Урок географии в 5 классе «Источники географической информации. Почему нужно изучать географию»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Раздел I Источники географической информации. Почему нужно изучать географию
(Тема урока)
1. |
ФИО Собачкина Надежда Павловна |
2. |
Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Бурасы Новобурасского района Саратовской области» |
3. |
Должность учитель географии |
4. |
Предмет география |
5. |
Класс 5 |
6. |
Тема и номер урока в теме №1 Раздел I Источники географической информации. Почему нужно изучать географию
|
7. |
Базовый учебник В.А. Кошевой, Т.Л.Смоктунович, О.А. Родыгина География (Наша Земля). Учебник, 5 кл., ФГОС |
8. Цель урока: Создать условия для изучения новой темы. Определять роль географии. Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.
9. Задачи урока по достижению планируемых результатов:
предметные: - сформировать знания о науке география, умение работы с атласом и контурной картой
метапредметные: - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.
· Учащиеся должны уметь составлять план текста,
· Ставить учебную задачу под руководством учителя;
· Планировать свою деятельность под руководством учителя;
· Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
· Оценивать работу одноклассников;
· Получать различную информацию из различных источников.
личностные: - уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
10. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
11. Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Работа с текстом и рисунками, комментированное чтение, использование электронного приложения к учебнику, работа с картами атласа.
12. Необходимое техническое оборудование: физическая кapтa, карта полушарий, презентация, атласы, контурные карты, тест для закрепления материала, компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, электронное приложение к учебнику.
13. Структура и ход урока:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(Т
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1. Этап мотивации |
Предлагается учащимся определить значимость учебного материала темы.
|
Ученики предугадывают тему урока. Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. |
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе
|
Осознание роли географии в познании окружающего мира. Формулирование темы и цели урока. |
Осознание цели урока. Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
|
Демонстрация электронного ресурса. Учитель задает вопросы по материалам ЭОР. Подводит к решению проблемы урока и предлагает придумать свое название географии. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя по материалам демонстрации ЭОР. Ученики формулируют практическую значимость материала урока. |
Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей. Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям. |
Освоение системы географических знаний. |
Высказывание суждений, подтверждая их фактами.
|
3. Этап выявления места и причины затруднения
|
Постановка перед учащимися учебной проблемы. Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» - неизвестных морей и земель. Согласны ли вы с этим утверждением?
|
Дети формулируют учебную проблему как вопрос.
|
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). |
Формируются первичные навыки географического мышления.
|
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
|
Объяснение учителя нового материала. |
Слушают рассказ учителя.
|
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Формирование устойчивого познавательного интереса. Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать.
|
Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
|
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
|
5. Этап реализации построенного проекта |
Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.
|
По группам выполняют творческое задание.
|
Понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
|
Определять роль географии.
|
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
6. Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
|
|
|
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Дается задания по группам.
|
Выполняют тест (определите какие утверждения
|
Формирование ответственного отношения к учению. |
Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу.
|
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Выполнение практикума индивидуально. |
Смысловое чтение текста параграфа. Работают с текстом учебника, анализируют. Самостоятельно составляют схему (кластер). |
Вычитывать все уровни текстовой информации Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. |
Формирование умений и навыков использования географических знаний. |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
9. Этап включения в систему знаний и повторения |
Проверяет правильность выполнения работы.Просит учащихся сформулировать определение понятия “география”. Организует деятельность по применению новых знаний.
|
Самостоятельно знакомятся со схемой “Географические науки”, проговаривают алгоритм действий. Формулируют определение понятия, опираясь на имеющиеся знания. Выписывают названия географических наук, отрабатывают действия, соответствующие заданию. |
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Формирование устойчивого познавательного интереса.
|
Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
|
Умения самостоятельно делать выводы, применять полученные знания. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Рефлексия учащихся в конце урока при подведении итогов: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Подводит итоги урока. Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему? Комментирует и выставляет оценки за урок.
|
Обобщают, делают выводы по теме. Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание. Оцените свою деятельность на данном уроке:
|
Ценностное отношение к изучаемой теме. Формирование ответственного отношения к учению. |
Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности.
|
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
11. Домашние задание |
Предлагает домашнее задание на выбор. Изучить параграф 1 и составить словарь основных понятий по теме. Составить кроссворд по теме. Ответить на вопросы. |
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |
|
|
|