Дидактический материал по географии «Использование ребусов для изучения географической номенклатуры на уроках географии»
Дидактический материал по географии
«Использование ребусов для изучения географической номенклатуры на уроках географии»
Андреева Юлия Владимировна, учитель географии Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Новомосковск Тульской области
Пояснительная записка
Дисциплина - география
Тема: Горы
Класс: 5
Рекомендуемый тип занятия: изучение нового материала
Требуемые для работы знания и умения ребенка: умение разгадывать ребусы
Ожидаемые результаты: учащийся 5 класса научится определять местоположение географических объектов на карте
Инструкцию по использованию материала
Каждый урок – поле для творческой деятельности учителя.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра.
Игра есть попытка детей организовать свой опыт. В игре происходит формирование отношений, разрешение конфликтов и передача чувств.
При изучении географической номенклатуры у учащихся чаще всего возникают сложности. Ученику трудно запомнить достаточно большое число географических названий. И тут я считаю логичным использование игровых ситуаций.
При изучении темы «Горы» в 5 классе я предлагаю работу с картой организовать следующим образом:
1) На экране слайд-ребус с названием горной системы, который учащиеся разгадывают
2) Следующий слайд – ответ, который также содержит небольшую информацию о горной системе и фотографии гор.
3) Показ учителей гор на карте, нахождение, учащимися гор в атласе, нанесение их на контурную карту.
4) В конце урока, если остается время и класс достаточно сильный можно провести закрепление при помощи слайда с контурной картой, где горы обозначены цифрами.
Использование ребусов для изучения географической номенлатуры считаю наиболее подходящим вариантом.
Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.
Ребусы прекрасно включаются и дополняют любой образовательный материал, привнося в урок оригинальный и интересный элемент.