Дидактические принципы на уроках трудового обучения (Из опыта работы учителя трудового обучения)

0
0
Материал опубликован 24 January 2016

Дидактические принципы на уроках трудового обучения

(Из опыта работы учителя трудового обучения Романовой Л.В.)

Опыт работы показывает, что воспитание положительного отношения к труду может быть достигнуто только в том случае, если ученики работают над изготовлением общественно и производственно значимых объектов. Поэтому в трудовом обучении применяются такие системы, которые обязательно включают в себя предметную деятельность учащихся.

Именно она является той основой, на которой формируются обще трудовые и некоторые специальные умения и навыки.

Реализуя требования принципа систематичности и последовательности в обучении необходимо: 4

1. использовать все этапы трудового обучения для формирования у учащихся общеобразовательных трудовые и общепроизводственных умений и навыков;

2. обеспечивать усвоение учащимися нового учебного материала на основе ранее полученных знаний, умений и навыков;

3. составлять календарный план по каждой теме программы;

4. тщательно и систематически планировать работу на каждое предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущим и последующим занятиями;

5. добиваться преемственности в трудовом обучении от класса к классу.

Доступность в обучении достигается лучше за счет применения наглядных пособий, учебных демонстраций, организации самостоятельных упражнений учащихся, учета на каждом из этапов обучения уровня подготовленности учащихся по основам наук и их знаний, умения и навыков, приобретенных на предыдущих занятиях по труду.

В своей работе я руководствуюсь следующими правилами:

 учу от известного к неизвестному,

 от легкого до тяжелого;

 создаю в учебном процессе условия, требующие определенного напряжения умственных и физических сил ученика;

 подбираю объекты общественно-полезного труда, соответствует возрастным и познавательным возможностям ученика;

применяю учебно-наглядные пособия и показывает трудовые приемы; нормирует работу с учетом возможностей и учебных успехов учеников.

Учебную деятельность учащихся организую так, чтобы они самостоятельно выполняли упражнения, лабораторно-практические и практические работы, изучали дополнительную литературу, решали технологические и экономические задачи.

В тех случаях, когда перед учащимися ставится задача творческого характера, например: изготовить изделия, решить задачу с неполными данными и другие, я использую проблемный подход к выполнению трудовых задачей, к изложению учебного материала.

Например, получив задание изготовить плечевое изделие (9кл.), Учащиеся должны самостоятельно планировать предстоящую работу, подбирать необходимый материал, изготавливать выкройку изделия и с этой выкройки шить изделия.

Конечно, осуществлять указанные выше действия ученики научатся не сразу. На первых порах они будут самостоятельно выполнять только отдельные элементы этих действий. Важно применения проблемного подхода к выполнению любой задачи, руководствуясь принципами доступности, систематичности и последовательности.

В беседе с учениками ставлю перед ними вопросы, выслушиваю их предложения относительно способов решения проблемы, критически оцениваю ответы, ставлю опыты для проверки высказанных учащимися предположений, делаю окончательные выводы.

На всех этапах обучения призываю учеников к самостоятельности в приобретении знаний, умений, навыков к выполнению общественно-полезному труду. Добиваюсь рационального сочетания творческой и исполнительской деятельности учащихся.

Это осуществляется при использовании наглядности в обучении, в намерении учащихся к активной, самостоятельной, продуктивной и поисковой деятельности, применением принципов систематичности и последовательности в обучении, сознательности, активности и самостоятельности учащихся.

Осуществляя руководство коллективной работы, стараюсь помнить об индивидуальных особенностях учащихся. Индивидуальный подход осуществляю с физиологических, психологических, личностных особенностей. Провожу индивидуальную работу, направленную на развитие профессиональных интересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности и др Для учащихся, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организую дополнительные упражнения развивающего и корректирующего характера.

Особое внимание уделяю ученикам, увлеченным каких-либо делом, например, вязанием, вышивкой и др Для таких учеников подбираю задания творческого характера.

Совмещаю коллективные и индивидуальные формы обучения, организации общественно полезной и продуктивной работы учащихся.

Изучаю индивидуальные особенности каждого, уровень развития коллектива.

Использую ученический коллектив для предоставления воспитательных воздействий.

Применяю методы программированного обучения.

 Провожу в случае необходимости индивидуальные инструктажи, беседы, консультации.

Дифференцирую по сложности задачи учащихся с учетом уровня их развития и имеющийся теоретической и практической подготовки.

Для достижения прочности в усвоении знаний, умений и навыков я тщательно отбираю учебный материал, добиваюсь осмысленного заучивания и запоминания последовательности трудовых действий, основных понятий и др

Говоря о творчестве, следует, прежде всего, обратить внимание на такие работы, в которых ученик активно разрабатывает изделие, согласившись с поставленной задачей.

Именно задача создает определенную установку на творческий поиск, заставляет его мыслить, искать нужные способы действий, а не просто механически копировать. Творческая деятельность органично включает в себя постановку и решение

теоретических задач. Разумеется, эти задачи должны быть реально вписаны в предлагаемые учениками задачи.

Можно условно выделить 2 уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, быстро усваивает знания и умения, овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по готовому образцу. На втором уровне человек способен создавать новое, оригинальное.

Однако эти уровни не резко ограничены друг от друга, потому что репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая немыслима без опоры на репродуктивную. Кроме того, учащимся в процессе овладения знаниями и умениями переходит с одного уровня на другой.

Как построить урок - репродуктивный или творческий - зависит не от склонного желание учителя. Это должно быть аргументировано задачами урока. Помня о том, что смысл предметно-практической деятельности заключается в интенсификации познавательных процессов и творчества, необходимо каждый раз продумывать, как именно будет наиболее уместен в конкретном случае.

предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания. При проблемном обучении новые знания добываются, открываются именно в самом процессе решения практических и

Если понимаешь смысл репродуктивной и творческой деятельности, то на каждом из уроков можно правильно организовать подготовку учащихся к работе.

Скажем, репродуктивный урок основывается на использовании единого образца и допускает выстраивания единого плана действий. Творческая работа готовится и строится совсем иначе.

Художественное творчество, прежде всего, предусматривает создание ученикам оригинальном образца (что выражает определенное настроение, отношение) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Следовательно, такой урок исключает работу по образцу. Вместе с тем необходимо помочь ученикам, во-первых, вызвать в воображении соответствующий образ и, во-вторых, найти наиболее подходящие способы его воплощения. С этой целью на уроке используются образцы, но они совсем другое учебное содержание. Это не образцы для копирования, а образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах разъясняется, что именно нужно искать, как это можно сделать, какие практические действия можно сделать.

Такая организация творческого урока возникает с психологической природы творчества, которая предполагает, что в процессе творческого поиска человека все-таки от чего отталкивается.

Педагогу необходимо в трудовом обучении развития личности.

Личность формируется социализации и самовоспитания.

Возможности для развития творческих способностей содержится уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощение опознаны человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия творческого образование тоже должны быть опознаны человеком.

Уроки трудового обучения носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Чувствуя в коллективном труде, человек познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменения его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

Вторым условием развития творческих способностей человека под влиянием трудового обучения является целесообразная деятельность самого субъекта. Превращая предмет урока, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя.

Деятельность учителя является третьим условием развития творческих способностей в процессе трудового обучения.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, умение «не падать духом» в случае неудачи и преодолевать препятствия на пути к цели; большая любознательность школьников, которая побуждает узнать и объяснить все, что касается творчества; желание заслужить признание у своих близких друзей, родителей и учителей. Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза исследуемого материала в процессе обучения и воспитания школьников есть та основа, на которой развиваются творческие способности учащихся. Развитие способностей у учащихся связано с общими задачами обучения и формирования личности школьника в целом. Высокий уровень творческих способностей, широта и глубина знаний, способность к труду, способность преодолевать трудности обусловлены формированием у учащихся сознательного, ответственного отношения к порученному делу, моральной ответственности за свое поведение, развитием чувства долга, уважения и любви.

В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. К творчеству ученика надо подводить постепенно, опираясь на информацию, которую учитель уже сообщил ему и которую надо закрепить на практике.

2. Строгий отбор учебного материала.

3. Разностороннее развитие ученика. Оно повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособленности к новым видам труда, ранее в практике обучения не встречались.

 4.Формирование умственного интереса к учебе.

 5.Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого, а не с его чрезмерной опекой и помощью.

 6.Индивидуальный подход. Очень важно учитывать уровень умственного развития, интересы, специальные творческие способности и психические качества каждого ученика.

Творческие способности - это сочетание индивидуально-психических свойств, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему знаний, умений, навыков, то есть овладеть в совершенстве одним или несколькими профессиями и добиться значительных успехов в них.

Творческие способности развиваются успешно, если:

При работе придерживается последовательность этапов обучения: по образцу, по заданным условиям, по творческому замыслу.

Применение интерактивных форм и методов трудового обучения

Современная школа стоит перед досадным фактом: в условиях традиционных форм и методов обучения школьников, пассивно получая информацию, не умеют добывать ее самостоятельно и применять то, что знают.

Зато социальный заказ не только России, но и мирового сообщества требует прежде всего людей, способных самостоятельно самосовершенствоваться. Человек должен научиться:

узнавать, есть овладевать инструментарием, необходимым для понимания того, что происходит в мире;

действовать таким образом, чтобы делать нужные изменения в среде своего обитания; жить в обществе, участвуя во вcеx видах человеческой деятелъности .

Новая школа будет иметь дело с индивидуальностью, самобытностью личности, поскольку индивидуальность является главным принципом этики и должен выступить руководящим методологическим положением в воспитании и обучении.

Она и дает ребенку возможность быть субъектом учебной деятельности, что способствует практической реализации ее стремление к саморазвитию

Комментарии
Комментариев пока нет.