Обучающая игра для дошкольников «Дидактическая кукла»
Кукла Иришка является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Иришка вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от Иришки являются стимулом для развития познавательной активности детей.
Описание.
Логопедическая кукла Иришка представляет собой мягконабивную куклу из фетра ростом 65 см. из разряда куклы для театра. Кукла одевается на руку и может служить сюрпризным моментом на любом мероприятии, можно использовать как настенный вариант. Для создания пособия были использованы: фетр различной плотности и текстуры, наполнитель, круглые липучки, афрокосички, нитки, клей. На кукле не снимающиеся платье и туфли, съемные карман и аксессуары для волос. В кармане хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, сенсорного развития, счёта, речи.
Функции логопедической куклы:
• игровая;
• дидактическая;
• развивающая.
Цель дидактической игрушки:
Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности. С помощью игрушки решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя речи;
развитие диалогической и монологической форм речи;
о бучение началам грамоты;
развитие интонационной выразительности речи;
совершенствование мелкой моторики;
формирование сенсорных способностей;
развитие психических процессов.
Целевая аудитория.
Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушения речи.
Области применения пособия:
• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
•совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;
• индивидуальная работа с детьми;
• сюрпризные моменты.
Методические рекомендации к работе с дидактической куклой Иришкой.
Кукла участвует в занятиях в самых различных ролях. Логопед может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной и так далее. Иришка часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда она - просто гость, а дети показывают, что умеют делать.
На занятии кукла может выполнять разные функции:
1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.
2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.
3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.
4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.
5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.
6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.
Кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.
К уклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Иришка?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.
Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.
В кармане, корзиночке, сумочке она может приносить на занятие предметные картинки на разные звуки, на дифференциацию звуков, цифры, карточки с заданиями, пособия для звукового анализа, мелкие игрушки, призы для детей за хорошие ответы. При необходимости быстро прикрепляется небольшое наборное полотно для демонстрации букв, цифр, картинок. При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание. Чтобы интерес детей не угасал, делается перерыв в использовании. После перерыва она опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Алёна