Интерактивные методы обучения на на уроках трудового обучения (Из опыта работы учителя трудового обучения)

1
0
Материал опубликован 24 January 2016

Интерактивные методы обучения на на уроках трудового обучения

(Из опыта работы учителя трудового обучения Романовой Л.В.)

Определяющим для личностно-ориентированного обучения должно быть социокультурный диалог в системе "педагог - ребенок" на основе ее понимания, принятия и признания.

Активнее способствуют этому интерактивные методы обучения. Благодаря заложенным в их суть самостоятельные деятельности и групповые взаимодействия, они могут быть полезными и перспективными для учителя и для учащихся. Теоретической основой введения интерактивных методов обучения должны быть системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к построению дидактических процессов, а также инвариантность процесса обучения, урока как конкретной формы существования процесса усвоения знаний и метода обучения.Методологической основой - разработки современных российских и зарубежных педагогов в области методов и технологий обучения. Tepмин "интерактивный" пришел к нам из английского и имеет значение "взаимодействующих". Существуют разные подходы к определению интерактивного обучения. Одни ученые определяют его как диалоговом обучения: "Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или Интерактивное обучение не является совершенно новым, ведь подобные подходы применялись с давних времен, а в течение короткого времени в начале российской педагогики были очень распространенными в школе (лабораторное и бригадную обучения 20-х годов).

Какие сильные стороны интерактивных методов обучения? Прежде всего - повышение "КПД" процесса усвоения Информации. По данным американских ученых, во время лекции ученик усваивает всего лишь 5% материала, во время чтения - 10%, работы по видео / Аудиоматериалы - 20%, во время демонстрации - 30%, во время дискусии- 50%, во время практики - 75%, а когда ученик учит других или сразу применяет знания - 90%. Как видим, относительно пассивные методы обучения (когда ученик только усваивает и воспроизводит информацию) имеют уровень (в 5-10 pаз!) Ниже эффективность, чем aктивные и интерактивные. Во время интерактивного обучения ученик стaновится не объектом, а субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и собственной образования и развития (это особенно важно для старшеклассников).

Особая ценность интерактивного обучения в том, что ученики учатся эффективные работе в коллективе. К сожалению, даже старшеклассники часто не имеют этих навыков (это замечает каждый педагог-практик, когда идет подготовка к какому-то внеклассного мероприятия и начинаются "интересные" процессы в коллективе: сначала вcе претендуют на роль лидера, а когда доходит до реального продуктирования идей и иx воплощения в жизнь, класс стaновится пассивным и вcе ждут внешнее руководство. В слабоорганизованном классе коллектив сразу пассивный, руководителя приходится назначать «сверху», но обязательно найдется "непокорный". То есть не происходит нормального процесса распределения ролей, взаимодействия, принятия pешения и их выполнения, Ученики это способны, поскольку не умеют, а не умеют том, что их не научили сотрудничать. А именно эти навыки будут полезными и постоянно применяемыми во взрослом жизни. При правильном, спланированном и систематическом применении интерактивных методов эту проблему можно решить.

Интерактивные методы обучения является частью личностного-ориентированного обучения, поскольку способствуют социализации "личности, осознание себя как части коллектива, своей роли и потенциала.

Сущность и виды интерактивных методов обучения,применяемых на уроках трудового обучения.

Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6-ти человек), вторые - совместную работу и взаимообучения всего класса.

При обсуждении в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты, выступление при фронтальный работе - 1 минута.

Групповые методы:

Работа в парах.

Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и тому подобное. В условиях парной работы все дети в классе получают редкую по традиционному обучением возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом.

Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что ученики не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно выполнить упражнения, которые при других условиях потребует большой затраты времени. Среди них:

• обсудить короткий текст

• взять интервью

• сформулировать итог урока

• разработать вопрос к преподавателю

• проанализировать проблему

• протестировать друг друга

• ответить на вопрос учителя.

Работа в малых группах

Работу в группах следует использовать для решения проблем, требующих коллективного разума. Практиковать малые группы только в тех случаях, когда задача требует совместной работы.

«Круг идей»

Целью «круга идей» является решение спорных вопросов, создание списка идей и привлечения учащихся к обсуждению вопроса. Технология применяется когда все группы должны выполнять одно и то же задание.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» побуждает учащихся проявлять воображение и творчество, дает возможность им свободно выражать свои мысли. Цель «мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме от всех учащихся в течение ограниченного периода времени.

Особо интересный вопрос решение творческих, эвристических задач.

Такие задачи наиболее развивают творческое мышление.

Это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастом. Основная цель- развитие творческого стиля мышления.

Дидактические ценности:

- Это активная форма работы;

- Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- Ученики учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует

учитель, Поощряйте тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

-Учитель легко поддерживать трудного ученика, обратившим внимание на его идею;

- Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

- Вызывает большой интерес учеников.

Микрофон

Технология «Микрофон» предоставляет возможность каждому сказать что-то

быстро, по очереди, отвечая на вопрос или выражая собственное мнение.

Незаконченные предложения

Прием часто поедуеться с «микрофоном» и дает возможность более основательно работать над формой выражения собственных мыслей и сравнивать их с другими.

Диалог

Суть его заключается в совместном поиске согласованного решения. Диалог исключает противостояние и критику. Класс объединяется в 5-6 рабочих групп и групп экспертов из сильных учеников. Рабочие группы получают 5-10 минут для выполнения задания. Группа составляет свой вариант решения задачи. По завершении работы представителя от каждой рабочей группы делают итоговая запись. Эксперты фиксируют общие взгляды, в завершение предлагают обобщенный ответ на задание.

Всё это обеспечивает внутреннюю мотивацию обучения, способствует его эффективности.

Благодаря эффекту новизны и оригинальности интерактивных методов при правильной их организации растет любопытство к процессу обучения,

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной 
технологии:

1.Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2.Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

3.Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Используя технологии интерактивного обучения, на уроках поддерживается атмосфера оживленного общения — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивных методов, я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски. Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной интерактивной доской. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании данных технологий учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы. Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно. Я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивных технологий работают все дети без исключения. При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.