      Выделить ячейки, по которым будет строиться диаграмма 
2.      Нажать кнопку для построения диаграммы (Мастер диаграмм) и следовать указаниям мастера.

Ну, что же, все теоретические знания, для полета в космосе у нас есть.

18 слайд

4.   Физминутка (3 мин)

Теперь проверим физическую подготовку. Следующее испытание – центрифуга. Это устройство, создающее перегрузки под действием центробежной силы, используется для испытания приборов и тренировки космонавтов. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.

 Члены экипажа крутятся вправо 3 раза, глядя на правую вытянутую руку, а затем влево, глядя на левую вытянутую руку. Такую проверку проходят все экипажи. Далее вместе с учителем

Раз, два, - стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)

Три, четыре - самолет.  (Руки в стороны)

Раз, два, три, четыре

– никого мы не забыли     (Руки на пояс и поворачиваемся в стороны)    

Отправляемся в полет.    (Потянулись вверх)

Гимнастика для глаз Проверим координацию движений. Вытягиваем вперед правую руку и смотрим за пальцем, медленно подносим ее к носу и отводим, то же делаем с левой рукой. А потом, то же с закрытыми глазами.

5.   Закрепление материала: (2 мин)

Похоже все проверки вы прошли.

19 слайд

И вот наши ракеты. 

20 слайд

 Но чтобы они взлетели нужно:

Чтобы получить доступ к ключу зажигания нужно ввести правильный код:

1_2_3_4_5_. Запишите его.  Чтобы его правильно определить поможет таблица:

 Найди соответствие: 

1.    Paint

1.    txt

2.    Microsoft Word

2.    xls

3.    Microsoft Excel

3.    doc

4.    Microsoft PowerPoint

4.    bmp

5.    Блокнот

5.    ppt

21 слайд

Учитель сообщает может взлететь ракета или нет. Правильный код: 1423324551

Итак, все ракеты получают возможность взлететь.

22-23 слайд

 Считаем вместе с детьми 5,4,3,2,1, пуск!

 6.   Полет в космос (15 мин)

24 слайд

В иллюминаторе нашего корабля видна Земля. Звучит музыка (автоматически).
«Красота-то какая!» - сказал Юрий Гагарин, когда впервые из космоса увидел Землю. Действительно, наша планета очень красива. 

25 слайд

Сейчас мы облетаем землю и видим ночную сторону планеты и, наконец, отдаляемся от Земли. Наш компьютер показывает характеристики Земли.

26 слайд

Отдаляемся от планеты

27 слайд

Видим на слайде характеристики Земли.

28 слайд

Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Главная особенность её в том, что это единственная планета Солнечной системы, пригодная для жизни человека. На экране мы видим, что Земля вращается вокруг собственной оси, конечно, не так быстро, а за  скажите…. 23 часа 56 минут 4 с. Но для удобства стали считать 24 часа. Вокруг Солнца наша планета вращается за 365,26 дней. Поэтому 3 года у нас длятся 365 дней, а 4 – високосный – 366 дней. Земля имеет один естественный спутник - Луну.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Солнечной системе. Скажите, а сколько планет входит в состав Солнечной системы? Перечислите их.

29 слайд

Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг Солнца, то есть планеты с их спутниками, кометами и метеорами.

Справка для учителя 24 августа 2006 года принято решение лишить Плутон статуса планеты. Согласно современной классификации Плутон теперь – это карликовая планета, часть двойной планеты Плутон-Харон

 

Все планеты Солнечной системы движутся по эллиптическим орбитам практически в одной плоскости вокруг Солнца.

30 слайд

Мы наблюдаем с вами очень редкий момент, так называемый парад планет. Полный или невидимый парад планет – ситуация, когда все планеты Солнечной системы размещаются в небольшом секторе по одну сторону относительно Солнца. Такая конфигурация складывается редко и в ближайшем будущем произойдёт примерно через полтора века. Все планеты вращаются  вокруг Солнца с разной скоростью и  тоже с  разной скоростью  планеты вращаются вокруг собственной оси.

31 слайд

 

Обычно мы наблюдаем вот такую картину.

32 слайд

Ребята! Перед Вами – наш маршрут. Сначала мы полетим на Луну, прилунимся, потом отправимся на Марс. Опустимся на поверхность планеты. Немного исследуем Марс. И отправимся обратно на нашу планету. 

Итак, первая остановка – это Луна.

33-35 слайд

Диаметр Луны почти в 4 раза меньше диаметра Земли.

36 слайд

Видим на экране характеристики Луны.

37 слайд

Луна - единственный естественный спутник Земли.
Время одного оборота Луны вокруг Земли равно времени одного оборота ее вокруг оси, поэтому Луна постоянно повернута к Земле одной и той же стороной.  Давайте заглянем на обратную сторону Луны. Принципиально она не отличается от видимой.

38 слайд

Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только  20 июля 1969 года.  С 1969 по 1972 год космонавты США несколько раз высаживались на короткий срок на Луне и благополучно возвращались

39 слайд

Один  из первых людей на Луне – американский астронавт Нил Армстронг.

40-42 слайд

Космонавты США ходили и даже ездили по поверхности Луны, привезли пробы лунного грунта.

Изучив образцы горных пород, взятые с Луны, учёные пришли к выводу, что образовались они около 4 миллиардов лет назад.

43 слайд

На этой фотографии, сделанной в декабре 1972 года  готовится к запуску последняя лунная экспедиция – Аполлон17. С тех пор люди ни разу не были на Луне.  Еще на Луну посылали советские луноходы – автоматы, которые выполнили много научных измерений и привезли пробы грунта.

44 слайд

Специально для перемещения по Луне ученые придумали специальные машины – луноходы.

45 слайд

На Луне нет атмосферы и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом, так и останется там навсегда.

46-47 слайд

На Луне нет такого притяжения как на Земле и поэтому астронавты, даже несмотря на тяжелые скафандры, могут как следует напрыгаться. А ведь на Земле в этих скафандрах космонавты едва могли бы перемещаться. Еще бы, ведь на Земле все предметы в целых 6 раз тяжелее, чем на Луне.

48-49 слайд

Поверхность Луны гористая, покрытая многочисленными кратерами – следами метеоритов. Это небольшой осколок одного из метеоритов.

Углубления в поверхности Луны называются кратерами.

Много лет назад ученый Галилео Галилей назвал их морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на Луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычные для Земли имена – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей – Тихо Браге, Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина.

50 слайд

На Луне очень слабое магнитное поле – в десять тысяч раз меньшее, чем на Земле.

 До сих пор учёные не обнаружили на Луне воды.

51 слайд

И вот мы отрываемся от поверхности Луны и впереди у на длительный путь к другим планетам.

Мы отправляемся в путешествие по Солнечной системе. Все Тела притягиваются друг к другу. Таким образом, всякое тело вблизи Земли притягивается к ней. Иначе говоря, Земля создает действующую на тело силу тяжести. Эта сила называется его весом. Какова сила тяжести на других планетах? На каких мы будем легче, чем на Земле, а на каких тяжелее? А давайте теперь определим вес человека на планетах Солнечной системы. Для этого мы должны сесть за свои бортовые компьютеры и сделать необходимые вычисления

Справка для учителя

В современной науке “вес” и “масса” – совершенно разные понятия: “масса” является мерой количества вещества, неотъемлемым свойством материального тела, а “вес” – результат действия силы тяжести на горизонтальную опору (или вертикальный подвес). Численно вес P равен произведению массы тела на ускорение земного притяжения (свободного падения или ускорение силы тяжести) P=m×q.  

 

Практическая работа.

Excel: Откройте  файл Планеты на рабочем столе и щелкните по вкладке Вес на планетах. Каждая команда вписывает в желтую ячейку массу человека на Земле 70, 80,90 . Далее вопрос ребятам: А как вычислить вес человека? P=mg

 

Какую формулу в ячейку С3 надо записать? =B3*$B$1. Напомните, какую кнопку надо нажать, чтобы получить абсолютный адрес ячейки. (F4) Теперь давайте заполним таблицу. Для копирования формулы наведем  на маркер заполнения и протянуть. Теперь надо  вычислить вес человека по сравнению с Землей. Какую формулу в ячейку D3 надо записать?  =C3/$C$5. Постройте Гистограмму по столбцу Планета и столбцу Вес по сравнению с Землей. По гистограмме определите во сколько примерно раз изменится вес на других планетах

 

Масса человека

 

   

Планета

Ускорение 

свободного 

падения, 

м/с2

Вес 

человека, 

Н

Вес по сравнению с Землей

Меркурий

3,7

 

 

Венера

8,8

 

 

Земля

9,8

 

 

Марс

3,8

 

 

Юпитер

23,5

 

 

Сатурн

9

 

 

Уран

9,8

 

 

Нептун

13,5

 

 

Плутон

0,6

 

 

     


53 слайд 

И вот мы подлетаем к Марсу

54 слайд

Марс

Пятую планету от Солнца - Марс - часто называют «красной планетой». Марс действительно можно узнать по его красноватому свечению. Оно создаётся из-за отражения солнечного света от поверхности планеты, которая покрыта металлической пылью кремния, железа и магния. Железо на Марсе окисляется (ржавеет) и приобретает красноватый оттенок. Марс имеет два естественных спутника: Деймос и Фобос.

 55 слайд

На главном компьютере видим характеристики Марса

56 слайд Приближаемся к планете

57 слайд Итак, мы на планете. Температуры на Марсе наиболее благоприятные из всех планет Солнечной системы, исключая Землю. Днём они достигают в среднем 30ºС днем, а ночью опускаются до – 80ºС. Видим марсоход.

58 слайд

На полюсах Марса температура более низкая, поэтому они, как и полюса Земли, покрыты льдом и снегом. Вода на Марсе сосредоточена в основном на полюсах в виде снега и льда. Если растопить все эти льды поверхность Марса покроет мировой океан, подобный земному, глубина которого составит несколько сотен метров.

59 слайд

Таким образом, на Марсе есть два благоприятных условия для возникновения жизни: благоприятная температура и вода, но нет главного – воздуха. Атмосфера Марса состоит в основном из углекислого газа (95 %), а необходимого для жизни кислорода там содержится всего лишь около 0,1%. Поэтому некоторые учёные даже выдвигают версии о том, что на Марсе можно искусственным путём создать благоприятные условия для жизни людей. Для этого нужно увеличить температуру на поверхности «красной планеты» и высадить там растения, которые будут преобразовывать углекислый газ в кислород.

60 слайд

Жить и верить – это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты и мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести.

61-62 слайд

Звучит музыка. В автоматическом режиме идут слайды.

 Возможно Марс действительно когда-нибудь так и будет выглядеть. 

Сейчас разрабатываются программы освоения Марса, Но пока эти идеи далеки от реальности. но ведь и 50 лет назад мы понятия не имели о мобильных телефонах, спутниковом ТВ и др. Возможно через 50 лет люди уже будут жить на Марсе.

63 слайд

Но нам пора возвращаться. Вы видите высказывание «Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд

Практическая работа 64 слайд

Откройте  лист Атмосфера Марса и Земли. Постройте 3 диаграммы. Атмосфера Марса, атмосфера Земли, Атмосферы Марса и Земли (вместе). Подумайте, какой вид диаграммы лучше использовать. Проверьте,  чтобы  у диаграмм был заголовок. Одну из диаграмм сделайте круговой. Проверьте, чтобы на ней была видна доля  каждого газа. Звучит музыка и под неё команды выполняют задания.

Практическая работа 65 слайд

А вы знаете, на какой планете самые высокие горы? Оказывается на Марсе. Взгляните на слайд.  Перейдите на лист Горы Солнечной системы. Постройте диаграмму на отдельном листе по данной таблице. Подумайте,  какую диаграмму лучше выбрать для наглядности.

 Далее, если установлен Open Office, то открыть файл Данные о планетах и каждая группа строит диаграмму по 2 столбцам таблицы, которые укажет учитель. Если нет, то перейти на лист Планеты Земной группы и выполнить это задание на нем.

66 слайд

Итак, молодцы! Вы все выполнили полетные задания.. теперь мы можем возвратиться на Землю и ожидаем подведения итогов.

67 слайд Всем экипажам спасибо за полет,  капитаны сработали слаженно и довели свои ракеты до Земли.

68 слайд Поднимите руки, кто не понял, как строить диаграммы? Очень хорошо, что все поняли.  Итак, определим  вклад каждой ракеты в дело освоения космоса. Учитель выставляет оценки в зависимости от активности команды и выполненной работ

Урок окончен/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.