Важность трудового обучения

2
0
Материал опубликован 8 April 2016

Урок 1

Тема: Учимся трудиться

Цель: знакомство с новым предметом, различными профес­сиями и областями трудовой деятельности человека.

Словарная работа: комбайнер, швея, строитель, продавец, врач, программист, столяр, доярка.

 

Ход урока

Вводная беседа:

- Положите перед собой учебники «Трудовое обучение». Так же, как и учебник, называется наш новый предмет.

Назовем правильно предмет, который мы с вами будем изучать.

- Для чего нам нужен этот предмет? (Сообщение темы урока и запись ее на доске).

- Повторим вслух название темы.

Работа с учебником

- А теперь откройте учебники на странице 4 и рассмотрите ри­сунок. Расскажите, что вы видите на нем?

- Прочитаем, что написано на стр. 4 (Учитель вслух читает, дети отвечают на вопросы).

- Рассмотрите внимательно рисунки на странице 5 и расска­жите, кем эти люди работают и как вы это узнали? Чем важен их труд?

Учитель вслух читает, что написано о труде.

- Где и кем работают ваши родители и чем важен их труд?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

Варианты:

Землю солнце красит, а человека - труд.

Люби дело - мастером будешь.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень - портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Обобщение изученного материала

- Вы теперь убедились, для чего нужен труд и как он важен для каждого человека? А теперь послушайте очень хорошее сти­хотворение о труде:

....Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, - нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно.

- На уроках мы будем выполнять много полезных и нужных вещей. Для того чтобы у вас все хорошо получалось, нужно хорошо подумать и ответить на вопросы из учебника (с. 6).

Итог урока

- О чем мы сегодня узнали?

- Для чего нужно трудиться?

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получалась хорошо?

Домашнее задание: найти и выучить пословицы, поговорки или стихи о труде; придумать рассказ со словами «дружная се­мья», «семейный очаг», «родное гнездо», «уютный дом».

 

Урок 3

Тема: Экскурсия на природу

Тип урока: урок-экскурсия.

Цель: сбор природных материалов; воспитание бережного от­ношения к природе, экологически сообразного поведения; разви­тие коммуникабель-ности, умений быть организованными, друж­ными, вежливыми.

Оборудование: ножницы, полиэтиленовые пакеты для хране­ния собранных материалов.

Ход урока-экскурсии

Организационные вопросы. Проверка готовности детей к экс­курсии.

- Для чего мы идем на экскурсию?

- Какие природные материалы будем собирать?

- Какие правила необходимо соблюдать при сборе природных материалов, чтобы не навредить природе?

- Как будем вести себя во время экскурсии?

Инструктаж по правилам хранения колющих и режущих

инструментов во время экскурсии (инструменты должны быть в футляре).

Инструктаж по правилам работы с колющими и режущими инструментами.

Организованный вывод детей из класса

- Как правильно выйти из класса, чтобы не мешать детям дру­гих классов, сидящим сейчас на уроках?

Экскурсия

Загадки во время экскурсии:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я...                   (осень).

 

Голубой платок, желтый клубок.

По платку катается, людям улыбается.

(небо, солнце)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака)

Без рук, без ног, а деревья качает.

(Ветер)

Поднялись ворота - всему миру красота.

(Радуга)

Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся.

(Дождь)

Много рук, а нога одна.                (Дерево)

Зимой и летом одним цветом.        (Ель)

Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,

А о чем она грустит - никому не говорит.

(Ива)

Организованное возвращение в школу

- Как мы пройдем по коридору в свой класс, чтобы не мешать другим?

Подведение итогов: сдача на хранение принесенных материа­лов, прогнозирование использования собранных во время экскур­сии материалов в дальнейшей работе.

 

Урок 8

Тема: Журавль

Тип урока: практический.

Объект труда: журавль

Вид труда: работа с природным материалом.

Цель: формирование представлений о неограниченных воз­можностях природного материала в создании различных поделок; привитие интереса к работе с природным материалом.

Задачи урока:

- научить увидеть в природном материале образ будущей по­делки - лесного или болотного обитателя, придавать задуманному образу выразительность с помощью характерных поз, признаков внешности, элементов одежды и т.д.

- развивать технические и художественные приемы работы с природными материалами;

- воспитывать бережное отношение к природе и аккурат­ность.

Материалы и оборудование: учебник «Трудовое обучение.

1 класс», коробки с природными материалами - шишками, желу­дями, засушенными растениями, ветками, иголками от сосны и др.; пластилин для скрепления деталей, иллюстрации поделок из природного материала, образцы готовых поделок («Журавлик», «Сова», «Гном», «Медведь», «Белка» и т.д.), иллюстративный материал, подкладные дощечки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ра­бота с учебником.

Ход урока

Организация рабочего места

Вступительное слово учителя: создание игровой сказочной си­туации: (рассказ об истории, которая недавно случилась в лесу).

Обращение к детям: Откройте свои коробки и назовите при­родный материал, который в них лежит.

Дети называют природные материалы: шишки, желуди, вет­ки, колючки и т.д.

Учитель: - А знаете ли вы, что это не желуди, шишки, ветки и колючки, а несчастные маленькие лесные обитатели, которых заколдовала злая Баба Яга?

Лесные звери: медвежата, лисята, зайчата, волчата и другие зверята, а также обитатели болота - журавль, цапля, лягушки и другие резвились в лесу возле болота. Они сначала бросали друг в друга мячом, а затем стали соревноваться, кто дальше кинет мяч. Журавлик хорошо разбежался на своих длинных ногах, сильно ударил своим длинным носом по мячу и нечаянно попал мячом в избушку на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба Яга. Мяч разрушил часть трубы, через которую Баба Яга вылетала на метле делать свои пакости людям и зверям, и упал через эту трубу внутрь ее избушки.

Лесные зверята и обитатели болота поняли, куда попал их мяч. Они слышали про злой нрав старухи, побоялись лезть в ее избушку за своим мячом и разбежались по своим лесным и болотным доми­кам. Вскоре прилетела Баба Яга, увидела разрушенную трубу и мяч у себя в избушке, который, падая, еще разбил в ее комнате посуду и рассыпал запасы крупы, из которой она варила кашу.

Баба Яга сразу поняла, как это случилось, почему разрушена ее труба, разбита посуда, рассыпаны припасы и пригрозила: «Ну уж, я вам покажу! Вы разрушили мою трубу, через которую я вы­летаю к своим друзьям - Лешему, Кощею, Водяному! Лишили меня посуды и запасов пищи. А я разрушу вас! Я превращу вас в шишки, желуди, веточки и разбросаю по лесу! И вы никогда не сможете восстановиться!».

Как сказала Баба Яга, так и сделала. И превратила зверей, птиц и лягушек в то, что лежит сейчас у вас в коробках. Но это увидела Старая сова (учитель показывает детям поделку из при­родных материалов «Сова» или любого другого персонажа из при­родного материала, который есть у учителя под рукой). Она при­летела к нам и рассказала, что произошло в лесу у болота. Это не шишки, не желуди, не колючки, не веточки. Это распавшиеся части заколдованных маленьких лесных обитателей. Нам нужно помочь расколдовать и восстановить их.

Объяснение: Посмотрите, какими они были! (Показываются различные поделки и иллюстрации). Давайте первым расколдуем журавля.

Демонстрируется образец журавля, выполненный учителем, и предлагается рассмотреть журавля и его детали на страницах учебника.

Работа с учебником. Учитель читает текст о журавле (с. 20).

Для восстановления заколдованного журавля нам понадобят­ся: две еловые шишки, тонкие ветки деревьев и пластилин.

Дети анализируют образец и рассматривают его схематиче­ское изображение. Учитель объясняет способы соединения дета­лей (частей фигуры) с помощью пластилина.

Внимание детей обращается на мысленное положение осевых линий головы с клювом, шеи, ног и туловища. Учитель сообщает, что положение осевых линий при сборке журавля можно менять в различных направлениях, и тогда журавлик будет принимать разные позы. Важно, чтобы дети убедились, что осевая линия про­ходит через середину изделия (детали) и делит его на две части.

Практическая работа по образцу, схеме и учебнику

Физкультминутка:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

киваем головой.

Мы руки опускаем,

мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ.

Мы руки поднимаем:

хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

и побежим кругом.

Порядок выполнения работы:

1. Определяем количество деталей, из которых состоит из­делие.

2. Отбираем материалы, похожие на формы тела и головы изделия. Для тела выбираем большую продолговатую ело­вую шишку. Голову можно сделать из шишки поменьше. Для изготовления шеи, длинных ног и клюва можно ис­пользовать тонкие ветки.

3. Определяем взаимоположение основных частей (деталей) журавля.

4. Отдельные детали крепим к телу с помощью пластилина.

5. Изготовленное изделие устанавливаем на подставку из пластилина.

6. После окончания работы аккуратно складываем в короб­ку оставшийся природный материал.

Подведение итогов

- Какие природные материалы ты использовал для изготовле­ния журавля?

- Из каких еще материалов можно сделать журавля?

- Для чего нужно учитывать положение осевых линий в из­готавливаемых изделиях?

- Каким способом соединены детали журавля?

Задание для творческой работы. Расколдуй из природных ма­териалов персонаж зверя или птицы по своему выбору.

 

Урок 11

Тема: Глина и пластилин

Тип урока: практический.

Вид занятия: работа с пластилином.

Цель урока: формирование у первоклассников умений рабо­тать с пластилином, развивать мускулатуру рук. Задачи урока: а) научить школьников:

- соблюдать правила работы с пластилином;

- анализировать предмет, его строение, видеть в окружающих предметах и пластилиновых объектах труда те или другие объемные геометрические формы;

- отрезать стеком или ниткой кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики между ладонями рук;

- выдавливать пальцем углубления на пластилиновой форме и формировать образ яблока;

- скатывать жгутик - черенок и укреплять его в верхней вы­емке яблока;

- отщипывать мелкие кусочки пластилина, скатывать в ша­рики, расплющивать их и удлинять, формируя листочек.

б) формировать интерес к лепке;

в) воспитывать аккуратность, точность, терпеливость, стрем­ление доводить начатую работу до конца.

Оборудование и материалы: спецодежда (фартук и нарукавни­ки); учебник; фрукты, овощи или их муляжи; пластилин, стеки, под­кладные листы (картон или дощечка), клеенки, салфетки, баночки с водой, раскладной транспарант «Правила работы с пластилином».

Технологические приемы: отрезание, скатывание, продавливание, расплющивание, вытягивание.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

- Что нужно было читать по учебнику?

- Что такое лепка!

- Из каких материалов можно делать лепные работы?

- Какая разница между глиной и пластилином?

- Какие правила нужно соблюдать при работе с пластилином?

2. Сообщение темы урока и демонстрация образца:

- Угадав загадку, вы узнаете, что мы сегодня будем лепить:

Лежали на полях, висели на деревьях

Красные и желтые, круглые и вкусные.

(Фрукты)

- Как вы думаете, трудно лепить овощи и фрукты?

- Чем отличаются овощи от фруктов?

- Кто нам хочет рассказать стишок, загадать загадку или спеть песенку про яблоко (грушу и т.д.)?

- Хотите, чтобы вылепленные вами изделия были красивыми и аккуратными?

- Что для этого нужно?

3. Проверка готовности детей к уроку и организация рабочего места

На классной доске учителем заранее нарисована схема раци­ональной организации места. На ней указаны места расположе­ния пластилина, стека, баночки для воды и учебника.

- Для того чтобы ваши работы получились красивыми и ак­куратными, важно правильно организовать рабочее место: стол застелить клеенкой и на нем нужно правильно уложить принад­лежности для лепки на столе.

- Посмотрим внимательно на схему на доске. Где должны ле­жать пластилин, стек, учебник? А где должна стоять баночка для воды и лежать салфетка?

Для чего нам нужны вода и салфетка?

- А теперь посмотрим, кто быстрее и правильнее организует свое рабочее место! (Наблюдение, воду в баночки в рабочем поряд­ке учитель наливает сам или с помощью дежурных).

- Молодцы! Теперь и на других уроках труда любую работу нужно начинать с организации рабочего места.

4. Работа с учебником

- Дома вы прочитали о правилах работы с пластилином. По­вторим их:

- Не бери пластилин в рот.

- Следи, чтобы кусочки пластилина не падали на пол, иначе они прилипнут к нему.

- Старайся не испачкать одежду надевай фартук и нарукав­ники.

- Работай с пластилином на подкладной доске.

- Перед работой смочи руки в воде, разомни пластилин в руках.

- После работы мой руки с мылом или вытирай их влажной салфеткой.

(Учитель раскрывает и ставит на видном месте раскладной транспарант с изображением рабочего места и правилами безопас­ной работы с пластилином).

5. Объяснение нового материала Анализ образца:

- Какую знакомую форму напоминает яблоко? (Шар, мячик).

- Чем отличается форма яблока от формы шара? (Шар - круг­лый, а яблоко не совсем круглое и т.д.).

- Какого цвета наше яблоко?

- Выбери для яблока цвет пластилина по желанию. Показ приемов трудовых действий:

отрезание, скатывание, продавливание, расплющивание, вы­тягивание.

Физкультминутка:

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни:

Раз, два, три, четыре, пять - не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать захотели.

Поработаем немножко и дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели - и обратно в путь.

(Повороты кистей рук вправо, влево. Постукивание по парте пальцами рук, повороты вправо, влево).

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так головой своей крутили (повороты голо­вой)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили

(наклоны в сторону, руки вперед)

А потом они плясали, выше лапы поднимали.

Вот так, вот так выше лапы поднимали.

(Подскоки на месте)

Лебеди летят, крыльями машут вот так, вот так.

Прогнулись над водой

(плавные движения руками с приседа­ниями), покачали головой вот так, вот так.

6. Самостоятельная работа детей и наблюдение

7. Итог урока

- Чему сегодня научились?

Анализ выставленных работ и оценка деятельности учащихся.

8. Уборка рабочих мест

Учитель: Остатки пластилина аккуратно соберите в коро­бочку, стеки протрите салфеткой. Не забудьте помыть руки водой с мылом.

Домашнее задание: вылепить самостоятельно по рисунку из учебника грушу или огурец; подготовиться к практической работе - принести все для лепки и спецодежду (фартук и нарукавники).

 

 

Урок 12

Тема: Гусеница

Тип урока: практический.

Вид занятия: работа с пластилином.

Цель урока: учить видеть в окружающих предметах те или другие объемные геометрические формы; учить анализировать предмет, его строение; совершенствовать навыки работы с пла­стилином.

Оборудование и материалы: спецодежда (фартук и нарукав­ники); учебник; образцы пластилиновых гусениц; иллюстратив­ный материал; пластилин, стеки, подкладные листы (картон или дощечка), клеенки, салфетки, баночки с водой, раскладной транс­парант «Правила работы с пластилином».

Технологические приемы: отрезание, скатывание, расплю­щивание, прилепливание, вытягивание.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

- Что было задано читать по учебнику?

- Во что превратится гусеница после того, как вырастет?

- Какие правила нужно соблюдать при работе с пластилином?

2. Сообщение темы урока и демонстрация образца

- Итак, кого мы сегодня будем лепить?

По листу она ползет.

Потихоньку лист грызет.

Потом преображается –

В кокон превращается.

(Гусеница)

- Кто знает стишок, загадку или песенку про гусеницу?

3. Анализ иллюстрации и пластилиновой гусеницы

- Знаете ли вы, что гусеница - это личинка бабочки? Она ин­тенсивно питается (обычно листьями, плодами, корнями расте­ний, реже шерстью, воском и др.), растет, растет, растет и после ряда линек волшебно превращается в куколку.

- Из каких частей состоит тело гусеницы?

- Какие геометрические тела напоминают части тела гусени­цы?

4. Проверка готовности детей к уроку и организация рабочего места

На классной доске - схема рациональной организации места. На ней указаны места расположения пластилина, стека, баноч­ки для воды и учебника.

- Кто быстрее и правильнее организует свое рабочее место?

5. Повторение правил работы с пластилином

(Учитель раскрывает и ставит на видном месте раскладной транспарант с изображением рабочего места и правилами безопас­ной работы с пластилином). Дети повторяют правила вслух.

6. Объяснение нового материала

- Откроем учебник и рассмотрим красивую, добрую гусеницу, которую сейчас будем лепить.

- Какого цвета пластилин нам понадобится?

- Какая часть гусеницы самая крупная? (Голова)

- Какой она формы? (Круглая)

- А из скольких частей состоит туловище?

- Какой формы эти части?

- Чем они отличаются друг от друга?

Физкультминутка

Показ приемов трудовых действий (объяснение с практиче­ским закреплением)

- На прошлом уроке мы уже научились отрезать нужные ку­сочки пластилина. Сейчас отрежем нужный для работы кусочек пластилина желаемого цвета. Как это правильно сделать, нам по­кажет (выбрать ученика).

- А теперь раскатаем отрезанный кусок пластилина в колба­ску: сначала скатаем шарик, его можно скатать между двух ла­дошек или одной ладошкой по столу, затем шарик раскатаем по столу одной или двумя ладошками. Ну-ка, попробуем! Покажите! (Дети повторяют трудовые действия).

- Теперь оставшуюся колбаску стеком разделим на девять кусочков. (Дети вслед за учителем делят пластилин на 9 частей). Комментарии: Каждый последующий кусочек должен быть чуть больше предыдущего.

- Из полученных кусочков катаем шарики, и каждый шарик немного сплющиваем между большим и указательным пальцами так, чтобы получились толстенькие таблеточки. (Дети повторяют трудовые действия. Далее прилепляем их друг с другом в тулови­ще).

- Чего не хватает гусенице? Правильно, головы. Для этого возьмем кусочек пластилина другого цвета и скатаем из него шар. Прилепим к нему глаза, рот, рожки и прикрепим голову к туло­вищу.

Чтобы наша гусеница стала еще красивей, к верху туловища прилепим по маленькому шарику. Осталось усадить ее на листик. Наша гусеница готова!

6. Игра: с гусеницами можно придумать игру и роли для каж­дой: гусеница-мама, гусеница-папа, гусеница-соседка и т.д. Гусе­ница добрая, гусеница злая, гусеница ленивая, гусеница трудяга. Можно составить из них выставочную композицию и дать ей под­ходящее название.

7. Итог урока

- Кто такая гусеница!

- Каким трудовым приемам работы с пластилином мы сегод­ня научились? (Отрезание, скатывание, расплющивание, вытяги­вание).

Анализ выставленных работ и оценка деятельности учащих­ся.

8. Уборка рабочих мест

Учитель: Остатки пластилина аккуратно соберите в коро­бочку, стеки протрите салфеткой. Не забудьте помыть руки водой с мылом.

Домашнее задание: подготовиться к практической работе, принести все для лепки и спецодежду (фартук и нарукавники).

 

 

Урок 21

Тема: Цвет и форма предметов. Аппликация

Цель урока: формирование представлений о цвете и форме предметов; дать понятие об аппликации. Задачи урока:

- научить различать цвет и формы предметов;

- развивать образное мышление;

- воспитывать аккуратность, доброжелательность.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ра­бота с учебником.

Наглядности: учебник «Трудовое обучение. 1 класс», цвето­вой круг, различные формы предметов, иллюстрации поделок с различными формами, образцы готовых поделок, иллюстратив­ный материал.

Оборудование и материалы: ножницы, шаблоны, цветная бу­мага, картон.

Ход урока

I. Организационный момент

Упражнение на внимание «Каким цветом раскрасить?» Даны овощи, фрукты, листья без цвета и цветовой ряд. Задание: Определите, каким цветом раскрасить листья, овощи и фрукты.

II. Ориентировка в задании

1. Работа по учебнику. Вопросы: Назовите цвета радуги. Сколько их?

Как легче запомнить очередность цветов? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

- Почему цветку дали такое название - « цветик - семицветик » ? Это волшебный цветок. Так говорится в сказке.

Оторвав лепесток, можно загадать желание, и оно сбудется. Надо только произнести заветные слова:

Ты лети, лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Облети вокруг Земли –

Быть по-моему вели.

А еще лучше, если к словам приложить свое старание, уме­ние. Давайте и мы загадаем желание - сделать красивый цветик - семицветик, очень хорошо потрудимся и... Что тогда? (Наше же­лание непременно исполнится).

2. Анализ изделия (по образцу учителя).

Учитель. Цветок состоит из семи лепестков, стебля и двух ли­стьев.

Какого цвета стебель и листья? (Зеленого) Какие по форме ле­пестки? (Овальные) Какого цвета лепестки? (Цветов радуги)

3. Составление плана работы:

1) Отрезать восемь одинаковых по размеру квадратиков и еще четыре квадратика, но их разрезать по диагонали, и у вас полу­чится восемь треугольников.

2) Из этих деталей попробуйте собрать мозаику, отметить ка­рандашом место расположения крайних деталей на листе.

3) Нанести клей на детали и приклеить на картон.

4) Дополнительно сделать полосы из бумаги для рамки.

III. Организация рабочего места

Подготовка инструментов, основы для работы.

IV. Практическая работа

1. Повторение пооперационного плана.

2. Выполнение изделия.

Учитель: По желанию можете нанести контур карандашом.

Ребята, обратите внимание на то, чтобы все детали располага­лись на листе ровно.

Физкультминутка

Упражнение с пальчиками и кистями рук.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышет.

Наши цветики-цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

V. Отчет о выполненной работе

1. Повторение порядка выполнения изделия по вопросам: Расскажите, как делали ракету.

Что делали в самом начале? (Отрезали 8 кусочков квадрата -и четыре для треугольников)

Как надо приклеить детали к картону? (Слегка надавливая, учитывая место отметки)

2. Оценка работ.

Учитель обращает внимание детей на пропорции, располо­жение деталей на листе картона

3. Игра «Пожелание»

Учитель: - Вы сделали волшебный цветок. Ваше заклинание сбылось? Оно исполнилось только благодаря словам? Верно, еще благодаря и вашим делам. А теперь поиграем. Надо вспомнить сти­хотворение, рассказать его и назвать ваше желание. Например,

Ты лети, лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Облети вокруг Земли –

Быть по-моему вели.

- Я желаю, чтобы мои ученики были добрыми и отзывчивыми людьми.

А теперь предлагайте ваши желания. (Проговариваются вслух.)

VI. Итог урока

1. Общая оценка деятельности.

2. Уборка рабочего места.

Учитель: - Остатки бумаги аккуратно соберите в коробочку, стеки протрите салфеткой. Не забудьте помыть руки водой с мы­лом.

 

Дата проведения _________________

Тема: Оригами.

Цели: формирование представлений о форме предметов.

Задачи урока:

- дать представление об оригами как способе создания из бу­маги различных поделок;

- научить основным приемам оригами;

- упражнять в умении складывать заготовки;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ра­бота с учебником.

Наглядности: технологическая карта по сгибанию лягушки и голубя, учебник «Трудовое обучение. 1 класс», различные формы предметов, образцы готовых поделок, иллюстративный матери­ал.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, линейка, ка­рандаш.

Ход урока

I. Организационный момент

Знакомство с моделями, выполненными способом оригами. Комментирование образцов учителем.

II. Изложение нового материала.

1. Рассказ учителя.

- Дети, вам понравились фигурки из бумаги? Они сделаны приемом «оригами». Этот способ создания из бумаги различных поделок родился в далекой Японии более тысячи лет тому назад. Это не было забавой. Фигурками украшали статую богини милосер­дия Каннон, прося у нее защиты. Но шли годы, и люди стали укра­шать такими фигурками свои жилища, карнавальные шествия. А японские журавлики, сделанные способом «оригами», стали символом мира.

Чтобы овладеть этим искусством, необходимо познакомиться с условными знаками, принятыми в оригами.

2. Знакомство с условными знаками.

1) Сгиб «гора», сгибайте от себя.

2) Сгиб «долина», сгибайте к себе.

3) Сгиб «складка».

4) «Перевернуть».

5) Сгибать от этой точки в сторону, куда указывает стрелка.

III. Организация рабочего места. При подготовке рабочего ме­ста учитель сообщает тему урока и вместе с детьми выясняет, из каких частей состоит фигура.

1. Правила по ТБ при работе с ножницами.

2. Подготовка подсобного материала.

IV. Практическая работа

1. Выполнение задания.

Дети тренируются в приемах складывания, опираясь на тех­нологическую карту и показ учителя.

2. Нарезание полосок из квадрата.

Учитель: - Сложите пополам квадратную заготовку, прове­дите гладилкой по линии сгиба. Сложите в длину еще раз и опять проведите гладилкой по линии сгиба. Расправьте лист, разрежьте его на полоски по полученным линиям сгиба. Получилось 4 поло­ски. Это заготовки для «гармошки».

3. Работа по учебнику.

Вспомните, в каких сказках встречается лягушка. (Ответы детей)

А в каких сказках встречаются голуби?

Но в каждой из этих сказок есть и другие герои. Вы должны придумать свою сказку, не похожую на другие. И главными героя­ми в вашей сказке будут лягушка и голубь. Но вначале этих жи­вотных надо сделать. Давайте попробуем изготовить их из бумаги, а потом «оживить», как в анималистических мультипликацион­ных фильмах это делают настоящие художники.

Задание. Откройте учебник (с. 51-53). По схемам учебника са­мостоятельно сделайте «лягушку и голубя».

Физкультминутка

На болоте две подружки.

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались.

Полотенцем растирались,

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

V. Закрепление нового материала

1. Беседа по теме. Вопросы:

- Почему условные знаки имеют такие названия - «гора», «долина»? (Сложенные фигуры напоминают эти предметы).

- В какой стране придуман этот вид искусства? (В Японии). Фигуры каких животных делали? (лягушки и голубя). Какие особенности внешнего вида лягушки и голубя можете назвать? (лапы, глаза, крылья и клюв)

Назовите, какой вид сгиба бумаги использовали.

2. Оценка работы.

Учитель: - Хорошо получились те работы, которые выпол­нены аккуратно, не отступая от технологической карты.

VI. Итог урока

1. Общая оценка деятельности класса.

2. Уборка рабочего места.

 

Урок 28

Тема: Закладка из картона

Цели: дать представление о способах резания бумаги и созда­ния из бумаги различных поделок.

Задачи урока

- научить основным приемам резания бумаги;

- упражнять в умении резать равномерно;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ра­бота с учебником.

Наглядности: технологическая карта по изготовлению за­кладки из бумаги учебник «Трудовое обучение. 1 класс», заклад­ка для книг, нанесение рисунка по шаблону, образцы готовых по­делок, иллюстративный материал.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, линейка, ка­рандаш, шаблоны, гладилка.

Ход урока

I. Организационный момент

Знакомство с моделями, выполненными приемами резания.

нанесение рисунка по шаблону. Комментирование образцов учи­телем.

II. Изложение нового материала

1. Беседа.

а) Вопросы:

- Вы все любите читать книги? (Ответы детей)

- Вы прочитали несколько страниц книги, но должны отло­жить книгу. Что вы делаете, чтобы не забыть место, где читали? (Ответы детей)

б) Вот и гномы из страны Гномик любят читать книги. Они чи­тали всегда маленькие книжки, которые быстро заканчивались. Но в этот раз им попалась очень толстая книжка. Ее они не успе­вали дочитать до вечера. А как не забыть, где остановились? Гном Лука предложил сделать закладку. И снова на столе появились цветная бумага, клей, картон и ножницы и работа закипела. За­кладки получились на удивление красивыми. Теперь можно было каждый день менять закладку или читать одновременно несколь­ко книг. На следующий день гномы продолжили читать книгу сказок.

2. Начало работы.

а) Объяснение.

Берем широкую полоску картона. Мы будем ее украшать. (По­казывает образцы). Для того чтобы сделать узор из цветов, нужно вырезать лепестки и аккуратно наклеить их на картон, чередуя по цвету. А также можете придумать узор сами. И тогда закладка будет необычная и непохожая на другие.

б) Самостоятельная работа.

Перед началом работы вспоминаются правила работы с нож­ницами. Дети вырезают и наклеивают детали на картон. Учитель следит за осанкой детей.

в) Физкультминутка.

3. Итог.

Итог подводится в виде выставки работ. Дети сами оценивают свои работы.

4. Домашнее задание.

Раздаются листочки с заданием, что принести на следующий урок: пластилин, стеку.

 

Урок 29

Тема: Елка

Цели: Ознакомление учащихся со способами разметки симме­тричных деталей из треугольников и круга.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с техникой изготовления елки из бу­маги и картона;

- научить анализировать задание, работать по технологичес­кой карте, склеивать объемные изделия из половинок деталей;

-развивать точность при разметке, мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность;

-воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстети­ческий вкус.

Оборудование: для учителя: образец изделия, шаблоны; для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, ниточка для подве­шивания изделия, простой карандаш.

Ход урока

I. Вводная часть (не более 3 мин):

1. Организационный момент, приветствие.

2. Подготовка к уроку.

3. Техника безопасности при работе с колюще-режущими предметами.

П. Содержание урока

Вступительная беседа.

- Ребята, почему у меня на столе елочка? (Скоро Новый год)

- Правильно. Чтобы его хорошо отметить, нужно приготовиться к его встрече.

Что самое главное на этом празднике? (подарки)

- А еще? (дед Мороз, елка)

- А как выглядит елочка в праздник? (нарядной, красивой)

- Молодцы! Правильно!

Елка наряжается.

Праздник приближается.

Новый год у ворот.

Ребятишек елка ждет.

- Ребята! Посмотрите на елочку, она украшена шарами, игрушками, которые можно сделать самим. Они очень необычные и красивые.

Работа с учебником

- А теперь откройте учебники (с. 60) и рассмотрите рисунок. Расскажите, что вы видите?

- Прочитаем, что написано.

- Рассмотрите внимательно схемы на с. 61 и расскажите, что вы узнали?

III. Подготовка к практической работе. Посмотрите на эту елку. Что в ней необычного вы заметили?

- Какой она формы?

- Из какого материала она изготовлена?

Предлагаем еще один вариант изготовления елки. План работы:

1. Возьмем лист цветной бумаги, ширина - 7 см, длина – 25 см.

2. Согнем гармошкой.

3. По шаблону на одной из плоскостей разметим половинку елки.

4. Вырежем деталь, раскроем.

5. Согнем цветной стороной бумаги внутрь.

6. Попарно, ребро к ребру соединим детали, склеив плоскостя­ми.

7. Между последними заготовками вставить цилиндрический ствол и вклеить оставшуюся деталь.

8. Подровнять после сушки, выступающие неровные края.

IV. Практическая работа

Дети выполняют самостоятельно, учитель помогает индиви­дуально.

V. Итоговая часть

- Какую работу вы сегодня выполняли?

- Вам понравилось их делать?

- На следующем уроке мы продолжим.

 

Урок 36

Тема: Украшение ювелирных изделий орнаментом. Браслет

Объект труда: Национальный браслет.

Цель урока: формирование представлений о браслете как одном из видов казахских ювелирных изделий и предмете нацио­нальной культуры.

Задачи урока:

- научить приемам изготовления и декоративного оформле­ния браслета из доступного для учащихся материала - алюминие­вой фольги;

- сформировать представления о связи декоративного реше­ния изделия декоративно-прикладного искусства с его назначени­ем и формой.

- привитие интереса к изготовлению казахских националь­ных изделий и орнаментов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструк­тажи всех видов.

Оборудование и наглядность: иллюстративный материал и на­туральные изделия; объект труда - самодельный браслет из фоль­ги; материал - алюминиевая фольга; разметочно-измерительные инструменты (линейка, угольник, карандаш; шариковая ручка с пустым стержнем или острая деревянная палочка (для придания орнаменту выпуклости); режущий инструмент - ножницы; ша­блоны; подкладной лист из картона; учебник «Трудовое обучение. 1 класс».

Ход урока

I. Организационная часть: психологический настрой на вы­полнение трудовых действий.

Учитель: Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Я вам тоже желаю удачных работ и правиль­ных действий по их выполнению.

ІІ. Объяснение нового материала

Демонстрация учителем объекта труда - национального браслета.

Вопросы к классу: «Как называется это изделие? Для чего оно предназначено? Из чего сделано? Какому народу принадлежит? По каким признакам это можно определить?».

Браслет (б1лез1к) - украшение девушек, мам и бабушек, сде­ланный в национальном стиле (на классной доске записываются оба термина). Произнесем название предмета, который мы сегод­ня будем изготавливать (дети хором произносят оба термина).

Браслет - один из древних видов казахского ювелирного ис­кусства. Его изготавливали зергеры (ювелиры) из золота, серебра, бронзы и других драгоценных металлов (на доске записываются и произносятся слова «зергер - ювелир»). Зергеры сами добывали сырье и изготавливали орудия и инструменты для производства своих изделий. Секреты ювелирного искусства передавались от отца к сыну, от учителя-наставника - к ученику.

Браслеты отделывали орнаментом. Считалось, что ношение браслетов оберегает человека от злых духов. Мы попробуем сде­лать браслет из алюминиевой фольги.

Откройте свои учебники и внимательно рассмотрите рисунки браслета и этапы его изготовления.

III. Практическая работа

1. Вспомним правила безопасности работы ножницами, отре­жем необходимое количество фольги и выровняем ее поверхность на подкладной доске.

2. Из плотной бумаги вырежем полоску, соответствующую размеру браслета.

3. Эту полоску накладываем на фольгу, острой деревянной па­лочкой или карандашом обводим по контуру. Фольгу отрезаем на 5-7 мм шире полоски. Фольгу загибаем по линии.

4. Теперь мы должны нанести узор на браслет. Узор наносим на лист бумаги. Затем переносим его на фольгу с помощью кальки. Нанесенный узор оформляем выпуклыми и вогнутыми линиями, выдавливая их с помощью острой деревянной палочки, пустого шарикового стержня или других приспособлений.

5. После окончания работы полоску, вырезанную из плотной бумаги, оборачиваем калькой.

6. Формируем браслет.

IV. Подведение итогов

1. С каким видом казахских национальных изделий мы сегод­ня познакомились?

2. Как в старину называли мастеров, которые делали браслеты?

3. Как их называют сегодня?

4. Какие трудовые операции вы применяли при изготовлении браслета?

5. С помощью каких приспособлений можно выдавить узор браслета?

6. Чьи браслеты вам понравились больше всего?

7. Как понимать смысл пословиц: «Жигиту знание и семиде­сяти ремесел нелишне», «Знание ремесла делает честь жигиту», «Руки мастера всему народу служат», «Умельцу голод неведом», «Умелые руки - к счастью дорога»?

Примечание: приведенные пословицы можно применять по ситуациям на тех или иных этапах урока.

 

Урок 49

Тема: Одеяло из лоскутков

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование у школьников представлений о лоскут­ном шитье как части казахского национального наследия. Задачи:

- ознакомить младших школьников с видами национального лоскутного шитья и традиционными мотивами геометрических узоров;

- сформировать представления о видах традиционных наци­ональных изделий в технике лоскутного шитья и их значении в жизни человека;

- прививать интерес к лоскутному шитью и изучению лоскут­ных узоров.

Материально-техническое оснащение урока

для учителя: образцы одеяла в материале, иллюстративный материал, альбомы и раскладные транспаранты с лоскутными узорами, плакаты по безопасности труда школьников, раздаточ­ный материал - шаблоны;

для учащихся: цветная бумага, лоскуты ткани, инструменты и принадлежности для работы с бумагой, клей ПВА, основа под узоры, подкладной лист.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, демон­страции, инструктажи, показ приемов трудовых действий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

III. Объяснение нового материала

Сегодня мы будем изучать узоры, применяемые в лоскут­ном шитье. Сборка и сшивание разноцветных лоскутков из ткани (құрақ) - древнее и увлекательное ремесло казахских женщин. Этот вид национальных изделий существует столько же, сколько существуют ткани, привозимые в Казахстан по Великому шелково­му пути, и шитье. Посмотрите, какие красивые вещи из лоскутков, радующие глаз, делали казахские мастерицы согласно своему вку­су и фантазии (демонстрации). Назовем эти вещи (дети называют, учитель комментирует: құрақ көрпе (одеяло), құрақ көрпеше (под­стилка на пол), бесік көрпе (одеяла для колыбели), подушки.

Искусство лоскутного шитья связано с традициями и обы­чаями прошлого. В старину лоскутные изделия были обязатель­ной частью приданого казахской невесты. Их наличие означало пожелание молодой семье прибыли, достатка, благополучия. Когда девушка выходила замуж, ей давали определенное коли­чество лоскутных изделий. Этот обычай, доставшийся нам в на­следство, сохранился и в наши дни. Количество көрпе в прида­ном невесты должно было быть нечетным, а көрпеше - четным, то есть, одна вещь в общем счете должна была быть лишняя. Например, если көрпе было 5 штук, то көрпеше должно быть 6, көрпе - 7, то көрпеше 8 и т.д. Считалось, что именно такое ко­личество лоскутных изделий отгоняет злых духов от молодоже­нов. Часто в приданое невесте давали всего одну вытянутую на всю кровать лоскутную подушку, чтобы молодые не ссорились и жили дружно.

Каждому лоскутику, специально хранимому для этого за­нятия, находили место в лоскутном узоре, любовно подчеркивая его красоту и своеобразие. Недаром в народе, восхищаясь краси­во подобранными предметами говорят: «Қыздың жиған жүгіндей екен», что в переводе означает: «Как будто собрана девичьими ру­ками*.

Посмотрите на эти узоры (демонстрации узоров). Как в народе их называют?

Демонстрация орнаментов: верблюжий глаз, гребень, тюль­пан, бараний рог и др.

Почему узоры так называют?

Не правда ли, лоскутные узоры напоминают калейдоскоп? Квадраты, треугольники из лоскутков то собираются в строгие ге­ометрические узоры, то разбегаются по полю в ярком красочном многоголосии! Этому гармоничному слиянию лоскутков в единое целое в старину также придавался магический смысл: оно озна­чало пожелание молодой семье счастья, чтобы ее жизненное по­лотно было таким же крепким, сплоченным и наполненным ярки­ми радостными событиями. И до сих пор в народе бытует притча (или духовное завещание): «Басың құрала берсін, майдалап дуние болады, майдалап 6ip тамшыдан өзен болиды...», то есть «Пусть строится твое будущее, из мелочи собирается целое богатство, из одной капли воды накапливается целое озеро...».

Обязательным обрядовым свадебным ритуалом в казахском быту, означавшим проявление уважения, было дарение көрпе и көрпеше от родителей невесты родителям жениха.

Сегодня мы поучимся с вами собирать узор для көрпе из бума­ги или лоскутков ткани. Откроем учебник и посмотрим на образец көрпе, который нам предстоит сделать (с. 93, 94).

Практическая работа

Физкультминутка;

Раз, два, три, четыре, пять - вышли детки погулять. Раз цветочек, два грибочек - положили в кузовочек. Дальше по лесу пошли и на речку набрели. Ну а в речке - рыбки, рыбки очень гибки. Рыбки-невелички плавают в водичке. Рыбкам весело играть, мы хотели их поймать. Ничего не получилось - стали рыбки уплывать. Свои спинки изгибать и хвостами нам махать. Инструктаж:

1. Разметь и вырежь из цветной бумаги или ткани геометри­ческие узоры и составь из них образец көрпе из лоскутков, пока­занный на рисунке.

2. На нижнюю сторону вырезанного узора нанеси клей от се­редины к краям.

3. Наклей узоры на бумагу, выровняв края.

4. Приведи в порядок рабочее место.

Подведение итогов

1. Какие казахские национальные изделия из лоскутков ты знаешь?

2. Какие узоры можно сделать из лоскутков?

3. Какие народные традиции связаны с лоскутными узора­ми?

4. Из каких деталей состоит составленный тобой образец көр­пе из лоскутков?

Комментарии
Комментариев пока нет.