Дидактические игры по сенсорному развитию

5
0
Материал опубликован 18 April 2023

/data/files/n1681811918.docx (Дидактические игры по сенсорному развитию)


​​​​​​​Авторские дидактические игры по сенсорному развитию

Разработал: учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 472»

г. Новосибирск

Новикова А. В.

Играя, познаем мир!

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра - это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Сухомлинский В. А.

Для организации воспитания и обучения детей младшего возраста очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия по сенсорному развитию, которые должны привлечь внимание, заинтересовать детей. Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, овладению навыками ручной умелости, положительно влияет на психоэмоциональное благополучие детей.

Дидактические игры создают целостную систему обучения, и в этом их основная ценность, в них дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт. Высоким развивающим потенциалом обладают авторские нестандартные дидактические игры и пособия. Их яркость, красочность дает возможность ребенку наглядно представить каждый предмет, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности ребенка.

«Крышкоглотики»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности.

Дидактический материал: разноцветные пластмассовые крышки, прозрачные банки с крышками разных цветов с круглыми прорезями. 

Методические приемы: воспитатель предлагает детям «покормить крышкоглотиков» - опустить крышки в банки соответствующего цвета (прозрачная банка позволяет контролировать правильность выполнения задания).

«Цветное лото»

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету и размеру одновременно. 

Дидактический материал: карточки с изображением кругов разных по цвету и величине, разноцветные пластмассовые крышки или пуговицы.

Методические приемы: предложить детям закрыть круги крышками или пуговицами соответствующего цвета и размера.

Игры с помпонами

1 вариант - цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные помпоны, разные по цвету емкости.

2 вариант - цель: группировать предметы по величине

Дидактический материал: разноцветные помпоны, 2 емкости нейтрального цвета разной величины (большая и маленькая).

Методические приемы: предложить детям разложить помпоны по цвету (1 вариант) или по размеру (2 вариант).

«Шаробол»

Цель: учить детей поочередно координировать движение рук.

Дидактический материал: верхняя отрезанная часть от пластиковой бутылки с вытянутым горлышком (чтобы удобно было держать ребенку в руке) с привязанным помпоном.

Методические приемы: сначала воспитатель сам показывает, как играть в «шаробол», затем учит ребенка делать замах, чтобы «поймать» помпон ведущей рукой. Затем можно предложить поиграть в «шаробол» второй рукой, которая не является ведущей. Вариант игры повышенной сложности: одновременно играть в «шаробол» правой и левой рукой, этот вариант обеспечивает работу обоих полушарий головного мозга.

«Геометрическое лото»

Цель: учить узнавать и различать геометрические формы, подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом наложения.

Дидактический материал: карточки с изображением геометрических фигур, набор геометрических фигур.

Методические приемы: предложить детям закрыть фигуры на карточках соответствующими формами по цвету.

«Цветофор»

Цель: продолжать формировать цветовое представление, учить собирать шары с заданной последовательностью по схеме, познакомить с понятием «нижний», «верхний».

Дидактический материал: разноцветные шары, прозрачный цилиндр, карточки-схемы.

Методические приемы: предложить ребенку собрать «цветофор» по схеме.

«Покорми гномов»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности, развивать мелкую моторику.

Дидактический материал: гномы, сделанные из пластиковых бутылок с прорезями (для имитации ротика) в разноцветных шапках, раскрашенные макароны.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям «покормить гномов», обращая внимание на цвет макарон, проталкивая их в «рот» гномиков. После игры макароны легко высыпать, раскрутив крышку от бутылки, которая находится в шапке гномов.

«Собери бусы»

Цель: продолжать формировать цветовое представление, учить собирать бусы по цвету или с чередованием цветов, развивать мелкую моторику детей.

Дидактический материал: раскрашенные макароны, разноцветные шнурки.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету - нанизывать макароны на шнурок соответствующего цвета или с чередованием цветов.

«Игрушки - искалочки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, внимание.

Дидактический материал: сшитые игрушки из фетра с прозрачной вставкой, наполненные крупой и мелкими игрушками.

Методические приемы: воспитатель предлагает ребенку игрушку - искалочку и обращает внимание на то, что внутри спрятались мелкие игрушки, которые можно отыскать или дает задание найти конкретный предмет.

Таким образом, использование нестандартных дидактических игр способствует формированию сенсорных эталонов и вносит  существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей младшего возраста. Их можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику.

С представленными играми можно визуально ознакомиться в приложенном файле.

Комментарии
Комментариев пока нет.