Дидактические карточки для постановки и автоматизации звука[Р]
Цель: формировать умение произносить звук [Р] изолировано, в слогах, словах и фразе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Активизация и расширение словаря.
Формирование умения произносить звук [Р] изолировано, в слогах, словах, фразе.
Формирование умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.
Развитие артикуляционного праксиса, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействия.
Воспитательные задачи:
Воспитание интереса к речевой деятельности, желание самому предлагать игровую ситуацию. (Кого пригласим на занятие?) и закреплять полученные умения дома.
Содержание
I этап работы Подготовкой артикуляционного аппарата к произношению звука
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Забор» Ребенок улыбается и показывает нижние и верхние зубы. Держим эту артикуляционную позу под счет до 5
«Открываем дверь» Ребенок широко открывает рот, верхние и нижние зубы видны.
«Чистим верхние зубы» Ребенок языком «чистит» верхние зубы
«Блинчик» Рот открыт. Расслабленный широкий язык лежит на нижней губе
«Чашечка» Рот открыт. Кончик и бока широкого языка поднимает вверх.
«Фокус». На нос кладем ватку. Язык «чашечкой» тянется к носу. Ребенок дует на кончик языка, ватка улетает вверх.
«Качели» Рот открыт. Язык поднимаем к верхним зубам, а потом опускается к нижним зубам. Чередует подъем и опускание языка 10 раз
«Маляр». Красим потолок. Рот открыт. Язык поднимает к нёбу и двигаем языком от зубов к горлу
«Лошадка» Рот открыт. Ребенок цокает языком, присасывая спинку языка к нёбу.
«Грибок». Рот открыт. Присасываем широкий язык к нёбу и удерживаем под счет до 10
«Дятел» Рот открыт. Язык «чашечкой» поднят вверх. Бока языка прижаты к зубам, а кончиком языка стучим по альвеолам, произнося звук [д] Сначала медленно, а потом быстро дддддддд.
«Балалайка» Выполняя упражнение «Дятел», водим пальцем или ватной палочкой по кончику языка вправо-влево.
II этап работы Постановка и автоматизация изолированного звука.
Схема артикуляции звука [Р]
Рот открыт. Зубы видны.
Язык принимает позу «чашечка»
«Чашечку» поднимаем вверх. Бока языка прижимается к зубам, кончик языка у альвеол. Дуем сильной струей воздуха на кончик языка.
Голос работает.
Звук бывает твердым и мягким.
Упражнение «Полет ракеты вокруг Земли»
"Чтобы ракета полетела, надо завести мотор"
Выполняя упражнение, «Балалайка», заводим «мотор ракеты»
Если звук [Р] получается, ребенок пальцем показывает полет ракеты
III этап работы Автоматизация звука в слогах
Машины вечером едут на стоянку. «Стоянка» — это гласные буквы в фигурах, которые имеют форму губ при произнесении этих звуков. Ребенок показывает пальцем движение машины и произносит слоги ра,ро,ры, ру
Если постановка звука идет от стечения звуков тр, при автоматизации используем игру «Трактор пашет огород».
"Поможем трактористу вспахать огород. Сначала заводим мотор трактора." Многократно произносим стечение звуков тр. Трактор пашет грядки – ребенок ведет пальцем по линиям и произносит слоги тра, тры, трэ, тро, тру
IV этап работы Автоматизация звука в словах
«Поможем рокеру доехать до горы» Ребенок произносит слова четко проговаривая звук в начале слова (рак, ракета, ракетка, радуга, рыба, рыбак, робот, рог, роза, ролики, рука, рубашка, ручка)
Дорожки для автоматизации звука в середине слова «Буратино путешествует»
Слова: Буратино, баран, гора, гараж, барабан, гитара, парашют, пароход, жираф, парусник, кенгуру, корова, мороженое.
Дорожки для автоматизации звука в конце слова
Слова: шар, сахар, повар, комар, самовар, сыр, светофор, помидор, мухомор, забор, топор, кефир, шатер.
Дорожки для автоматизации стечения звуков в словах
Слова: трава, трамвай, троллейбус, трон, труба, трубач, трусы, тетрадь, ватрушка, петрушка, метро, патрон
Слова: дракон, дрова, друзья, дровосек, выдра, ведро, квадрат, подруги, подросток, гидроцикл, квадроцикл, скафандр, эскадра
Слова: Красная Шапочка, краски, кран, кровать, микроскоп, крыша, крыса, крыжовник, крот, кролик, укроп, круг, кружка
Автоматизация звука в словах, используя нейрогимнастику
Ребенок говорит слова и одновременно выполняет движения ладонями, изображенными под картинкой.
Слова: зебра, братья, швабра, обруч, бобр
Слова: груша, грузовик, виноград, грабли, пятигранник, тигр
V этап работы Автоматизация звука в предложениях и скороговорках
Эти карточки помогут ребенку запомнить скороговорку. Объясняем ребенку незнакомые слова. Слово косогор образовано из двух слов косая гора.
Кияйкина Наталья Федоровна
Растунина Ирина Cергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Растунина Ирина Cергеевна