Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему «Столбчатые диаграммы»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11
План-конспект урока
по математике
в 6 классе
на тему «Столбчатые диаграммы»
Разработал учитель информатики и математики:
Кряжевских Ольга Владиславовна
Кизел, 2017
Тема урока: «Столбчатые диаграммы»
Дата проведения: 17 мая 2017 г.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Образовательные цели:
познакомить учащихся с понятиями «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм;
формировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм;
способствовать осознанию зависимости здоровья от образа жизни человека.
Воспитательные цели:
развивать познавательный интерес к предмету;
формировать умения и навыки учебного сотрудничества;
приобретать опыт рефлексивно-оценочной деятельности.
Развивающие цели (УУД, компетенции): развитие универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации;
развивать умение построения логической цепи рассуждения;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
развивать умение целеполагания;
составлять план изучения темы под руководством учителя;
учиться работать по предложенному учителем алгоритму;
развивать умение саморегуляции.
Коммуникативные УУД:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основные термины, понятия: диаграмма, виды диаграмм, столбчатая диаграмма.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, учебная презентация.
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): вербальная, самооценка.
Основные источники информации:
учебник Математика 6 класс – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, 2003г.
презентация «Столбчатые диаграммы»:
План урока:
Этап урока |
Время |
|
1 |
Организационный момент |
1’ |
2 |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока - Постановка цели и задач |
5’ |
3 |
Актуализация знаний |
8’ |
4 |
Работа над новым материалом |
6’ |
Физкультминутка |
2’ |
|
5 |
Первичное усвоение новых знаний |
8’ |
6 |
Первичное закрепление нового способа действия |
10’ |
7 |
Домашнее задание |
2’ |
8 |
Рефлексия |
3’ |
Ход урока:
Этап |
t |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые компетенции, УУД |
Методические, технологичес-кие приемы |
Прогнозируемый результат |
Организационный момент Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке |
1’ |
- Здравствуйте, садитесь. Очень рада вас видеть, меня зовут Ольга Владиславовна, сегодня урок математики проведу у вас я. |
- Приветствуют учителя, настраивают на работу. |
Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии). |
Беседа |
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока |
5’ |
- Для того, чтобы вы догадались о чем мы сегодня будем разговорить, вам необходимо отгадать ребус, представленный на Слайде 2. - Перед Вами ребус, состоящий их двух слов. - Кто из вас догадался, что зашифровано? - Ребята, как вы думаете, что такое диаграмма? - Где и для чего она применяется в жизни?
- Как Вы думаете, какие виды диаграмм существуют? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. - Молодцы. |
называют варианты: - отгадывают слово «столбчатые» - отгадывают слово «диаграммы» - отвечают на вопрос: графическое изображение, показывающее зависимость каких-либо величин - отвечают на вопрос: в научных журналах, книгах, ... для визуального представления однотипной информации - отвечают на вопрос: столбчатая, круговая, график... - «Столбчатые диаграммы» |
Познавательные УУД: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. |
Диалог, фронтальный опрос |
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Столбчатые диаграммы». |
Постановка цели и задач урока |
- А сейчас я предлагаю составить план, по которому мы с вами будем работать на уроке? Что сегодня на уроке мы узнаем? Итак, план нашего урока будет выглядеть следующим образом - Слайд 3: План урока: Что такое диаграмма, столбчатая диаграмма Какие виды диаграмм существуют Как правильно «читать» и строить диаграммы. Молодцы! |
- отвечают на вопрос: узнаем, что такое диаграмма, рассмотрим виды диаграмм, научимся их строить. |
Познавательные УУД: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи); планирование (составление плана). Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Диалог |
Обучающиеся формулируют учебные задачи, составляют план изучения темы, вступают в диалог. |
|
Актуализация знаний |
8’ |
- Существует выражение «Его нельзя купить за деньги». Как вы думаете, о чем идет речь? - Ребята, от каких факторов зависит наше здоровье? - Наше здоровье зависит от ряда факторов. Слайд 4: Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека. - Я вам сообщила информацию, но далеко не все могут воспринимать ее на слух. Сможете ли вы ответить на вопросы по прослушанной информации? - Посмотрите на эту же информацию на слайде в виде текста Слайд 4. - Как вы думаете, с помощью чего данную информацию можно представить наглядно? - Молодцы, посмотрите на Слайд 4, перед вами таблица. - Удобно ли воспринимать информацию? - Существуют ли еще способы наглядного представления информации? Какие? - Давайте посмотрим, какими способами можно представить данную информацию, обратим внимание на слайд 5. - Диаграмма. Как вы понимаете данный термин? Что для Вас означает слово диаграмма? Определение – Слайд 6 Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. - Так как тема нашего урока сегодня «Столбчатые диаграммы, давайте познакомимся с данным термином. Как вы думаете, какую диаграмму называют столбчатой? - Молодцы, обратите внимание на слайд 6, на нем правильная формулировка данного термина. |
- отвечают на вопрос: о здоровье - отвечают на вопрос: экологической обстановки, образа жизни, наличия/отсутствия вредных привычек, ... затрудняются ответить - отвечают на вопрос: таблица, диаграмма - отвечают на вопрос: да/нет - отвечают на вопрос: диаграммы - отвечают на вопрос: наглядное представление данных, ... - отвечают на вопрос: диаграмму, представленную с помощью столбиков. |
Познавательные УУД: логические: обобщение. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. |
Диалог, фронтальный опрос |
Обучающиеся формулируют понятие «диаграмма», приводят примеры ее применения |
Работа над новым материалом мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия |
6’ |
- Мы с вами на уроке начали говорить о здоровьесбережении. Чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня. Для вашего возраста есть определенные рекомендации, которые нужно соблюдать. На их основе составлена таблица из распорядка дня для школьника 6 класса. Слайд 7 - Данную таблицу можно наглядно представить с помощью диаграмм. Например, - на Слайде 7 представлен первый вид диаграмм. - В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? - Как может называться такая диаграмма? - Правильно, это график, на оси х располагаются виды деятельности, по оси у – количество затрачиваемых часов. - Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? - на Слайде 8 представлен следующий вид диаграмм. - В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? - Как может называться такая диаграмма? - Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Линейчатая диаграмма: каждой линии - виду деятельности, соответствует свой временной показатель. - на Слайде 9 представлен следующий вид диаграмм. - В виде, каких фигур представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? Как может называться такая диаграмма? Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Столбчатая диаграмма: каждому столбику - виду деятельности, соответствует свой временной показатель. - на Слайде 10 представлен следующий вид диаграмм. - В виде, какой фигуры представлены виды деятельности школьника на этой диаграмме? - Как может называться такая диаграмма? - Что вы можете сказать по поводу данной диаграммы? Круговая диаграмма: каждый сектор представляет собой вид деятельности, а размер сектора – его временное значение. - Мы назвали виды диаграмм, перечислите их. - Мы с вами познакомились только с 4мы видами, а вообще их гораздо больше. |
Обучающиеся смотрят учебную презентацию. - отвечают на вопрос: ломанная линия - отвечают на вопрос: график - отвечают на вопрос: сон самый продолжительный по времени, продолжительность пребывания на свежем воздухе и подготовка к урокам - одинаковы, ... - отвечают на вопрос: линий - отвечают на вопрос: линейная - линейчатая - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: столбики - отвечают на вопрос: столбчатая диаграмма - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: круг - отвечают на вопрос: круговая диаграмма - отвечают на вопрос: предлагают свои варианты - отвечают на вопрос: график, линейчатая, столбчатая и круговая диаграммы |
Познавательные УУД: логические: анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. |
Диалог, фронтальный опрос |
Обучающиеся вступают в диалог, называют основные виды диаграмм. |
Физминутка |
2’ |
(Слайд 11) Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Встанем, начиная бал мы Сразу сделайте наклон Бал закончен, господа! - Ребята, скажите какой вид диаграмм, мы забыли упомянуть? |
- обучающиеся выполняют физминутку вместе с учителем – отвечают график и изображают его. |
Личностные: формирование сознательного отношения к своему здоровью. |
Совместная деятельность учителя и обучающихся |
Снятие напряжение, усталости. |
Первичное усвоение новых знаний |
8’ |
Обратите внимание на слайд 12, На нем представлена таблица «Содержание витамина А в продуктах питания». Давайте ответим на вопросы по данной диаграмме: 1. Назовите продукт, в котором содержится наименьшее количество (мг) витамина А 2. Назовите продукт, в котором содержится наибольшее количество (мг) витамина А 3. Назовите общее содержание витамина А во всех продуктах: 4. Сравните содержание витамина А в красном перце и зеленом горохе. - Молодцы! Обратите внимание на слайд 13, На нем представлена таблица «Содержание витамина С в продуктах питания». Нам необходимо в тетрадях составить столбчатую диаграмму по данным из таблицы. Известно, что 50 мг витамина – 1 клетка тетради. Алгоритм построения диаграммы: 1. Необходимо начертить оси координат. 2. Сделать разметку вертикальной оси (учесть минимальное содержание витамина – 0, и максимальное – 250 мг) 3. Изобразить столбики для каждой величины и подписать на горизонтальной оси. (между столбиками оставлять промежутки). Обратите внимание на слайд 14, на нем показана столбчатая диаграмма по заданной таблице и сравните с той, что у вас получилась в тетради. - Ребята, возникли ли у вас трудности? - Если у вас есть вопросы по построению диаграммы, то самое время спросить их. |
Внимательно смотрят на слайд презентации. Знакомятся с содержимым диаграммы и отвечают на вопросы: - черная смородина = 0,1 мг - морковь = 9 мг - 9+2+0,1+0,4+6,7=18,2 мг - содержание витамина А в красном перце больше в 5 раз, по сравнению с зеленым горохом. Внимательно смотрят на слайд презентации. Слушают алгоритм построения диаграммы. Совместно с учителем (у доски) строят диаграмму (в тетради), полученный результат сравнивают. - отвечают на вопрос: да/нет Совместное обсуждение вопросов. |
Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач; структурирование данных; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. логические: анализ объектов с целью выделения необходимой информации. Регулятивные УУД: планирование (составление плана действий); оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Диалог, работа с практическими заданиями по учебной презентации |
Обучающиеся вступают в диалог. Отвечают на вопросы по содержимому диаграммы (учатся «читать» диаграммы), учатся «строить» столбчатые диаграммы. |
Первичное закрепление нового способа действия |
10’ |
- А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему нашего урока. - Для начала у меня для Вас приготовлены задания. - Задания вы будите выполнять в тетради. Приложение 1 – формулировки заданий (с готовыми диаграммами). Слайды 15-18. |
Слушают задание и приступают к его выполнению. |
Познавательные УУД: общеучебные: осознанное построение речевого высказывания. логические: обобщение информации. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения материала). Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи. |
Индивидуальная работа в тетрадях |
Обучающиеся практикуются в построении диаграмм, выполняют задания в тетрадях. |
Домашнее задание формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности |
2’ |
Задание «минимум»: №1421 (с.267), 1424. Задание «максимум»: - Найти информацию о содержании любого витамина в продуктах питания, оформить информацию в виде таблицы и столбчатой диаграммы (посредством программ Microsoft Word, Excel). Придумать не менее 3 вопросов по данным диаграммы. Оформить все в печатном и электронном виде. Образец оформления – Приложение 2 |
Записывают домашнее задание, внимательно слушают пояснения к нему. |
|||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
3’ |
- Что сегодня на уроке мы рассмотрели? Какие из них вы запомнили? В реальности чаще других встречаются столбчатые и круговые диаграммы. - Где в жизни вы можете встретиться с диаграммами? -Ребята, оцените свою работу на уроке. Продолжите одну из фраз: Сегодня на уроке: я научился… было интересно… было трудно… больше всего мне понравилось… мне показалось важным… для меня было открытием то, что… -Ребята, а у кого другое мнение? Я бы хотела услышать от вас? Спасибо вам, ребята, за урок. Мне с вами было очень приятно общаться. Желаю вам успехов. |
- отвечают на вопрос: определение диаграмма, определение столбчатая диаграмма, виды диаграмм,... перечисляют виды: круговая, линейная, столбчатая, график. - отвечают на вопрос: приводят примеры: график работы (дежурства), темп роста, состав изделий, .. - отвечают на вопрос: оценивают свою деятельность |
Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Построение законченного высказывания |
Подведены итоги урока. Учащиеся адекватно оценивают свою деятельность на уроке. |
Приложение 1
1. Изобразите столбчатую диаграмму по следующим данным.
Население ближайших городов на 2015 г. |
|
Город |
Население (тыс.чел.) |
Соликамск |
95 514 |
Березники |
148 955 |
Яйва |
10 051 |
Александровск |
13 353 |
Кизел |
16 642 |
Губаха |
21 160 |
Гремячинск |
9 430 |
2. Изобразите столбчатую диаграмму по следующим данным.
Количество осадков г.Кизел, 2016 г. |
|
Месяц |
Количество осадков (мм.) |
Январь |
50 |
Февраль |
32 |
Март |
36 |
Апрель |
41 |
Май |
57 |
Июнь |
80 |
Июль |
80 |
Август |
83 |
Сентябрь |
75 |
Октябрь |
66 |
Ноябрь |
58 |
Декабрь |
52 |
Ответы:
1.
2.
Приложение 2
Образец титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Домашняя работа
«Построение столбчатых диаграмм»
Выполнил ученик __ класса
ОУ
ФИ обучающегося
Проверил учитель:
ФИО учителя
Кизел, 201_ г.
Образец
Краткая характеристика витамина С
Витамин С (аскорбиновая кислота) выполняет многообразные функции в организме: играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах, участвует в образовании межклеточных веществ в опорных тканях, способствует синтезу коллагена соединительной ткани, обеспечивая нормальную проницаемость кровеносных капилляров. Аскорбиновая кислота улучшает кроветворение, способствует ассимиляции аминокислот, активирует действие различных ферментов и гормонов, повышает защитные силы организма. Витамин С должен ежедневно поступать в организм, так как он не синтезируется в нем. При недостаточном поступлении витамина в организме появляются первые признаки гиповитаминоза: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям. Суточная норма витамина С для мужчин - 70-100 мг, а для женщин - 60-85 мг. Потребность в аскорбиновой кислоте увеличивается при напряжённой физической и умственной работе, нервно-эмоциональном напряжении, а также в условиях холодного и жаркого климата. Особенно богаты витаминами С шиповник, чёрная смородина, зелёный лук, щавель, капуста, лимоны.
Ссылка на источник: http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/osnovy/vitaminfunk.shtml
«Содержание витамина С в продуктах питания»
Таблица
Продукты |
Содержание витамина С в продуктах (мг) |
Смородина |
230 |
Капуста брюссельская |
120 |
Лимон |
40 |
Перец сладкий |
250 |
Киви |
180 |
Черемша |
100 |
Облепиха |
200 |
Диаграмма
(документ в файле)
Вопросы по диаграмме:
1. Назовите продукт, в котором содержится наименьшее количество (мг) витамина С
2. Назовите продукт, в котором содержится наибольшее количество (мг) витамина С
3. Назовите общее содержание витамина С во всех продуктах:
4. Сравните содержание витамина С в черемше и облепихе..
Самоанализ урока
Внешние связи урока.
Урок на тему «Столбчатые диаграммы» был дан согласно рабочей программе по математике для 6 класса. Девятый урок в разделе «Координаты на плоскости». В данном разделе, были рассмотрены следующие темы ранее: «Перпендикулярные прямые» (4ч), «Координаты на плоскости» (4ч). Изученные темы обеспечили основу знаний для следующих тем. Далее в программе заявлен урок «Столбчатые диаграммы». После него урок на тему «Графики». Уроки связанны между собой, так как рассматриваются диаграммы и виды диаграмм, а строятся большинство диаграмм, на осях координат. Также данная тема рассматриваются на уроках информатики, где обучающиеся имеют возможность на практике с помощью программы Microsoft Excel научится строить различные виды диаграмм.
Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
В 6 «Б» классе 24 человека. С пятого класса в данный класс пришли 3 человека, остальные учились вместе начиная с первого класса. Хочется отметить, что класс не очень дружный. Все дружат маленькими группами по 3-4 человека. Есть открытое противостояние нескольких человек.
Шесть обучающихся проявляют интерес к знаниям, учатся на отлично. Восемь обучающихся ударники по итогам трех четвертей шестого класса. Шесть обучающихся учатся на тройки, они не особо любознательны, не стремятся отвечать у доски. Четыре обучающихся, к сожалению, имеют очень низкую мотивацию к обучению, могут прогуливать уроки, соответственно имеют большие пробелы в знаниях не только по математике, но и по остальным предметам. Обучающиеся класса испытывают трудности в оценивании работы на уроке как своей, так и сверстников. Боятся высказывать свою точку зрения. В спорных ситуациях предпочитают молчать.
Цели, сформулированные к данному уроку, описаны в конспекте выше. Основной целью урока было познакомить обучающихся с понятиями диаграмм, видами диаграмм, а также научиться «строить» и «читать» диаграммы. С воспитательной точки зрения, урок направлен на формирования умения и навыков учебного сотрудничества и приобретение опыта рефлексивно-оценочной деятельности. Развивающие цели сформулированы исходя из характеристики класса, обучающимся необходимо уметь ставить цели, составлять план и уметь работать по предложенному учителем алгоритму. Немало важно, чтобы обучающиеся могли строить логическую цепочку рассуждений и принимать точку зрения сверстников.
Характеристика замысла урока.
Изучение нового материала базируется на знаниях обучающихся, которые были получены ранее. Ими была изучена тема «Координаты на плоскости». В рамках данной темы они должны приобрести: знание порядка записи координат точек плоскости и их названий; умение построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Усвоение нового материала запланировано через совместный разбор практических заданий основанных на жизненных примерах. Закрепление материала спланировано через фронтальную и индивидуальную работу.
Характеристика этапов урока.
Все этапы данного урока соответствуют его типу - урок освоения новых знаний.
Урок начинается с организационного момента, целью которого было создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке. Далее шел этап подготовки обучающихся к работе на основном этапе урока, данный этап был раздел на два основных момента, первый - это самостоятельное формулирование темы урока (использовался игровой момент – ребус), второй – это постановка цели и задач урока, обучающиеся формулируют цель урока и составляют план работы на нем. На этапе актуализации знаний, обучающиеся в процессе работы формулируют понятие «диаграмма», приводят примеры ее применения. На этапе работы над новым материалом, осуществляется мотивация к учебному сотрудничеству, организация коммуникативного взаимодействия обучающихся. Далее была проведена физкультминутка с целью снятия напряжения, усталости у обучающихся. На этапе первичного усвоения новых знаний обучающиеся учатся «читать» и «строить» столбчатые диаграммы, далее на этапе первичного закрепления нового способа действия обучающиеся практикуются в полученных знаниях, выполняют индивидуально практические задания. На этапе рефлексии обучающиеся подводят итоги урока, анализируют собственную работу и работу класса.
Подбор учебного материала соответствовал целям урока. В целях предотвращения перегрузки детей и наилучшего усвоения знаний применяется чередование методов обучения. Учебными средствами являются как тексты, так и видеоматериалы. Формы работы меняются от индивидуальной до фронтальной. Задания выполняются как в письменной, так и в устной форме. Уровень выполнения заданий – как воспроизводящий, так и творческий.
На уроке были использованы учебник по математике для 6 класса, презентация, практические задания. Информация для практической работы была взята в сети Интернет (статья о витаминах и содержании их в продуктах питания - http://domashniy-lekar.ru/vitamin-s-askorbinovaya-kislota/; официальный сайт статистики населения - http://www.statdata.ru/naselenie/permskogo-kraya; климатические данные - https://ru.climate-data.org/location/29117/.)
Функциональный анализ урока.
Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные моменты на уроке – этап актуализации знаний, объяснение видов диаграмм (обучающимися были сформулированы виды диаграмм с помощью наводящих вопросов, а также перечислены области применения диаграмм). Стиль отношений учителя и учащихся - сотрудничество, что привело к успешному формированию результата урока.
Оценка конечного результата урока.
Цель урока была достигнута, об этом можно судить по работе обучающихся. Практическая работа по закреплению нового способа действия была выполнена всеми обучающимися. Домашнее задание было дифференцированно, задание «минимум» выполняется всеми обучающимися без исключений, задание «максимум» носит творческий характер и отражает не только уровень знаний обучающихся, но и уровень умений выполнить работу по заданному образцу с помощью офисных приложений.
Обучающиеся с удовольствием формулировали итоги урока, рассказывали о полученных знаниях, о том, где их можно применять в жизни.
Столярова Инна Николаевна