Дидактическая карточка «Влияние абиотических факторов среды на организмы»
Дидактическая карточка
«Влияние абиотических факторов среды
на организмы»
Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
Пояснительная записка
Дидактическая карточка направлена на проверку и закрепление знаний обучающихся по теме "Влияние абиотических факторов среды на организмы».
Цель: закрепление знаний учащихся о влиянии абиотических факторов среды на живые организмы .
Задачи:
- Систематизировать и закрепить материал о влиянии абиотических факторов на организмы.
- Организовать работу с биологическими терминами.
- Мотивировать учащихся к успешному выполнению заданий на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по данной теме.
Деятельность учителя: инструкция по заполнению таблицы, организация взаимопроверки выполнения задания учащимися, подведение итога по выполнению задания.
Деятельность учащихся: заполнение таблицы, работа с учебником и дополнительными источниками информации, ответ на дополнительный вопрос.
Ресурс можно использовать для подготовки к ЕГЭ.
Задание 1.
Заполните таблицу в тетради, впишите в неё абиотические факторы, влияющие на живые организмы.
Среда обитания | Основные факторы | Примеры |
| ||
| ||
|
Задание 2. Как изменяют абиотическую среду живые организмы? Приведите примеры.
Ответы:
1.
Среда обитания | Основные факторы | Примеры |
| Состав, температура, влажность воздуха, свет, рельеф суши, ветер, осадки | Теплолюбивые и холодостойкие растения и животные; гигробионты; светолюбивые и теневыносливые растения. |
| Химический состав, температура, плотность воды, давление; свет, скорость течения, наличие кислорода, количество взвешенных частиц, обеспечивающих прозрачность или мутность. | Гидробионты; пресноводные или морские обитатели; водоросли, живущие на разной глубине; индикаторы чистой и загрязнённой воды. |
| Структура и химический состав почвы, температура, плотность, наличие кислорода. | Обитатели почвы – насекомые и их личинки, кроты; обитатели нор; растения – кальцефилы и галофилы и т.п. |
2. Бобры, запруживая речки, создают болото; кроты портят сенокосные угодья, выбрасывая на поверхность землю при рытье ходов в почве; лишайники, выделяя кислоты, разрушают горные породы; бактерии, перерабатывая растительные остатки, производят перегной и т.д.
Источники информации:
Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 1996
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кайгородова Надежда Васильевна
Лупей Виктория Владиславовна
Трефилова Раиса Поликарповна