12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семяшкина Ирина Васильевна73351
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М. Монтень)
Россия, Коми респ., Ижемский район, п.Щельяюр
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Тема урока: «Столбчатые диаграммы»

 

 

 

 

Аудитория: 5 класс

Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна

 Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.

Предмет: математика

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Цель урока

Сформировать знания учащихся понятий «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм, умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм.

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить учащихся с понятиями «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм;

сформировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм.

Развивающие:

сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Работа над новым материалом.

Физкультминутка.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичное закрепление нового способа действия.

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Методы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по изучаемой теме,

использовать полученные знания при решении конкретных практических задач.

Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов; составлять план изучения темы под руководством учителя; учиться работать по предложенному учителем алгоритму.

Познавательные: извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; развивать умение построения логической цепи рассуждения; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и мнение при обсуждении задания.

смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Ход урока:



конспект урока
DOCX / 33.43 Кб
      
презентация
PPTX / 1.7 Мб

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть.

- Дежурный, назовите отсутствующих.

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Давайте вместе определим тему нашего урока. Слайд 2.

 

 

Ребята, Вы отлично справились с заданием! И тема нашего урока «Столбчатые диаграммы». Слайд 1.

Диаграмма… Как вы понимаете данный термин? (ученики затрудняются ответить)

 

Наш план урока на сегодня: Слайд 3

Знакомство с понятием «диаграмма»

Рассмотрение видов диаграмм и их применимость;

Разбор алгоритма построения столбчатой диаграммы;

Закрепление на практическом задании.

Работа над новым материалом.

Итак, приступим. Слайд 4

Διάγραμμα (diagramma)

Диаграмма (с греческого— изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации  с применением различных приёмов техники  визуализации.

Давайте познакомимся с некоторыми видами диаграмм. Слайд 5

Линейные диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: на график) Правильно, это график, на оси х располагаются года, по оси у – количество мигрирующего населения.

Круговые диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: круг с частями) Правильно, это круг, а его части называются секторами.

Радиальные диаграммы. В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми.

Пространственные диаграммы. Ещё их называют трёхмерные диаграммы, являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации.

Диаграммы – области. Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом.

Столбчатые диаграммы. (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: диаграмму, представленную с помощью столбиков.) Да, верно. Познакомимся с этим видом поближе. Какую информацию мы с Вами можем извлечь из диаграммы? (скорость различных видов животных).

 

- Так как тема нашего урока сегодня «Столбчатые диаграммы», давайте познакомимся с их алгоритмом построения. Слайд 6 (Обучающиеся смотрят учебную презентацию и делают соответствующие записи в тетради).

1. Сбор данных в таблицу. В каче­стве переменной х обычно выступают факторы (при­чины), в качестве у — характеристики качества (количество).

2. Нахождение максимальных и минимальных значе­ний переменных х и у. Начертить прямой угол. Изобразить шкалу на обоих координатных лучах. Шкалы на­носятся таким образом, чтобы длины осей были при­близительно одинаковыми.

3. От выбранных точек построить вертикальные столбики, высота которых равна значению соответствующих величин.

 

Давайте немного передохнем.

Физкультминутка. Слайд 7. (обучающиеся выполняют физминутку вместе с учителем по содержанию текста.)

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

 

 

Первичное усвоение новых знаний.

Поработаем за столами в парах. Я раздам карточки, по которым Вам надо найти необходимую информацию.

(обучающиеся выполняют задания и совместная проверка на слайдах презентации.) Слайды 8-15.

 

 
карточки
DOCX / 146.39 Кб

 

Первичное закрепление нового способа действия.

А теперь, ребята, мы с Вами будем строить свою столбчатую диаграмму. Для этого Вам необходимо собрать информацию о месяцах рождения всех ребят класса. А потом мы сравним Ваши получившиеся диаграммы. У всех должны получится одинаковые результаты.

Слайд 16. Практическое задание: Составление столбчатой диаграммы.

Инструкция: Заполнить в таблицу собранную информацию о месяцах рождения учеников класса. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.


практическое задание
DOCX / 39.19 Кб

практическое задание
PDF / 285.28 Кб

 

Итоги урока. Рефлексия. Слайд 17.

 

 

Предлагаю Вам облако "тегов", которые необходимо дополнить. (Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

 

Домашнее задание. Слайд 18.

Собрать информацию по одному из перечисленных характеристик (возраст, рост, вес, размер ноги и тп.) всех членов семьи в таблицу. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.


 

Ребята, у кого еще остались моменты, которые Вам непонятны, я предлагаю в помощь видеоурок для просмотра дома. Столбчатые и линейные диаграммы.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=250&v=foTNLNXQRq4

 

 
Используемые ресурсы:
 

https://intolimp.org/publication/diaghrammy-vokrugh-nas.html

http://www.testsoch.com/matematika-fizkultminutki-na-urokax/

Каталог заданий. Столбчатые диаграммы, графики https://oge.sdamgia.ru/test?theme=68

Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (25)

сменить сортировку
Панагушина Елена Аркадьевна, 29.07.19 в 19:24 5Ответить Пожаловаться
Нужный материал для педагогов!
Семяшкина Ирина Васильевна, 29.07.19 в 19:34 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Елена Аркадьевна! Мне очень важен Ваш отзыв.
Семяшкина Ирина Васильевна, 29.07.19 в 19:38 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна! Всегда приятно узнать положительный отзыв от старших коллег!
Дементьева Ирина Михайловна, 29.07.19 в 19:42 5Ответить Пожаловаться
Так!!!! С математикой дружу, но два раза всё просмотрела!!!!!! КЛАСС!!!! Интересно!! С практической направленностью!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ, ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА!!!!!!!!!!!!МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Семяшкина Ирина Васильевна, 29.07.19 в 19:47 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за положительную оценку, Ирина Михайловна! Мне очень важны Ваш отзыв и внимание!
Лихина Елена Викторовна, 30.07.19 в 03:23 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Васильевна!!! В обществознании в экзамены включено задание с диаграммами. Спасибо за материал!!!! Обязательно воспользуюсь!!! Грамотно, доступно, интересно!
Семяшкина Ирина Васильевна, 30.07.19 в 09:32 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Елена Викторовна!
Урок рассчитан на 5 класс, и материал изучается в 5 классе, но задания-карточки я тоже взяла из экзамена по математике 9-11 классов.
Медведева Татьяна Петровна, 30.07.19 в 07:53 5Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, спасибо за качественный ресурс.
Семяшкина Ирина Васильевна, 30.07.19 в 09:32 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание и комментарий к публикации, Татьяна Петровна!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.