Статья «Игровые приёмы, используемые учителем на уроках профессионально трудового обучения»
Игровые приемы закрепления знаний терминологии и выработки практических навыков
Цель:
- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических операций;
- развивать коммуникативные навыки;
- активизировать мыслительные процессы.
Описание приема
1. "Работа на швейной машине"
- учитель намеренно допускает ошибки при подготовке швейной машины к работе;
- учащиеся по бригадам обнаруживают и устраняют неисправность; выполняют пробную строчку для проверки правильности выполнения задания; члены команды, раньше и без ошибок выполнившие работу, получают оценку "5".
2. "Организация рабочего места"
- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и инструменты;
- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для ручных швейных работ; первые три человека, справившиеся с заданием, получают оценку "5".
3. Контроль ЗУН
- учитель делит учащихся на группы;
- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме, ответы на вопросы);
- представитель от каждой группы устно отвечает у доски; все члены группы получают одинаковую оценку.
Результативность:
- развивает коммуникативные навыки;
- воспитывает чувство ответственности;
- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.
Прием проведения контроля усвоения знаний
Цель: осуществить контроль усвоения знаний всеми учащимися за минимальное время.
Описание приема
1. Проведение тестового контроля:
- учитель объясняет условия проведения теста, проводит тест в устной или письменной форме;
- учащиеся выполняют задания теста, обмениваются работами, проверяют работы друг друга по эталону.
2. Проведение взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении практических операций:
- учащиеся сравнивают свои работы и работы друг друга с образцом, изготовленным учителем, находят ошибки, оценивают работы.
Результативность:
- рациональное использование рабочего времени на уроке;
- развитие у учащихся способности проводить сравнительный анализ.
Прием работы с текстом
Цель: научить извлекать из текста основную информацию.
Описание приема
- учитель сравнивает время чтения текста;
- учащиеся находят в тексте точные ответы на поставленные вопросы;
- учащиеся составляют краткий конспект;
- учащиеся составляют схему или таблицу по тексту.
Результативность:
- активизирует мыслительную деятельность;
- способствует концентрации внимания;
- учит самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.
Прием демонстрации выполнения по операционной обработки изделия
Цель:
- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;
- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.
Описание приема
- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения операции;
- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;
- контроль выполнения отдельных этапов учащимися;
- контроль выполнения всей технологической цепочки одной ученицей;
- повторная демонстрация выполнения всех этапов операции учителем в рабочем темпе;
- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля выполненной операции.
Результативность:
- концентрация внимания учащихся;
- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;
- формируются навыки осуществления самоконтроля.