12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Любовь Петровна290
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
2

А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой


 

А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой

Цель:

  • помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;
  • организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А. Ахматовой.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки.

Удел до святости непоправим.

И.Северянин

 

Словарь : акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?

Выступления делегатов исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихов А.А. Ахматовой.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

Вечер”

1912

Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”. Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

ясный взгляд на жизнь;

стремление к простоте, естественности;

конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;

увлеченное любование мелочами;

близость стиха разговорному строю языка;

камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

Вечер”

1914

Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,

Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.

Однако в этом сборнике звучит лермонтовская “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”

Белая стая”

1917

Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

Тот голос, с тишиной великой споря,

Победу одержал над тишиной.

Во мне ещё, как песня или горе,

Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,

Таинственней, чем пышный Летний сад,

Она была. Не знали мы, что скоро

В тоске предельной поглядим назад.

Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года".

Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):

Я долго её просила

Зимы со мной подождать,

Но сказала: "Ведь здесь могила,

Как ты можешь ещё дышать?"

"Подорожник"

1921

"Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"

Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю.

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мой изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой…

Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

"Тростник"

1923-1940

"Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."

В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…"

Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!"

(обобщение и систематизация результатов исследования)

Своеобразие любовной лирики:

Любовь безнадёжная, несбывшаяся.

Синтез тем любви к Родине, к человеку.

Доверительность, интимность, нежность.

Сюжетность (баллада, новелла, кино).

Мотив смерти, властности, величия, странничества.

Эволюция лирической героини.

Психологизм лирической героини.

Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

Лаконизм.

Малый объём произведения.

Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.

Афористичность речи.

В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.


 

Любовная лирика А. Ахматовой

Вестью душу мою окропи,-

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.

А. Ахматова

 

Цели: познакомить обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;выявить основные черты поэтики А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”;совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Оборудование: портреты А. Ахматовой 1910–х - 1920–х годов, сборники стихотворений, музыкальное сопровождение триптих “Смятение” в обработке Д. Тухманова.

 

II. Постановка целей и задач.

Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое.

Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает особенные. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

III. Создание ситуации диалога.

У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным. Но в ее стихах лирическая героиня, испытывающая чувство любви, была иной.

Примечание: девушки читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.

Как соломинкой пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен.

Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен. “Как соломинкой пьешь мою душу”.

Мне никто сокровенней не был,

Так меня никто не томил,

Даже тот, кто на муку предал,

Даже тот, кто ласкал и забыл. “Я не знаю, ты жив или умер”

Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоем петь и гореть,

А другим – это только пламя,

Чтоб остывшую душу греть. “Тяжела ты, любовная память!”

Не гляди, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я… “Ты письмо мое, милый не комкай”

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо. “Проводила друга до передней”

А ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть меня

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня. “А ты думал – я тоже такая”

Жгу до зари на окошке свечу

Ни о ком не тоскуя,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую. “Жгу до зари на окошке свечу”

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи, -

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви. “Эта встреча никем не воспета”

 

- Определите, пожалуйста, какие оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки.

Учащиеся делают вывод об исследованном.

Примечание: В тетрадях и на доске записывается центральное понятие - любовь и те оттенки, которые существуют в лирики А. Ахматовой.

Любовь - тяжесть

- радость

- несчастье

- безумие

- зависть

- откровение

- гордость

- пытка

- земная любовь.

 

Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте.

Примечание: ученица наизусть читает стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”

Сжала руки под темной вуалью…

Отчего ты сегодня бледна?”

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь.

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

8 января 1911 г. Киев.

 

IV. Составленные самостоятельно вопросы для анализа и интерпретации стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”

- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?

- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

- Какова тема этого стихотворения?

- Что является основным событием стихотворения?

- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

Примечание: вопросы записываются на доске, корректируются, выбирается вопрос, с которого начинается анализ стихотворения.

 

- Сегодня мы в ходе анализа стихотворения “Сжала руки по темной вуалью…” начали выявлять особенности поэтического мира А.Ахматовой. В течение одной – двух минут подумайте и запишите, какие особенности поэтического мира А.Ахматовой мы выявили.

Примечание: ученики выделят такие особенности как психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.

V. Подведение итогов

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.