Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья
Разработала: Ганеева Алёна Викторовна,
учитель начальных классов
2021 год
I. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка: | |
Ф.И.О. классного руководителя | |
Группа (особые потребности): | |
Заключение ПМПК: | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Психолого- педагогическая характеристика обучающегося | |
| |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного основного общего образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. |
Общие задачи на период реализации ИОП | - -организациия физкультурно-оздоровительной деятельности; -участия обучающегося, родителя, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды; -использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимся социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом особых образовательных потребностей; -предоставления обучающемуся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности; -включения обучающегося в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. |
Режим пребывания ребенка в ОО | |
Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста) |
Коррекция и развитие высших психических функций, психомоторная коррекция, развитие эмоционально- волевой и личностной сфер ребёнка, формирование пространственных | Развивать внимание, память, словесно- логическое мышление; развивать пространственно – временные ориентировки, развивать мелкую моторику кистей; совершенствовать зрительно – двигательные координации Результативность _ | Умеет сопереживать (принимать позицию партнера по общению). Умеет определять цели своих поступков, брать на себя ответственность Результативность | Наблюдение на уроках и перемене, коррекционно- развивающих занятиях; специально созданные диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями. Результативность |
представлений и псих коррекция его поведения. Результативность_ | | | |
Социализация и адаптация Результативность_ | Развивать умение вступать в контакт и работать в коллективе; формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, с учетом правил безопасного поведения, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду. Результативность _ | Умеет вступать в контакт с педагогом, сверстником. Умеет соблюдать правила безопасного поведения в быту. Умеет взаимодействовать с другими людьми в разных жизненных ситуациях. Результативность | Наблюдение на уроках и перемене, коррекционно- развивающих занятиях; специально созданные диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями; участие или присутствие на мероприятиях. Результативность |
Развитие устной речи, профилактика нарушения письма Результативность__ | Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза буквенного и слогового состава слова. Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Развитие лексического запаса и грамматического строй речи. Работа по уточнению и расширению словаря. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: внимания, | Правильно произносит звуки в самостоятельной речи. Определяет на слух последовательность звуков в слове. Владеет различными видами устной речи (разговорно- диалогической, описательно- повествовательной). Без ошибок согласовывает прилагательные и числительные с существительными. Употребляет существительные в разных падежах. Владеет понятиями по изученным лексическим темам. Умеет планировать, контролировать и оценивать учебные действия согласно поставленной задаче. Результативность | Анализ устных ответов и письменных работ по программе; анализ классных, домашних и самостоятельных работ по письменным работам Результативность |
| способности к запоминанию, способности к переключению, самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения. Развитие коммуникативной готовности к обучению. Результативность | | |
Результативность – оценка достижения планируемых результатов указывается одним из трех числовых значений соответственно:
– планируемые результаты не достигнуты
– достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
- достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику
Освоение образовательной программы
Предмет (образовате льная область) | Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Показатели достижений на конец года | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Литература | - сознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя -слоговое чтение, позволяющей понимать художественный текст; -ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, | -развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; обеспечивать достаточное понимание содержания произведений различного уровня сложности: обеспечивать развитие речи школьников; создавать | Умеет осознанно и правильно читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя. Умеет читать трудные по смыслу и по слоговой структуре слова по слогам. Умеет отвечать на вопросы по прочитанному. Умеет высказывать свое отношение к поступку героя, событию; Умеет пересказывать | Индивидуальные задания, устные опросы. Участие в классных мероприятиях. Результативность |
| опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной; -распределять загадки на тематические группы, составлять собственные; -соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста. Результативность | условия для формирования потребности в самостоятельном чтении. Результативность
| содержание прочитанного; Умеет устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Умеет рассказывать наизусть 4 стихотворения. Результативность | |
Русский язык | -формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; -понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; -сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; -овладение первоначальными | -развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - -формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания ; -воспитание позитивного эмоционально- ценностного | Умеет составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, Умеет анализировать слова по звуковому составу; Умеет различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные: Умеет определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; Умеет списывать тексты целыми | Индивидуальные задания, устные опросы Самостоятельные и контрольные работы базового уровня. Результативность |
| представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических); - развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета; -умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, , простое предложение (в объеме изученного). Результативность | отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Результативность | словами. Результативность | |
Формирование социальной (жизненной) компетентности
Направлени я деятельност и | Конкретны е задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижения на конец года | Формы оценки достижения |
Осознание себя как гражданина России; формирован ие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; | Знать и с уважением относиться к Государстве нным символам России; | Учитель, педагог – психолог, соц.педагог | Индивидуаль ные занятия, экскурсии | Знает и с уважением относится к Государственн ым символам России | Ответы на уроках и занятиях |
Формирован ие уважительно го отношения к иному мнению, | Уметь выслушать иное мнение, уважительно относится к иному | учитель, педагог – психолог | Индивидуаль ные, групповые занятия | Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению | Взаимоотношен ия со сверстниками , взрослыми |
истории и культуре других народов | мнению | | | | |
Формирован ие целостного, социально ориентирова нного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; | Выстраивать отношения, общение со сверстникам и. | Учитель, психолог, соц.педагог | Занятия, мероприятия | Умеет выстраивать отношения, общение со сверстниками | Взаимоотношен ия со сверстниками |
Развитие адекватных представлени о собственных возможностях о насущно необходимом жизнеобеспеч нии | Уметь обратиться к взрослому за помощью и сформулиро вать просьбу точно описать возникшую проблему; Осваивать навыки самообслуж ивания. | учитель, педагог – психолог, логопед, администрация школы, родители | Групповые, индивидуальн ые, беседы | Умеет обратиться к взрослому за помощью и сформулироват ь просьбу точно описать возникшую проблему; Освоил навыки самообслужива ния. | Взаимоотношен ия со сверстниками. Самообслужива ние |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющем ся и развивающе мся мире | Уметь вести себя правильно в любых проблемных ситуациях | Учитель, психолог, родитель, соц.педагог | Индивидуаль ные, групповые | Умеет вести себя правильно в любых проблемных ситуациях | Уроки, мероприятия, занятия, перемены |
Овладение социально бытовыми умениями, используемы ми в повседневно й жизни | Знать правила поведения в школе, права и обязанности ученика. Стремиться участвовать в | учитель, педагог – психолог, соц.педагог, администрация школы, родители | Индивидуаль ные, групповые | Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика. Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях | Уроки, мероприятия, занятия, перемены |
й
| повседневно й жизни класса, мероприятия х класса и школы | | | класса и школы | |
Способность к осмыслению и дифференци ации картины мира, ее временно – пространств енной организации | Уметь использоват ь вещи в соответстви и с их функциями, принятым порядком и характером ситуации | учитель, педагог – психолог, соц.педагог, администрация школы, родители | Индивидуаль ные, групповые | Умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации | Уроки, мероприятия, занятия, перемены |
Владение навыками коммуникац ии и принятыми ритуалами социального взаимодейст вия | Владеть культурным и формами выражения своих чувств; Уметь обращаться за помощью. | учитель, педагог – психолог, логопед | Индивидуаль ные, групповые | Владеет культурными формами выражения своих чувств; Умеет обращаться за помощью. | Взаимоотношен ия со сверстниками , взрослыми |
Принятие и освоение социальной роли обучающего ся, формирован ие и развитие социально значимых мотивов учебной деятельност и | Воспринима ть важность учебы, проявлять любознатель ность и интерес к новому | учитель, педагог – психолог, дефектолог, администрация школы, родители | Индивидуаль ные, групповые | Понимает важность учебы. Проявляет любознательно сть и интерес к новому | Уроки, занятия |
Развитие этических чувств, доброжелате льности и эмоциональн о- нравственно й | Проявлять доброжелате льность в отношении к другим, эмоциональ ную отзывчивост ь и | учитель, педагог – психолог | Индивидуаль ные, групповые | Проявляет доброжелатель ность в отношении к другим, эмоциональну ю отзывчивость и сопереживание | Взаимоотношен ия со сверстниками, взрослыми |
отзывчивост и, понимания и сопереживан ия чувствам других людей | сопереживан ие к чувствам родных и близких, одноклассни ков, к событиям в классе | | | к чувствам родных и близких, однокласснико в, к событиям в классе | |
Формирован ие эстетических потребносте й, ценностей и чувств | Уметь различать «красивое» и «некрасивое » | учитель, педагог – психолог, родители | Индивидуаль ные, групповые | Умеет различать «красивое» и «некрасивое» | Уроки, занятия |
Развитие навыков сотрудничес тва со взрослыми и сверстникам и в разных социальных ситуациях | Уметь в ситуации конфликта найти путь ненасильств енного преодоления | Психолог, соц.педагог | Индивидуаль ные, групповые | Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственн ого преодоления | Взаимоотношен ия со сверстниками, взрослыми |
Формирован ие установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальны м и духовным ценностям | Участвовать в физкультурн о- оздоровител ьных мероприятия х. Проявлять бережное отношение к результатам своего и чужого труда | Учитель, соц.педагог, администрация школы | Индивидуаль ные, групповые | Участвует в физкультурно- оздоровительн ых мероприятиях. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда | Уроки, мероприятия, занятия, перемены |