Дидактические игры по познавательному развитию «Культурно-гигиенические навыки»
Познавательное развитие
Культурно-гигиенические навыки
1."Умывалочка"
Цель: закреплять умение умываться.
Задача: учить вытирать лицо насухо полотенцем,
Игровое действие: под потешку ребенок умывается
Правила игры: умываться аккуратно.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Результат: взрослый хвалит ребенка
2. . "Кукла Катя заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Задача: научиться правильно использовать носовой платок
Игровое действие: под потешку дети вытирают носик кукле
Правила игры: использовать носовой платок по назначению
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произносит потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Результат: повторения действия за воспитателем
3. "Угостим кукол чаем"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия
Задача: расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки .
Игровые действия: Накрывать стол для куклы.
Правила игры: правильно расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай".
Результат: Правильно накрытый стол
4. "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Задача: последовательное одевание на прогулку
Игровое действие: предложение ребенку одеться на прогулку
Правила игры: каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Результат: ребенок оделся на прогулку
5. "Чего не стало"
Цель: Помочь детям запомнить предметы личной гигиены
Задача: называть предметы личной гигиены
Игровые действия: отгадать какого предмета не стало
Правила игры: нельзя подглядывать
Ход игры: Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на предметы, которые выставлены на "Полочках" рядом с мальчиком, затем предлагает детям отвернуться, а сам убирает один предмет. На слова: "Раз, два, три- посмотри! " дети оборачиваются, и отгадывают, какого предмета не стало.
Результат: правильно названы все предметы
6. Что нужно кукле!
Цель: Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Задача: подобрать картинки на вопросы
Игровое действие: Дети показывают картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле
Правила игры: последовательно отметить действия
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка
встала и хотела бы умыться, но чем?”
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
Результат: подобранные картинки
7. "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Задача: одеть куклу, соблюдая последовательность
Игровое действие: дети одевают куклу
Правила игры: быть внимательными
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Результат: побеждает тот ,кто быстрее оденет
8. "Носики-курносики"
Цель: закреплять у ребенка умение пользваться носовым платком
Задача: уметь пользоваться носовым платком
Игровое действие: под потешку выполнять действия
Правила игры: использовать носовой платок по назначению
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Результат: каждый ребенок показывает , как он умеет пользоваться носовым платком.
9. «Чем что едят»
Цель: Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой.
Задача: Совершенствовать культуру еды
Игровое действие: подобрать картинки
Правила игры:
Ход игры: у ребенка карточки с картинками различных блюд. Подобрать к каждому блюду нужный прибор( ложка, вилка, нож)
Результат: побеждает команда, которая быстро выполнила задание
10. «Вымоем куклу»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания.
Задача: подобрать нужные предметы
Игровое действие вымыть куклу
Правила игры: подобрать предметы которые «помогают» вымыть куклу
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её.
Результат: Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
11«Перемешанные картинки»
Цель: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Задача: закрепить знания о предметах личной гигиены
Игровые действия: Найти нужную картинку объяснить свой выбор.
Правила игры: Объяснить значение выбранной картинки.
Ход игры: На доске весит картина, изображающая неопрятного ребенка, у детей маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.
Результат: Все картинки правильно подобранны.
12. "Почистим зубки"
Цель: закрепить умение чистить зубы
Задача: Почистить зубы.
Игровые действия: правильно чисть зубы.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
Результат: взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.
13. "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Задача: научить расчесывать волосы
Игровое действие: сделать красивую прическу
Правила игры: вести руку с расческой сверху вниз.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.
Результат: ребенок смотрит в зеркало, обращает внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
14. «Научим куклу Катю раздеваться»
Цель: учить последовательно раздеваться.
Задача: аккуратно, вешать и складывать одежду.
Игровое действие: помочь кукле кате раздеться
Правила игры: последовательно раздеваться и складывать одежду в шкаф
Ход игры: 1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.
Когда дети разделись, педагог обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться, не может.
Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».
2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.
Дети помогают раздевать куклу.
Результат: Закрепили навык последовательности раздевания