Статья «Методическая разработка игровых приёмов, используемых учителем на уроках профессионально трудового обучения»
Цель:
- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических операций;
- развивать коммуникативные навыки;
- активизировать мыслительные процессы.
Описание приема
1. "Работа на швейной машине"
- учитель намеренно допускает ошибки при подготовке швейной машины к работе;
- учащиеся по бригадам обнаруживают и устраняют неисправность; выполняют пробную строчку для проверки правильности выполнения задания; члены команды, раньше и без ошибок выполнившие работу, получают оценку "5".
2. "Организация рабочего места"
- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и инструменты;
- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для ручных швейных работ; первые три человека, справившиеся с заданием, получают оценку "5".
3. Контроль ЗУН
- учитель делит учащихся на группы;
- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме, ответы на вопросы);
- представитель от каждой группы устно отвечает у доски; все члены группы получают одинаковую оценку.
Результативность:
- развивает коммуникативные навыки;
- воспитывает чувство ответственности;
- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.
Прием проведения контроля усвоения знаний
Цель: осуществить контроль усвоения знаний всеми учащимися за минимальное время.
Описание приема
1. Проведение тестового контроля:
- учитель объясняет условия проведения теста, проводит тест в устной или письменной форме;
- учащиеся выполняют задания теста, обмениваются работами, проверяют работы друг друга по эталону.
2. Проведение взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении практических операций:
- учащиеся сравнивают свои работы и работы друг друга с образцом, изготовленным учителем, находят ошибки, оценивают работы.
Результативность:
- рациональное использование рабочего времени на уроке;
- развитие у учащихся способности проводить сравнительный анализ.
Прием работы с текстом
Цель: научить извлекать из текста основную информацию.
Описание приема
- учитель сравнивает время чтения текста;
- учащиеся находят в тексте точные ответы на поставленные вопросы;
- учащиеся составляют краткий конспект;
- учащиеся составляют схему или таблицу по тексту.
Результативность:
- активизирует мыслительную деятельность;
- способствует концентрации внимания;
- учит самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.
Прием демонстрации выполнения пооперационной обработки изделия
Цель:
- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;
- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.
Описание приема
- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения операции;
- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;
- контроль выполнения отдельных этапов учащимися;
- контроль выполнения всей технологической цепочки одной ученицей;
- повторная демонстрация выполнения всех этапов операции учителем в рабочем темпе;
- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля выполненной операции.
Результативность:
- концентрация внимания учащихся;
- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;
- формируются навыки осуществления самоконтроля.
Примеры упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела
Задания на развитие памяти
№ 1. «Пословица»
Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
№ 2. «Запомни»
Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.
№ 3. «Запиши»
Записать как можно больше слов относящихся например к теме «Плечевые изделия»:
а. халат;
б. блузка;
и др.
№ 4.«Запомни предметы»
Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.
№ 5. «Зарисуй по памяти»
Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем.
Упражнения на развитие мышления.
№ 1 «Выдели общее»
Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.
№ 2. «Сравни»
Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями:
а) что общего между первым и вторым рядом;
б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда;
в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга.
№ 3. «Классификация»
Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Например:
спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.
халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.
№ 4. «Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например:
в…л…к…о (волокно);
п...я…а (пряжа);
п..л...т..о (полотно).
№ 5 «Кроссворд»
а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.
б) Кроссворд на закрепление терминологии.
Упражнения на развитие восприятия.
№ 1. «Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.
№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.
Упражнения на развитие внимания
№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.
№ 2. «Найди 10 различий»
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.
№ 3. «Найди общее»
Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.
№ 4. «Что лишнее?»
Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.
№ 5. «Найди детали»
Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.
Юлия Станиславовна