Дидактическая игра "Мостик"
Дидактическая игра «Мостик»
Пояснительная записка
Актуальность
Чистая и правильная речь — один из ключевых факторов, определяющих готовность ребёнка к успешному обучению в школе. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с различными речевыми нарушениями. Значительная часть из них имеет проблемы с произношением звуков и фонематическим слухом.
Процесс автоматизации и дифференциации звуков в словах может быть довольно утомительным для детей. Они быстро устают и начинают отвлекаться. Однако именно игра становится эффективным способом отработки и закрепления необходимого речевого материала с удовольствием.
В своей практике я столкнулась с тем, что в интернете можно найти огромное количество игр на дифференциацию звуков С-Ш, З-Ж, Л-Р, а игр на дифференциацию звуков Ц-Ч я не встречала, хотя потребность в таких играх есть, т.к. у большого количества детей с ТНР встречаются проблемы при различении этих звуков.
Цель: развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
развивать фонематическое восприятие;
автоматизировать и дифференцировать звуки [Ц] -[Ч] в словах;
развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Игра разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Количество игроков: игра может проводиться как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой (2- 5 чел.)
Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и родителям в работе с дошкольниками.
Описание игры:
Перед детьми кладётся игровое поле с изображением ручейка. На тропинку левого берега выкладывается изображение Зайца, а на камень правого берега выкладывается изображение Зайчат. Карточки -«камни» раскладываются возле игрового поля. Каждая картинка озвучивается.
Инструкция взрослого:
-Папа Заяц отпустил Зайчат погулять возле ручейка. Долго прыгали Зайчата по мостику и сломали его. Пришёл папа Заяц за Зайчатами, а они сидят на другом берегу и плачут. Помоги Зайцу и Зайчатам построить новый мостик из камней. Заяц может брать камни, в которых есть звук [Ц]. А Зайчатам нужны камни, в которых есть звук [Ч].
Дети по очереди выбирают карточки -«камни» и выкладывают их перед нужным персонажем в виде мостика.
Слова:
Звук [Ц]: ящерица, гусеница, синица, курица, цыпленок, перец, цирк, огурец, пицца, сахарница, яйца, месяц, солнце, цветы, пуговица, мельница, ножницы.
Звук [Ч]: бельчонок, бабочка, кузнечик, черепаха, пчёлка, Пятачок, Чебурашка, червяк, Чиполино, бутылочка, качели, мяч, чеснок, кабачок, чипсы, чашка, черника.
Источник информации: картинки для изготовления пособия взяты из интернет – ресурсов.