Дидактический материал на уроках английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (2–6 класс)
Лучший дидактический материал для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор и составитель
Мавринская Юлия Юрьевна
Учитель английского языка
Февраль 2023
Пояснительная записка
Какой он, лучший дидактический материал для ребёнка с ЗПР? Прежде всего яркий, доступный, функциональный и запоминающийся. При обучении ребёнка с ЗПР английскому языку важно знать, что если правила чтения новых слов и их лексическое значение непонятны, то слова не остаются в памяти. При следующем применении слов в новых ситуациях ребёнок вероятнее всего не сможет их воспроизвести либо осознанно использовать.Чтобы помочь ребёнку выучить слова, т.е. соединить звуковую оболочку слова с его графическим оформлением, учитель подбирает приёмы и зачастую не обходится без дидактического материала.
Английские предлоги места и направления обычно трудны для заучивания без зрительной опоры. Ребёнку будет удобно держать в руках дидактический материал и манипулировать им. Губки для мытья посуды, надписи с обозначением предлогов места и направления и спички помогают изготовить пособие для:
Контроля заучивания предлогов при фронтальном опросе;
Работы с деформированным текстом (текст с пропусками),
Составления монологического высказывания со зрительной опорой.
Кроме того, данное пособие можно использовать для изучения темы «Город», «Достопримечательности». Для этого нужно распечатать названия объектов города (школа, банк, магазин, музей, больница, вокзал, остановка автобуса и т. п.) и разложить слова с названиями согласно надписей на посудных губках.
Манипулирование предметами во время построения монологического высказывания или ответа на вопрос способствует сенсорному и моторному развитию ребёнка. Данное пособие актуально для использования в 6 классе ЗПР УМК О.В.Афанасьева И.В.Михеева «Новый курс английского языка для российских школ», английский язык как второй иностранный.
Многие дети с ЗПР плохо определяют или совсем не умеют определять время по часам с циферблатом. Необходимость изучения определения времени по часам ( 2 класс, в нашем случае-5 и 6 класс) требует обязательного использования дидактического материала. Понятия «четверть часа», «половина часа», минуты до и после определённого часа следует сначала объяснять по-русски с помощью дидактического материала, а затем вводить лексические единицы английского языка.
«Впереди». Между губкой и табличкой для наглядности можно разместить небольшой предмет.
Предлог «между». Табличка приклеена к губкам.
«Слева». На губку с левой стороны приклеена табличка. Лучше использовать губку с углублениями.
«Справа». Табличка приклеена на правую часть губки, поставленной вертикально.
«Рядом, следующий». Лучше использовать губки разного размера.
«В, внутри». Вырезать при помощи ножниц углубление внутри губки.
«На». Приклеить на поверхность губки.
«Под». Для наглядности поставить губку на ребро.
«Рядом, около». Приклеить надпись на боковую грань.
«Позади»
«Над»
It is twelve o clock.
Обучаем понятию «Четверть часа». It is quarter past twelve.
Понятие «половина часа». It is half past twelve.
It is quarter to twelve.
It is ten minutes to twelve.
It is ten minutes past twelve.
Картинка в учебнике помогает в изучении материала, но лучше использовать шаблон, на котором присутствуют разъяснения общеизвестных понятий. Если ребёнок в быту знаком только с электронными часами, которые показывают на табло четыре цифры для обозначения часов и минут, ему будет трудно понимать на слух и оперировать понятиями, характерными для часов с циферблатом.
Предметно-развивающая среда, которую мы создаём на занятиях, является одной из слагаемых успеха системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку детей с ОВЗ.