Урок «Столбчатые диаграммы» (Математика, 5 класс)
Тема урока: «Столбчатые диаграммы»
Аудитория: 5 класс
Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Предмет: математика
Тип урока |
Урок освоения новых знаний |
||
Цель урока |
Сформировать знания учащихся понятий «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм, умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм. |
||
Задачи урока |
Образовательные: Познакомить учащихся с понятиями «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм; сформировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм. Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с информацией; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в парах. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе. |
||
Планируемые результаты |
Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. |
||
Образовательные ресурсы |
Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал. |
||
План урока |
Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Работа над новым материалом. Физкультминутка. Первичное усвоение новых знаний. Первичное закрепление нового способа действия. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. |
||
Методы обучения |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
||
Формы обучения |
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
сформировать знания учащихся по изучаемой теме, использовать полученные знания при решении конкретных практических задач. |
Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов; составлять план изучения темы под руководством учителя; учиться работать по предложенному учителем алгоритму. Познавательные: извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; развивать умение построения логической цепи рассуждения; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и мнение при обсуждении задания. |
смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Ход урока:
конспект урока
DOCX / 33.43 Кб
презентация
PPTX / 1.7 Мб
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть.
- Дежурный, назовите отсутствующих.
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
Давайте вместе определим тему нашего урока. Слайд 2.
Ребята, Вы отлично справились с заданием! И тема нашего урока «Столбчатые диаграммы». Слайд 1.
Диаграмма… Как вы понимаете данный термин? (ученики затрудняются ответить)
Наш план урока на сегодня: Слайд 3
Знакомство с понятием «диаграмма»
Рассмотрение видов диаграмм и их применимость;
Разбор алгоритма построения столбчатой диаграммы;
Закрепление на практическом задании.
Работа над новым материалом.
Итак, приступим. Слайд 4
Διάγραμμα (diagramma)
Диаграмма (с греческого— изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.
Давайте познакомимся с некоторыми видами диаграмм. Слайд 5
Линейные диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: на график) Правильно, это график, на оси х располагаются года, по оси у – количество мигрирующего населения.
Круговые диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: круг с частями) Правильно, это круг, а его части называются секторами.
Радиальные диаграммы. В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми.
Пространственные диаграммы. Ещё их называют трёхмерные диаграммы, являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации.
Диаграммы – области. Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом.
Столбчатые диаграммы. (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: диаграмму, представленную с помощью столбиков.) Да, верно. Познакомимся с этим видом поближе. Какую информацию мы с Вами можем извлечь из диаграммы? (скорость различных видов животных).
- Так как тема нашего урока сегодня «Столбчатые диаграммы», давайте познакомимся с их алгоритмом построения. Слайд 6 (Обучающиеся смотрят учебную презентацию и делают соответствующие записи в тетради).
1. Сбор данных в таблицу. В качестве переменной х обычно выступают факторы (причины), в качестве у — характеристики качества (количество).
2. Нахождение максимальных и минимальных значений переменных х и у. Начертить прямой угол. Изобразить шкалу на обоих координатных лучах. Шкалы наносятся таким образом, чтобы длины осей были приблизительно одинаковыми.
3. От выбранных точек построить вертикальные столбики, высота которых равна значению соответствующих величин.
Давайте немного передохнем.
Физкультминутка. Слайд 7. (обучающиеся выполняют физминутку вместе с учителем по содержанию текста.)
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
Первичное усвоение новых знаний.
Поработаем за столами в парах. Я раздам карточки, по которым Вам надо найти необходимую информацию.
(обучающиеся выполняют задания и совместная проверка на слайдах презентации.) Слайды 8-15.
DOCX / 146.39 Кб
Первичное закрепление нового способа действия.
А теперь, ребята, мы с Вами будем строить свою столбчатую диаграмму. Для этого Вам необходимо собрать информацию о месяцах рождения всех ребят класса. А потом мы сравним Ваши получившиеся диаграммы. У всех должны получится одинаковые результаты.
Слайд 16. Практическое задание: Составление столбчатой диаграммы.
Инструкция: Заполнить в таблицу собранную информацию о месяцах рождения учеников класса. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.
практическое задание
DOCX / 39.19 Кб
практическое задание
PDF / 285.28 Кб
Итоги урока. Рефлексия. Слайд 17.
Предлагаю Вам облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Домашнее задание. Слайд 18.
Собрать информацию по одному из перечисленных характеристик (возраст, рост, вес, размер ноги и тп.) всех членов семьи в таблицу. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.
Ребята, у кого еще остались моменты, которые Вам непонятны, я предлагаю в помощь видеоурок для просмотра дома. Столбчатые и линейные диаграммы.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=250&v=foTNLNXQRq4
https://intolimp.org/publication/diaghrammy-vokrugh-nas.html
http://www.testsoch.com/matematika-fizkultminutki-na-urokax/
Каталог заданий. Столбчатые диаграммы, графики https://oge.sdamgia.ru/test?theme=68
Панагушина Елена Аркадьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Белянина Светлана Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Дементьева Ирина Михайловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Лихина Елена Викторовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Медведева Татьяна Петровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Воробьева Оксана Павловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Огрызко Ирина Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Кустова Марина Михайловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Овчинникова Ольга Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна